Нефтекамская Епархия | Башкортостанская Митрополия Московский Патриархат

Вторник, 02 Декабрь 2014 14:19

Доклад Преосвященного Амвросия на III рождественских епархиальных чтениях Нефтекамской епархии

Автор 

 

БИРСК. 2 декабря 2014 г.

2 декабря 2014 года, в Городском дворце культуры города Бирск, прошли III-е Епархиальные образовательные чтения, организованные Нефтекамской епархией Башкортостанской митрополии Русской Православной Церкви.

Тема чтений – «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси». Чтения посвящены 1000-летию памяти равноапостольного великого князя Владимира.

В чтениях участвовали Уфимская Салаватская епархии, Башкортостанской митрополии, а также епархии ближнего зарубежья, Совет по государственно-межконфессиональным отношениям при Президенте Республики Башкортостан, ВУЗы и общественные организаций Республики Башкортостан.

На чтениях с докладом выступил Преосвященный Амвросий епископ Нефтекамский и Бирский, Управляющий Нефтекамской епархией:

 

Д О К Л А Д

Управляющего Нефтекамской епархией

Епископа Нефтекамского и Бирского Амвросия

на открытии III ежегодных епархиальных образовательных рождественских чтениях–«Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси».

 

 

Ваше Высокопреосвященство!

Ваше Преосвященство!

Уважаемый Вячеслав Петрович!

Уважаемый Николай Анатольевич!

Дорогие отцы, братья и сестры!

 

Приветствую вас на открытии III ежегодных епархиальных образовательных рождественских чтениях, которые в этом году посвящаются предстоящему общецерковному празднику 1000-летия со дня преставления равноапостольного великого князя Владимира. Тема Чтений–«Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси».

1026 лет назад на берегу Днепра случилось событие, повлиявшее на весь ход истории русского народа. Князем Владимиром была крещена Киевская Русь. В тот день в днепровской купели родилась русская государственность, родился богоносный русский народ со своей особой системой нравственных координат.

Выбор восточной ветви христианства – Православия – был определен рядом причин, внутренних и внешних. В этот период сформировалась необходимость этнокультурного объединения всех земель. Язычество уступило место христианской религии – Свету и Истине.

Переход к христианству имел огромное историческое значение и сказался на всех сферах жизни древнерусского общества. Принятие новой религии помогло установить политические, торговые, культурные связи со странами христианского мира. Но самое главное и значимое это было просвещение наших предков светом Евангелия, воспитание людей на заповедях любви к ближнему и милосердия, что оставило неизгладимый след в формировании души русского народа или менталитета, как сейчас принято говорить. Важно отметить, что первым делом после крещения своих сородичей, князь Владимир создал школы, в которых обязал обучаться всем детям княжеского и боярского рода, этим самым определив не только духовный, но и интеллектуальный уровень молодой Руси. 

Со временем, на этом фундаменте, Киевская Русь дала жизнь новому государству – Россия, которое, в союзе братской любви и единстве с Белой Русью и Малой Русью стала крупнейшей православной державой в мире. И даже годы гонений на Церковь, жестокие репрессии против священников и верующих, жесткая атеистическая пропаганда не смогли убить веру и дух православия в русском народе. Закрывались храмы, разрушались монастыри, ссылались священники, но вера в сердцах людей оставалась живой и действенной. Убежден, что именно благодарю этому наш народ отдал сокрушительный отпор лютому врагу в Великой Отечественной войне и вышел победителем во Второй Мировой войне.  И когда в 1988 году Русь отмечала 1000-летие со дня крещения, в наши храмы, на праздничные мероприятия, пришли миллионы людей. Это событие стало началом духовного возрождения Святой Руси, многогранного и комплексного процесса растянувшегося на четверть века, которого глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волокаламский Иларион в своем авторском видеофильме по правде назвал «вторым Крещением Руси». Таким образом, 1988 год стал не только переломным моментом в жизни нашего Отечества, но и началом нового бытия Русской Православной Церкви – эпохой духовного возрождения России, продолжающегося и по ныне. Конечно, не все в нашем обществе согласны с этим утверждением. Нередко из среды невоцерковленных наших сограждан слышатся голоса о том, что уже всех, кого можно было покрестить - покрестили, и все, что можно было построить - построили, а Церковь, как общественный институт, уже не представляет для широких масс такого интереса, как это было 25 лет назад. Но жизнь опровергает эти досужие домыслы. Достаточно вспомнить событие прошлых лет, когда в пределы Русской Церкви были принесены со Святой Горы святыни мирового значения: пояс Пресвятой Богородицы и ковчег с дарами волхвов. За короткий срок пребывания, святыни посетили не тысячи и даже не сотни тысяч, а миллионы верующих. Это говорит о том, что вера продолжает быть массовым явлением, а Церковь остается притягательной для миллионов людей.

Но так как Церковь это живой организм, внешнее проявление веры невозможно без полноценного внутреннего преображения членов Церкви. И в этом как раз залог нашего перехода от внешней религиозности к внутреннему деланию, к духовности. Святейший патриарх убежден, что «каждый храм в лице настоятеля, клира, приходских работников и воцерковленных прихожан призван стать участником миссии свидетельства о Христе ближним и дальним, вовлечение их в евхаристическую жизнь приходской общины. Все члены прихода и тем более его сотрудники делают одно общее дело, дело Божие, и совершать его необходимо с ревностью о славе Господней во исполнение слова Спасителя: «Будете Мне свидетелями в Иерусалиме <…> и даже до края земли» (Деян. 1:8)» (из Выступления Святейшего Патриарха Кирилла на открытии V Всецерковного съезда епархиальных миссионеров). Для достижения этой цели, Предстоятель нашей Церкви святейший патриарх Кирилл вот уже шестой год прилагает неимоверные усилия с тем, чтобы пробудить наши уже сформировавшиеся приходы к более действенному образу жизни по Евангелии, к исполнению заповедей нашего Спасителя не только на словах (то есть в церковной проповеди), но и на деле. Святейший патриарх неустанно напоминает нам о значимой и жизненно необходимой миссии Церкви в современном обществе. Его призыв к усилению на приходах миссионерской и катехизаторской деятельности,  социального служения, работы с молодежью, образовательной деятельности среди прихожан, недостаточно рассмотреть как доброе пожелание. Это исходит из самой сущности Церкви и Ее служения в мире и этому свидетельствуют те процессы, которых запустил Святейший Патриарх Кирилл, — создание новых приходов в самые отдаленные места, разукрупнение епархий и объединение их в митрополии. Ставши новым импульсом церковной жизни, они призваны дать второе дыхание процессу «второго Крещения Руси».

Исходя из вышесказанного, позволю себе определить задачей нашего сегодняшнего мероприятия выявить опыт тех или иных общественных и образовательных учреждений, а также отдельных уважаемых в научном сфере лиц, в вопросах понимания и осознания важности процесса духовного возрождения Святой Руси, а также  воспитания в себе самих и, особенно в подрастающем поколении, ясного понимания того, что русский народ родился и рос на Евангельских заповедях, дав миру великого сонма святых и неисчислимое количество новомучеников и исповедников веры и благочестия.

Я желаю всем нам плодотворной работы и благодарю всех присутствующих за участие в наших Чтениях.

 

Информационный отдел Нефтекамской епархии

Прочитано 2227 раз Последнее изменение Среда, 03 Декабрь 2014 11:04
Нравится
Вы здесь: Главная События Служения Архиерея Доклад Преосвященного Амвросия на III рождественских епархиальных чтениях Нефтекамской епархии

Популярные статьи

Последние статьи

Случайные статьи

Публикации