Нефтекамская Епархия | Башкортостанская Митрополия Московский Патриархат

Воскресенье, 25 Апрель 2021 08:58

Слово на Вербное Воскресенье

Автор 

Днесь благодать Святого Духа нас собра,

и вси, вземше Крест Твой, глаголем:

благословен Грядый во Имя Господне;

осанна в вышних

(В сей день благодать Святого Духа нас собрала;

 и все мы, взяв Крест Твой, возглашаем:

Благословен Грядущий во имя Господне; Осанна в вышних)

(стихира праздника)

 

За 500 лет до Рождества Христова пророк Захария предрек торжественный вход в Иерусалим Господа Иисуса Христа: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах.9,9).

После воскрешения Лазаря Господь Иисус Христос, воссев на молодого осленка, направился в Иерусалим. Весть, что Спаситель грядет в Иерусалим, пронеслась по городу, и множество людей вышли на встречу Того, Кто воскресил Лазаря. В ликовании люди срывали ветви с деревьев, устилали своими одеждами путь Спасителю. Осанна в вышних, благословен Грядый во Имя Господне! – слышалось со всех сторон.

Пророк Захария, в торжественном входе Иисуса в Иерусалим провидя приближение времени искупления рода человеческого от греха и смерти, восклицал: Ликуй… дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима. Это значило, что долгожданный Мессия – Спаситель Христос восстановит духовное царство, утраченное Адамом и Евой через грехопадение.

Среди жителей Иерусалима, приветствовавших Господа, находились люди, которые изучали Закон и были в курсе о всех пророчествах.

Они знали все те предречения о Мессии, исполнявшиеся на их глазах, и поэтому должны были стать во главе встречавших, но торжественный вход Господа в Иерусалим вызвал их недовольство.

Почему же они отвернулись от Господа?

Было бы не совсем правильно объяснять это противление Промыслу Божию только тем, что сердца их были исполнены зависти и злобы; причина неприятия ими воли Господней гораздо глубже.

Книжники и фарисеи, как и многие жители Иерусалима, хотели видеть в Иисусе Христе земного царя, имеющего власть освободить народ от владычества римлян. Но в Своей проповеди Господь говорил о Царстве, которое не от мира сего (Ин. 18, 36), о Царстве Божием.

Господь не желал земного господства, и это было непонятно окружавшим Его людям, и даже Его ученикам. Предательство Иуды Искариотского обусловлено именно этими обстоятельствами. Господь провидел, что те же, которые кричали Ему «Осанна!» через несколько дней будут кричать «Распни, распни Его».

Дорога, по которой следовал Господь, постепенно поднималась на Елеонскую гору. На повороте открылся вид на Иерусалим. Но Господь видел не внешнее великолепие города – перед Его взором открылась страшная бездна неверия и порока, поразивших сердца его жителей. И вот мы видим торжество и ликование толпы и скорбящего, сокрушающегося Господа.

Вход в Иерусалим Господа Иисуса Христа ознаменовал собой начало осуществления тайны Искупления рода человеческого, поэтому призыв к радости ветхозаветного пророка Захарии: Ликуй от радости дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима обращен не столько к народу древнего Иерусалима, сколько к чадам Нового Иерусалима – к Церкви Христовой, то есть ко всем нам.

Зададим себе вопрос: как могла произойти такая перемена в сердцах тех, кто восторженно приветствовал Спасителя, а затем, спустя несколько дней, злословили и хулили Его? Но вместо осуждения их полезно обратиться к себе самим и посмотреть, не происходит ли с нами подобного. Ведь ежегодное великопостное покаяние, говение и исповедь, причащение Святых Тайн не являются ли торжественной встречей Господа и Спасителя, подобной той, которую уготовал Ему Иерусалим? Жители Иерусалима возглашали: Благословен Грядый во имя Господне, и мы, приступая ко Святой Чаше, слышим эти же слова и отвечаем на них молитвой: Верую, Господи, и исповедаю! И Господь каждый раз, по Своему неизреченному долготерпению и милосердию, преподает нам Свои Святые Тело и Кровь. Но долго ли мы храним верность нашим обетам? Проходит время – и мы те же, что были: прежние грехи, то же нерадение о душе своей, и с этим мы как бы вместе с древними жителями Иерусалима заново распинаем Спасителя. И сколько раз в жизни происходит с нами такое падение!

Вербное воскресенье мы встречаем в храме с ветвями в руках. Эти ветви – ваии напоминают нам не только о радостной встрече Господа жителями Иерусалима, но и том, что зима не вечна, что пришла весна, опять все зазеленело, цветет и будет приносить плоды. Как часто у многих из нас в душе царит зима. Холод, мертво: нет ни духовных цветов, ни плодов. Но зима сменяется весной: мы знаем, что нет души человеческой, которая не могла бы отогреться, ожить и принести плоды. И мы с нетерпением ждем весеннего солнца для нашей души, когда навстречу Господу мы сможем принести не только зеленую веточку, но и отогревшуюся, ожившую нашу душу. Наше Солнце – Господь, цветы нашей оживающей души – любовь ко Господу, к людям, к миру.

Жители древнего Иерусалима вышли на встречу Господу с пальмовыми ветвями, в России мы их заменяем вербами. Но есть у нас такое древо, которое было насаждено еще в раю (Быт. 2, 8-9), потом перенесено на Голгофу, а ныне пребывает во всем христианском мире: это Животворящий Крест Христов! Он получил от Христа Спасителя чудодейственную силу воскрешать мертвых по преступлениям (Еф. 2, 5), то есть воскрешать благодатью наши омертвевшие от греха души. Вот с этого дерева мы должны брать себе ветви, то есть маленькие кресты. Спаситель ясно заповедал нам это, говоря: Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мной (Мф. 16, 24).

 

Старший священник

Богородице-Одигитриевского

женского монастыря с. Бугабашево

иеромонах Петр (Пурис)

Прочитано 9665 раз Последнее изменение Воскресенье, 25 Апрель 2021 09:04
Нравится
Вы здесь: Главная События Публикации Слово на Вербное Воскресенье

Популярные статьи

Последние статьи

Случайные статьи