Нефтекамская Епархия | Башкортостанская Митрополия Московский Патриархат

Понедельник, 17 Декабрь 2012 21:35

Кто ты, Дедушка Мороз:подлинная личность Деда Мороза?

Автор 

Все в ожидании Нового года и Рождества Христова. Главные символы Нового года – елка и, конечно же, Дед Мороз. А задавались ли вы когда-нибудь вопросом, кто такой Дед Мороз, откуда он взялся?

Еще до середины XIX века никто в России не имел представления о Деде Морозе.

Долгое время Дед Мороз и елка с Новым годом существовали раздельно. Их объединение произошло во второй половине XIX века, когда в России вслед за немцами попытались создать своего «рождественского деда», который тоже дарил бы детям подарки. На западе современный образ Деда Мороза родился незадолго до Рождества 1822 г. как раз тогда Клемент Кларк Мур написал поэму «Приход святого Николая». Ее появление и считается днем рождения милого добряка Санта Клауса, зарубежного прототипа Деда Мороза.

При императоре Александре Втором это был «старый Рупрехт». Десять лет спустя – «дедушка Николай», в 1886 году появился Морозко, а к началу XX века и сам Дед Мороз. После Октябрьского переворота 1917 года дедушка подвергся гонениям вместе с елкой и рождественскими праздниками. Специальные патрули ходили по улицам, заглядывая в окна – нет ли тут каких-либо намеков на праздничное торжество. Но 28 декабря 1935 года подобную практику признали «левыми перегибами» и намекнули – праздник вернуть в обиход советских граждан. В считанные дни намек был реализован, и новый, 1936 год страна встречала под елкой. В январе 1937 года Дед Мороз со Снегурочкой были удостоены чести приветствовать гостей в Московском Доме Союзов. Так кто же он на самом деле?

В славянской мифологии Дед Мороз олицетворение зимних морозов. Имел особые приметы: длинную белую бороду, красную, синию или белую шубу, на ногах валенки, в руке посох. Ездил на тройке лошадей. Неразлучен со своей внучкой Снегурочкой.

Восточные славяне – народ творческий, вот почему все природные стихии у них издавна были персонифицированы. Так, мороз представлялся им в виде невысокого старичка с длинной седой бородой, который бегал по полям и вызывал трескучие морозы. Чтобы познакомиться с ним поближе достаточно обратиться к русским пословицам и поговоркам. Немало рассказано о старичке и в сказках. Здесь Мороз – добрый, но справедливый волшебник, выступающий под прозвищами Студенец или Трескунец. Отношение Русской Православной Церкви к Деду Морозу неоднозначное. Ведь в своих истоках он является языческой персонификацией сил природы и просто волшебником, что противоречит христианскому учению. С другой стороны, это прочно установившаяся культурная традиция.

В действительности же, как уже указывалось выше, под образом Деда Мороза скрывается действительно историческая личность IV века - Святитель Николай, архиепископ Мирликийский, родиной которого является город Мира, расположенный на современной территории Турции. Архиепископ Николай стал почитаемым святым из-за ревностного отношения к правильному исповеданию догмата о Святой Троице против ереси ариан, считавших кощунственно Господа Иисуса Христа не Богом, а обычным человеком. Также Святитель Николай прославился многими добрыми делами, в которых он особо помогал бедным и детям. Как же появилась традиция дарить детям подарки от владыки Николая? А вот как. Давным – давно, в X веке, в Кельнском кафедральном соборе в день памяти Святителя Николая, 6декабря по старому стилю, а по новому 19 декабря, ученикам церковно-приходской школы начали раздавать фрукты и выпечку. Обычай оказался настолько живучим и так всем полюбился, что очень скоро распространился за пределами Германии.

Со временем на ночь в домах стали вешать специальные башмачки и чулочки, чтобы Святителю Николаю было куда положить угощение. Традиция имела и воспитательный характер – подарки на праздник получали лишь послушные дети, а шалунам Святой Николай приносил розги, напоминая о хорошем поведении. Вот почему, готовясь к празднику, дети старались поменьше проказничать и вести себя лучше, а у родителей появился хороший инструмент в управлении чадами – чуть что, так сразу напоминали о розгах, которые шалун мог получить вместо подарка.

 К сожалению в России, хотя и святитель очень почитался, традиция дарить подарки детям пришла с языческим персонажем Деда Мороза, который конечно унаследовал некоторые черты владыки Николая.

На западе сам образ святителя Николая стал постепенно выхолащиваться. В XVI веке после Реформации Мартина Лютера из богослужебной практики исключили почитание святых. Вместе с этим исчез и праздник Святителя Николая. Однако народные традиции не так легко победить. К тому же в католических странах праздник в честь Угодника Божия продолжали праздновать. В протестантских же странах Чудотворец преобразился в иной персонаж, который, как и раньше, приносил детям подарки. Это был либо «Отец Рождества», либо «Рождественский дед». Изображали его в виде гнома и старика с различными спутниками. Сменил он и место жительство, перебравшись из теплого города Мира в арктическую Лапландию. День вручения подарков перенесли с 6 декабря на период рождественских праздников, то есть на 24 декабря. В Северную Америку Святой Николай попал из Голландии. Его статуя была укреплена на носу фрегата «Goede Vrove», возглавлявшего несколько нидерландских кораблей, прибывших в 1626 году в Новый Свет. Голландцы купили у индейцев землю, назвали свой поселок Новый Амстердам (ныне известный город Нью-Йорк) и перенесли статую святого с корабля на главную площадь. Пока несли, называли статую «Синтер Класс», со временем, это стало звучать как «Санта Класс», а позднее – «Санта –Клаус». Так в Америке и стали именовать того, кто приносить перед Рождеством подарки по домам. Но история преображения Святого Николая в Санта Клауса на этом не заканчивается. Американский учитель греческой и восточной литературы Клемент Кларк Мур, который был к тому же протестантским священником, слыл большим любителем поэзии. В 1822 году на него снизошла какая-то особая муза, и он сотворил поэму «Ночь перед Рождеством, или визит Святого Николая». Перед Рождественскими праздниками произведение вышло в свет. У американского пастора святой изобразился в виде жизнерадостного эльфа с круглым брюшком и трубкой во рту, из которой непрестанно шли клубы табачного дыма. Так Святой Николай потерял епископские облачения и пересел на упряжку оленей, которых тоже в первые придумал Мур.

Надеюсь, что в наше новейшее историческое время нам получится постепенно отбросить весь ложный образ этого великого угодника Божия, чтобы не скрывались под его образами языческие мифологические персонажи Деда Мороза и эльфа Санта Клауса. А подлинная вся красота личности владыки Николая стала известна подрастающему поколению. Что стремления делать людям добрые дела, связаны с подражанием добродетелям Господа Иисуса Христа, забота о бедных и детях должна являться одной из составляющих моментов христианской жизни.

 иеромонах Дорофей (Пурис), по материалам журнала-путеводителя "Православный паломник" №12 2012 г.

Прочитано 10593 раз Последнее изменение Понедельник, 17 Декабрь 2012 21:44
Нравится
Вы здесь: Главная События Публикации Кто ты, Дедушка Мороз:подлинная личность Деда Мороза?

Популярные статьи

Последние статьи

Случайные статьи