Нефтекамская Епархия | Башкортостанская Митрополия Московский Патриархат

Воскресенье, 17 Февраль 2013 23:57

Проповедь в Неделю 37 по Пятидесятнице

Автор 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Дорогие отцы, братия и сестры! Евангельское повествование, переданное нам святым апостолом и евангелистом Лукой ( Лк., 94 зач., XIX, 1-10), которое только что вы слышали, говорит о том, как Господь Иисус Христос проходил через город Иерихон. В этом городе жил мужчина, который был мытарем, сборщиком налогов, и был весьма богат. Он очень хотел увидеть Иисуса, ибо много слышал о Нем. Но так как он был мал ростом, а Иисус всегда был окружен многими людьми, он решил подняться на дерево и хотя бы краешком глаза увидеть того самого Иисуса. У него на душе не было другого желания, кроме как увидеть своими глазами того, о ком все говорили. Но Господь наш Иисус Христос - сердцеведец, зная его добрые помыслы, остановился и обратился к нему со словами: «Закхей, - ибо так его звали -, слезь с места, ибо сегодня в доме твоём должен я ужинать». Велика была радость этого человека. Необъяснимо было его состояние душевное, так как Тот, Которого он пожелал хотя бы увидеть, не прошел мимо, но обратился к нему, назвал его по имени, и более того, обрадовал его великой радостью пребывания в его доме. Сколько праведников было в этом городе, сколько людей желали, чтобы Господь хотя бы проходил мимо их дома. Но Господь решил остановиться в доме человека, которого почти никто, а может, даже и никто из жителей Иерихона не уважал и не ценил из-за его должности, рода деятельности. Ни он, ни его помощники не были в почете, никто их не уважал, ибо, злоупотребляя своим положением, они взимали с людей выше и больше того, что полагалось. У них не было ни уважения, ни славы, ни любви со стороны людей. Но Господь более милостив, чем все остальные, он не смотрит ни на род деятельности человека, ни на цвет его кожи, ни на его язык, кроме как на сердце. И узрел Господь любящее сердце этого человека, его решимость, его добрую волю, благой помысел. И настолько он желал видеть Христа, что удостоился не только увидеть, но и принять его в своём доме. Это огромная и великая честь, которую оказал наш Господь, привела его душу в восторг, ибо мы видим, что, приняв Господа в своем доме, он предлагает ему ужин. Люди, которые зашли за Иисусом в дом, то есть живущие в том доме, стали роптать в сердце своем и говорили в мыслях своих, что Господь зашел к неправедному, ибо он, видимо не зная того, решил остановиться в доме грешного человека и разделить трапезу с недостойным.

Как часто и мы, дорогие братия и сестры, осуждаем тех людей, у которых счастье, какое либо торжество, но говорим себе, разве они этого достойны. Нам всегда хочется, чтобы в наш адрес были выражены слова благодарности, и побольше бы было внимания к нашей персоне. Чтобы всегда были в почёте, чтобы нас считали хорошими людьми. И когда это бывает с другими людьми, с нашими ближними, соседями, то порой наше сердце допускает греховные мысли, и мы говорим: «За что ему такое добро, он же грешный. Я знаю его жизнь и поступки. Ошибается тот, который уделяет ему и внимание, и ласку, и заботу, ибо он этого не достоин». Сколько раз мы осуждаем за то, что Господь ему помогает, дает ему и хлеб насущный, и деньги в дом, и благосостояние. А он ведь грешит. Но мы не знаем сердце человека. Сердце человека – это глубина, которая не поддается познанию духовному, ибо сердце есть обитель, которую выбрал себе Бог. Сердце наше есть то место, где пребывает царствие Божие.

Так и случилось с этим грешником, с точки зрения самих людей, ибо Господь знает все его прошлое и настоящее, все его грехи, все его злоупотребления по работе, все его поступки и несправедливости. Иисус Христос не посмотрел на это, а поставил выше всего его чистое, доброе стремление увидеть Бога.

Его желание подняться на дерево можно сравнить с желанием ребенка увидеть что то необыкновенное, какое-либо чудо. Представьте себе, если кто-то из высокопоставленных людей в городе залезет на дерево лишь для того, чтобы увидеть проходящего мимо человека, что о нем будут говорить? Сколько в свой адрес можно будет услышать осуждений и насмешек? И сколько понадобилось смирения Закхею? Для того чтобы оставить свою человеческую гордыню, славу, почёт, уважение, чтобы на одно мгновение подняться, как ребенок, на дерево, чтобы с детским сердцем увидеть Бога.

Господь не мог пройти мимо и не похвалить его решимость и его веру. Поэтому, заходя в его дом и разделяя с ним ужин, этот человек в душевном мире и в восторге обратился к Господу с такими словами: «Господи! Половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо». И это не были простые слова, это были слова, исходящие из глубины души. Ибо, будучи рядом с Богом, иначе невозможно мыслить, настолько благодать Духа Святого коснулась сердца этого грешного человека, что он решил расстаться со всем, что у него было: и с честью, и славой, и деньгами, и всем, что он приобрел. Праведным и неправедным путем, только чтобы не потерять общение с Богом.

Следуя этому примеру из Евангельской истории, многие подвижники благочестия, жития, которые у нас на устах, поступали так же. Приобщаясь благодати Божией, святые отцы оставляли всё, что у них было, готовые терпеть и голод, и холод, и зной, не одеваясь в одежды, не живя в обычных жилищах, но в пропастях и пустынях. И Только ради одной цели - не потерять благодать Божию.

Если бы мы, дорогие братия и сестры, почувствовали, что такое Царствие Божие, то мы бы ни на что не променяли эту великую благодать, о которой апостол Павел пишет, что «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.» (1 Кор. 2, 9) Но мы знаем, что Господь всегда дает нам свою благодать, в Таинстве Евхаристии, в каждодневной молитве, и как Он сам говорил: «Вот Я стою и стучу у дверей своих сынов, чтобы вы меня пустили и чтобы я с вами вместе ужинал». Но не об ужине обычном говорит Господь, а о вкушении тех благодатных даров, о которых говорят Святые отцы церкви, причастники этих даров.

В итоге повествования мы видим, что Господь отвечает на грешные помыслы тех людей, которые по-человечески рассуждают о действиях Господа. И Он отвечает им такими словами: « ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама», то есть чадо Бога. Никто из живущих на земле людей не имеет право говорить, что кто-то избран Богом, кто-то является чадом Божием, а кто-то нет. Все люди, которые живут на земле: и христиане, и нехристиане, и верующие, и атеисты, все люди являются детьми Божьими. И никто из людей не лишен возможности быть настоящим членом земной Церкви и членом Царствия Небесного. Эти слова подтверждают, что даже самый грешный человек в глазах людей имеет право быть сыном Божиим, ибо он есть образ и подобие Бога. Может быть, не так, как бы надо было, может быть, в какой-то степени испорченные образ и подобие, но по сути он есть дите Божие. И добавляет Господь в конце такие слова: «ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее», которые обнадеживают нас, что Господь наш Иисус Христос пришел не ради праведных, не ради святых, но ради нас, грешных.

Ибо Он никогда не проходит мимо наших домов. Если у нас есть истинное желание увидеть Бога, то Бог обязательно остановится и возле нашего дома, около нашей души. И разделит с нами трапезу, трапезу духовную, и насытит наши души благодатью Своею во спасение и наследие Царствия Божьего.

Аминь!

Прочитано 4712 раз Последнее изменение Понедельник, 25 Февраль 2013 00:04
Нравится
Вы здесь: Главная События Служения Архиерея Проповедь в Неделю 37 по Пятидесятнице

Популярные статьи

Последние статьи

Случайные статьи

Публикации