Нефтекамская Епархия | Башкортостанская Митрополия Московский Патриархат

Воскресенье, 07 Февраль 2016 14:35

Священномучениче Аверкие и преподобноисповедниче Максиме молите Бога о Нас! Избранное

Автор 

 

Священномученик Аверкий (Северовостоков) и преподобноисповедник Максим (Попов) Рябашский – новомученики Нефтекамской епархии

 Священномученик Аверкий (Северовостоков)

Священник Аверкий Яковлевич Северовостоков (1845-1847гг. – 30.06.1918) происходил из старинного священнического рода. Родился в семье священника.

О. Аверкий был женат. Жена - Евдокия Васильевна (урожденная Кадомцева, 1850г.р.). В семье было 6 человек детей (4 сына - Павел, Порфирий, Петр, Сергей и две дочери). Старшие трое (двое сыновей и дочь Алевтина) родились до 1883 г. О.Аверкий старался дать детям хорошее образование. Все четверо сыновей окончили Уфимскую Духовную Семинарию и служили Церкви. (Впоследствии священник Петр Аверкиевич Северовостоков был репрессирован).

В 1913г. о.Аверкий был назначен действительным членом Епархиального комитета Православного миссионерского общества. На протяжении ряда лет, как настоятель храма в честь св.Иоанна Златоуста, он являлся действительным членом попечительства при одноименной церкви Уфимской Духовной Семинарии.

О. Аверкий был расстрелян красноармейцами после начала чехословацкого мятежа незадолго до падения Советской власти под ударами наступавшей Белой Армии, когда репрессии со стороны большевиков особенно усилились.

По воспоминаниям современников событий - старожилов села Емаши, в день гибели - 17/30 июня 1918г., в День всех святых, в земле Российской просиявших, о. Аверкий совершал праздничный молебен на центральной площади села при большом стечении народа. В этот момент в село ворвался отряд красноармейцев. Священника, который был в полном облачении, отделили от народа, отвели к сараю Швалевых тут же у площади (по-местному, "швалевской каменухи", т.е. сараю из камня-плитняка), поставили к стене и расстреляли на глазах у всех. Та же участь постигла и церковного старосту.

По другой версии - сохранившемуся семейному преданию: в день гибели о. Аверкий отпевал покойника, звучал погребальный звон колоколов когда в село вошел отряд красноармейцев. Они высказали недовольство, почему их встречает погребальный звон и потребовали более торжественной встречи. О. Аверкий ответил, что сначала он должен проводить усопшего, как подобает по церковному чину. За такую "встречу" войск священника и расстреляли.

О. Аверкия и старосту в Емашах похоронили, батюшку - около церкви, где и раньше хоронили Емашинских пастырей. В конце 1920-х гг. церковь в селе была закрыта и использована властями для других целей. К 1970-м гг. от нее остался один фундамент. Около 1975 г. на территории церкви копали траншею под фундамент нового клуба и наткнулись на обложенный кирпичами склеп, в котором находился гроб, предположительно, с останками о. Аверкия: сохранились косточки, облачение белого и зеленого цветов, шитое золотой парчой; на груди усопшего стояло кадило, наперсного креста обнаружено не было. Останки были вновь преданы земле, точное их местонахождение в настоящее время не известно.

26.10.1999 года иерей Аверкий Северовостоков был канонизирован как местночтимый святой Уфимской епархии с установлением даты памяти 17/30 июня (день мученической кончины 1918 г.).

По представлению Архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви (13-16 августа 2000г.) иерей Аверкий Северовостоков был причислен к Собору новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания с датой памяти Первое воскресение, начиная с 25.01/07.02

Преподобноисповедник Максим (Попов) Рябашский

Преподобномученик иеромонах Максим (в миру - Мефодий Григорьевич Попов), родился в зажиточной крестьянской семье, которая издавна славилась крепкой верой в Бога. Его отец был попечителем церкви села Большой Сурмет в Самарской губернии. В его доме строго соблюдали все посты, христианские праздники, говели и причащались, ходили в храм и молились дома. Монашескую стезю избрали четверо из пяти его детей.

В начале 1900-х годов Мефодий Григорьевич венчался и в глубоко православном духе устроил свою семейную жизнь.

В революцию у семьи Поповых забрали все, опустошили амбары, свели со дворов скот, отобрали землю и хутор. В это смутное и страшное время торжества зла Мефодий Григорьевич сыграл важную роль в своем приходе в отстаивании чистоты Церкви и истин веры.

в обновленческую смуту к Мефодию Григорьевичу несколько раз приезжали целые делегации сектантов-мормонов и упрашивали его перейти в их секту, но он всякий раз отстаивал правду Православия и выпроваживал непрошенных "гостей" ни с чем.

Весной 1922 г. скончались отец и жена Мефодия Григорьевича от голода и тифа, сам он чудом остался жив. После смерти жены Мефодий Григорьевич наложил на себя обет безбрачия, стал еще больше молиться и решил принять монашеский постриг.

В 1926 году Управляющим Уфимской епархией епископом Иоанном (Поярковым) Мефодий Григорьевич Попов был пострижен в монашество с именем Максим и рукоположен в сан священника во Владимирском Каменском монастыре. С 1929 по 1929 гг. иеромонах Максим служил в монастырском храме Сергиевского женского монастыря Белебеевского уезда Уфимской губернии (в 10 км от г. Белебея).

Зимой 1927-1928гг. власти закрыли монастырь и организовали в нем колонию для беспризорных, остаться для службы в храме разрешили только о.Максиму и 10-12 монахиням. Все оставшиеся, о.Максим с двумя детьми и монахини, жили в двух сторожках при храме в тесноте и нужде. Приход был большой, жители окрестных деревень привозили дрова и скудные припасы, матушки готовили пищу на костре. Однако жизнь при храме продолжалась и проходила в духовной радости, никто не роптал, хотя и не знали, когда придет их черед стать изгнанниками. Однажды ночью колонисты разбили окно в алтаре и ограбили монастырь. О.Максим, дождавшись рассвета, отправился пешком в Белебей и к вечеру принес антиминс бывшего городского тюремного храма, переданный ему настоятелем собора. Так Господь избранным Своим посылал испытания и скорби. Зимой, в конце 1929г., храм закрыли - поздно вечером, после службы, чтобы было меньше шума и глаз. О.Максиму начальник колонии разрешил взять некоторые вещи и продукты только ради его двоих детей, монахиням с собой не разрешили взять ничего.

С февраля 1930 года Владыка Иоанн (Поярков) благословил о. Максима служить в Пророко-Ильинской церкви с. Рябаш Приютовского (ныне Ермекеевского) района, где несколько времени тому назад скончался священник и церковь была закрыта. Власти иногда вызывали батюшку в район по поводу уплаты налогов и другим делам, держали целый день, и батюшка возвращался заполночь. Активная церковная деятельность нового священника привлекла пристальное внимание властей. Постоянного жилья у о. Максима с детьми не было: он переходил из дома в дом, живя у крепко верующих крестьян.

Весной 1922 г. скончались отец и жена Мефодия Григорьевича от голода и тифа, сам он чудом остался жив. После смерти жены Мефодий Григорьевич наложил на себя обет безбрачия, стал еще больше молиться и решил принять монашеский постриг.

В 1926 году Управляющим Уфимской епархией епископом Иоанном (Поярковым) Мефодий Григорьевич Попов был пострижен в монашество с именем Максим и рукоположен в сан священника во Владимирском Каменском монастыре. С 1929 по 1929 гг. иеромонах Максим служил в монастырском храме Сергиевского женского монастыря Белебеевского уезда Уфимской губернии (в 10 км от г. Белебея).

Зимой 1927-1928гг. власти закрыли монастырь и организовали в нем колонию для беспризорных, остаться для службы в храме разрешили только о.Максиму и 10-12 монахиням. Все оставшиеся, о.Максим с двумя детьми и монахини, жили в двух сторожках при храме в тесноте и нужде. Приход был большой, жители окрестных деревень привозили дрова и скудные припасы, матушки готовили пищу на костре. Однако жизнь при храме продолжалась и проходила в духовной радости, никто не роптал, хотя и не знали, когда придет их черед стать изгнанниками. Однажды ночью колонисты разбили окно в алтаре и ограбили монастырь. О.Максим, дождавшись рассвета, отправился пешком в Белебей и к вечеру принес антиминс бывшего городского тюремного храма, переданный ему настоятелем собора. Так Господь избранным Своим посылал испытания и скорби. Зимой, в конце 1929г., храм закрыли - поздно вечером, после службы, чтобы было меньше шума и глаз. О.Максиму начальник колонии разрешил взять некоторые вещи и продукты только ради его двоих детей, монахиням с собой не разрешили взять ничего.

С февраля 1930 года Владыка Иоанн (Поярков) благословил о. Максима служить в Пророко-Ильинской церкви с. Рябаш Приютовского (ныне Ермекеевского) района (сегодня расположен Богородице-Тихвинский монастырь), где несколько времени тому назад скончался священник и церковь была закрыта. Власти иногда вызывали батюшку в район по поводу уплаты налогов и другим делам, держали целый день, и батюшка возвращался заполночь. Активная церковная деятельность нового священника привлекла пристальное внимание властей. Постоянного жилья у о. Максима с детьми не было: он переходил из дома в дом, живя у крепко верующих крестьян.

 

Прочитано 1870 раз Последнее изменение Воскресенье, 07 Февраль 2016 14:41
Нравится
Вы здесь: Главная События Епархиальные новости Священномучениче Аверкие и преподобноисповедниче Максиме молите Бога о Нас!

Популярные статьи

Случайные статьи

Публикации