Введение
Духовная жизнь нашего общества в настоящее временя характеризуется рядом особенностей. Прежде всего, это явно выраженное стремление человека к поиску форм своего духовного существования, неудовлетворенность все нарастающей активизацией материальной составляющей своей жизни.
В человеческой среде всегда идет процесс дифференциации общества по материальному признаку. В России особенно, после того как «был поднят железный занавес», этот процесс активизировался по меньшей мере на порядок. Появилась возможность приватизировать материальные богатства страны. «Серое общество» стало делиться на белых и черных по материальному признаку. Этот процесс в определенной степени спровоцировал дифференциацию общества и в духовной сфере. С одной стороны, появились «технари»: компьютерщики, бизнесмены, финансисты и пр. т.е. люди активно занятые в сфере материального производства. Для этого требовалась полная отдача сил и времени, иначе «не сделаешь карьеру» или «прогоришь». С другой стороны, как бы в противовес такой тенденции, в обществе явно проявилась особая тяга к духовному осмыслению своей жизни, поиска утраченных духовных ориентиров, поиска слова истины, поиска слова Божьего. Это было явное проявление Божией милости к нашей стране.
В России как в стране традиционного православия, которое было подвергнуто жестокому преследованию со стороны атеистического государства, в это смутное время сразу не хватило сил вознести Слово Божие к мятущемуся обществу. Предвидевшие эту ситуацию православные священнослужители прямо и обеспокоено говорили, что «настанет время, когда слово Божие можно будет нести людям прямо через средства массовой информации, и мы не сможем это сделать как должно».
Западное христианство, особенно протестантизм, всегда отличавшийся некоторой легковесностью и подвижностью, «адекватно» отреагировало на ситуацию. У всех на памяти время, когда обе столицы, особенно С.- Петербург буквально забрасывался листовками с ликами протестантских, прежде всего неохаризматических проповедников, не жалевших никаких денег на аренду концертных залов, а то и целых стадионов для того, чтобы просветить «исчадие ада», создать «свою, живую церковь». Что двигало этими людьми? Заблуждение, ложно понятая собственная значимость как духовных людей, тщеславие, в котором, по-видимому, они и сами не отдавали себе отчет. Это был «чуждый огонь», сущность которого так или иначе должна была проявиться.
В этот период западного нашествия голос Православной церкви не был возвышен, были лишь отдельные проявления протеста наиболее консервативных общин. Сейчас стало ясно -это была мудрость от Бога. Было бы гораздо хуже, если бы кровоточащее от ран Российское Православие после осады и ударов воинствующего государственного атеизма сразу же вступило в открытую богословскую полемику и борьбу, используя при этом административные рычаги доминирующей конфессии, с западным протестантизмом, хлынувшим в страну. Оболваненная атеизмом и прелестями западной жизни, российская молодежь этого бы не поняла. Всякому делу свое время. Бог из плохого всегда делает добро. И, как было сказано православным служителем и писателем дьяконом А. Кураевым, «призывы протестантов принять Христа как своего личного Спасителя приведут жаждущего истины в Православие». Сейчас этот процесс только набирает силу.
Из наиболее «ярких» проявлений западного христианства является харизматическое или неопятидесятническое движение. В основе этого движения лежит уже не сколько христоцентричность, как у всех протестантов, сколько поиск проявлений Духа Святого, концентрация на экстатичных состояниях, которая становится уже самоцелью. Идеология движения основывается на авторитете Библии, откуда были выбраны все места, где говорится о духовных дарах, различных формах их проявления. Если раньше, во времена апостолов, это было действительно излияние Духа Святого, целью которого было создание и укрепление Церкви, подобно тому как дела Сына Человеческого свидетельствовали о Нем как и о Сыне Божьем, то в настоящее время видимые духовные проявления подаются как свидетельство обратного характера – как слабость и несостоятельность традиционной Церкви, в которой подобных проявлений нет. Именно здесь проходит граница, отделяющая действительно одарованных христиан, служащих своими дарованиями Церкви Христовой и, в конечном счете, людям, от сектантов, которые в угаре тщеславия от собственной «одарованности» не признают Церковь, существующую уже почти 2000 лет. Они говорят о «новом излиянии Духа Святого», подобно тому какое было в день пятидесятницы, о «пробуждении» или «реставрации»; по сути дела возводится хула на Духа Святого всегда живущего в Церкви, благодаря которому Она и существует и исполняет дело Божие на земле. Что же касается Даров – они всегда были в Церкви, т.к. это дары Божии, данные Богом Невесте Своей -Церкви Христовой для служения, чтобы были и плоды. Эти дары не имеют ярлыков для рекламы их обладателей. Их не нужно афишировать в концертных залах, разносить по каналам СМИ. Более того, подобно Христу, даже говорить о них не следует, чтобы не вызвать нездоровый ажиотаж и потребительское отношение к Богу.
Там где слышится голос против Церкви, там и «духи злобы поднебесные». Они очень хорошо научились воздействовать на незащищенную психику человека, вызывая различные состояния. Более того, они могут подвергнуть тело человека воздействию, от которого может возникнуть болезнь или обратная реакция - прекращение внешних признаков болезни. Основная цель - отделить человека от благодатного и спасительного воздействия духа Христова, действующего через Церковь и направить его по закоулкам, чтобы он заблудился и запутался. Ему позволяется даже создать свою «новую церковь» и обильно снабдить её «дарами». Но вот чего нет в подобного рода церквях, так это самого Тела Христова и Его крови. Это делает только Сам Господь в Своем Доме. И здесь не место крикам, бурным проявлениям плотской радости, экстатическим состояниям в форме пророчеств, говорения на языках. Здесь происходит несоизмеримо большее –таинство явления самой Жизни, вкушение «источника бессмертного». Возникает своего рода парадоксальная ситуация, - протестантизм, обвиняя традиционные церкви в обрядовости, по сути сами исполняют обряд, лишенный благодатного воздействия. Доказательством тому - полное непризнание протестантами преемственности в церковной жизни и исполнения церковных таинств. Как всегда в духовной жизни, в основе заблуждений лежит гордость «я знаю и понимаю лучше, и никто мне не указ», вместо того, чтобы молитвенно исследовать конфликтную ситуацию, вынести её на «собор», как это было уже в первой христианской церкви. Неохаризматические церкви не стремятся особенно исполнять заповедь Божию о причастии, т.к. гораздо более сильное воздействие на душу человека видят в «горячей проповеди», видимых духовных явлениях, восторженных песнопениях.
Что же касается «языков» и «пророчеств», то это лишь весьма малая часть того, что может дать Господь, если это нужно как « знамение для неверующего» или для «наставления». Все это есть в Церкви и сейчас, и всегда было. Для этого нужно лишь познакомиться с историей Церкви, пообщаться со служителем Церкви без предубеждения и самомнения. Церковь не отрицает дары, наоборот они в ней проявлены обильно, и не видеть этого, значит быть духовно слепым.
Цель настоящей работы – показать историю постепенного отхода от Церкви движения, которое именуется сейчас как неопятидесятничество. Показать, что чем афиширует сейчас это движение, отнюдь не является признаком высокой духовности, а скорее наоборот отходом и полным разрывом с Церковью, с Её благодатным влиянием и спасительной ролью как Тела Христова. Автор попытается показать, что есть весьма существенная разница между действительно одарованными членами Церкви Христовой и сектантами, которые отвергают Церковь, используя при этом превратно истолкованные выдержки из Святого Писания, используют эффектные явления, в основе которых экстатичные состояния психики человека.
В работе преимущественно использованы материалы из книги кандидата богословских наук священника Игоря Ефимова «В вере ли вы?», материалы православных СМИ, а также книги президента пятидесятнического комитета Европы, секретаря подготовительного комитета мировых пятидесятнических конференций, редактора мирового пятидесятнического журнала пастора Якова Цопфи « На всякую плоть», и пастора Гарольда Мак Дугала «Говорить языками».