Нефтекамская Епархия | Башкортостанская Митрополия Московский Патриархат

Информационная служба

Эл. почта: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

26 декабря 2021 года, в Неделю 27-ю по Пятидесятнице, святых праотец, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Ювеналий (Поярков)митрополит Крутицкий и Коломенский Павел, Патриарший наместник Московской митрополииархиепископ Подольский и Люберецкий Аксий, секретарь Архиерейского совета Московской митрополии; епископ Серпуховской Роман, наместник Высоцкого ставропигиального монастыряепископ Балашихинский и Орехово-Зуевский Николайепископ Одинцовский и Красногорский Фома, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Фома, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лаврыепископ Зарайский Константинпротопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, благочинный Центрального округа Московской епархиипротоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протоиерей Димитрий Кувырталов, благочинный Ильинского округа Московской епархии; протоиерей Серафим Недосекин, благочинный Георгиевского округа Московской епархии; иерей Дионисий Казанцев, секретарь Святейшего Патриарха по Московской митрополии; московское духовенство.

Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент — И.Б. Толкачев).

Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Союз»«Спас» и на официальном портале Русской Православной Церкви Патриархия.ru.

На сугубой ектении были вознесены молитвенные прошения о избавлении от распространения коронавирусной инфекции.

После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.

Проповедь перед причастием произнес иерей Дионисий Гришков, настоятель храма в честь иконы Божьей Матери «Неопалимая Купина» г. Москвы.

По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Затем Святейший Патриарх Кирилл поздравил митрополита Ювеналия с 56-й годовщиной архиерейской хиротонии. 25 декабря 1965 года в Иоанно-Богословском храме Ленинградской духовной академии состоялось наречение, а 26 декабря в Троицком соборе Александро-Невской лавры — хиротония архимандрита Ювеналия (Пояркова) во епископа Зарайского, викария Московской епархии, которую возглавил митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим (Ротов).

Святейший Патриарх Кирилл сказал:

«Сегодня у нас особое событие. Я бы хотел сердечно приветствовать владыку митрополита Ювеналия, который переступил грань 85-летия, и большая часть его жизни была связана, как связана и сегодня, со служением делу Божиему.

56 лет, дорогой владыка, Вы в сане архипастыря, и 49 из них — постоянный член Священного Синода. Это особые цифры — многим из здесь присутствующих еще не удалось достичь этих дат в своей жизни, а Вы все эти годы беззаветно служили Господу.

Вспоминаю очень трудные времена в истории нашего Отечества, когда Церковь была на задворках общественной жизни, когда быть христианином означало идти против течения, когда государственная власть противилась вере и религиозной жизни. В то время Вы вступили на путь служения Господу, и Господь призвал Вас к очень ответственному служению. Вы стали постоянным членом Священного Синода, председателем Отдела внешних церковных связей, оказавшись на пограничной территории между Церковью и государством, которое провозглашало принципы разрушения веры и Церкви. В то время требовалось огромное мужество и мудрость, чтобы вести церковный корабль, максимально сохраняя все то, что досталось нам от наших благочестивых предшественников. И Вам это удалось сделать — и как епархиальному архиерею в Тульской и особенно в Крутицкой и Коломенской епархиях, и как постоянному члену Священного Синода, долгое время возглавлявшему внешнюю церковную деятельность.

О Вашей жизни можно говорить очень и очень долго, но если в нескольких словах сказать о самом главном, Вы были действительно верны Господу и Его Церкви в самых трудных и неблагоприятных обстоятельствах жизни. Вы делали все, что только могли. Таких людей я иногда сравниваю с автомобилистом, который ведет машину, нажимая на педаль газа. Машина едет, и может ехать достаточно комфортно, но Вы всегда нажимали педаль до пола. Вы всегда истощали себя, Вы всегда работали с максимальной отдачей сил и достигали замечательных результатов — могу об этом свидетельствовать.

Вы являете замечательный пример для нового поколения наших архиереев, которые не сталкивались с теми проблемами, с которыми сталкивались мы с Вами в непростые годы отсутствия свободы для нашей Церкви. Пример не только для архипастырей, но и вообще для священнослужителей нашей Церкви.

Мы Вас не провожаем на пенсию — пенсии в Церкви не существует; мы лишь предоставляем Вам возможность не каждый день приходить на работу. Но мы всегда ждем Вас на наших богослужениях. Мы знаем, что своей мудростью Вы будете помогать нам — и мне как Патриарху, и членам Синода. Мы всегда будем рады видеть Вас и разделять с Вами молитвенное общение.

В память о сегодняшнем дне я хотел бы благословить Вас этой старинной иконой Спасителя, потому что все награды Церкви Вы имеете. Пусть этот образ хранит Вас, и Господь дает Вам силы, в том числе через это святое изображение, до конца дней своих так же ревностно, как и ранее, нести служение Церкви. Пусть Господь укрепляет Вас в этом служении на многая и благая лета!»

После возглашения многолетия митрополит Ювеналий обратился к Его Святейшеству с ответным словом:

«Ваше Святейшество, Святейший Владыка и Отец!

В течение всего своего церковного служения я старался впитывать как губка все то доброе, что видел в Церкви, особенно от архипастырей, и мне хотелось бы в этот радостный для меня день вспомнить детство. Я начинал прислуживать в храме, на архиерейских богослужениях, при блаженнопочившем схиархиепископе Лазаре, а он, когда его поздравляли близкие люди, отвечал кратко, но вкладывал в ответ всю свою душу. Как ярославец, он говорил на "о", и сейчас я хотел бы его процитировать и в эту цитату вложить все, что у меня сегодня на сердце: "Ответь, Господи, добром за Ваши добрые слова!"»

По завершении Божественной литургии из алтаря Храма Христа Спасителя был изнесен и поставлен на аналое в центре храма ковчег с Частицей Ризы Господней. Был совершен молебен, после которого верующие поклонились святыне. Частица Ризы Господней хранится в алтаре и по традиции выносится в храм для поклонения во время всенощного бдения в последнюю субботу месяца и после Божественной литургии в последнее воскресенье месяца.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

25 декабря 2021 года, в день памяти святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, чудотворца приход одноименного храма города Агидель отметил престольный праздник.

Божественную Литургию возглавил Секретарь (Управделами) Нефтекамской епархии митрофорный протоиерей Алексий Тихонов в сослужении благочинного II Нефтекамского благочиния протоиерея Георгия Заварского, настоятеля храма иерея Евгения Чигвинцева и архидиакона Викентия (Геницэ).

По окончании Литургии было совершено молебное пение с крестным ходом вокруг храма. Отец Алексий произнес проповедь и от имени митрополита НИКОНА, врио Управляющего Нефтекамской епархией поздравил отца-настоятеля, горожан и гостей с праздником. Также было возглашено многолетие тезоименитому Преосвященному епископу Бирскому и Белорецкому Спиридону.

 

После аудиенции в Ватикане у Папы Римского Франциска председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион дал эксклюзивное интервью РИА «Новости», в котором раскрыл детали подготовки ко второй в истории встрече Понтифика и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

— После беседы с Папой Франциском Вы выразили надежду, что вторая встреча Понтифика с Патриархом Кириллом состоится уже в 2022 году и будет готовиться в ближайшие месяцы. Можно ли ожидать ее проведения уже в первой половине 2022 года, до Великого поста или после Пасхи, весной или летом?

— Полагаю, что удобнее будет провести встречу после Пасхи, но точное время еще предстоит согласовать.

— Планируется ли приурочить вторую встречу к каким-либо событиям, праздникам, годовщинам?

— Пока не планируется.

— Папа Франциск недавно заявил, что готов приехать в Москву. Но на Вашей встрече с Понтификом такой вариант места его встречи с Патриархом Кириллом не обсуждался — могли бы Вы пояснить, почему? Русская Православная Церковь не рассматривает вариант встречи Патриарха и Папы в Москве?

— Мы обсуждаем сейчас возможность встречи не в России и не в Италии, а в третьей стране.

— Исключен ли визит Патриарха Кирилла в Ватикан для второй встречи с Папой Франциском или нет?

— Такой визит не планируется.

— Какие площадки рассматриваются для встречи? Где, на Ваш взгляд, вторая встреча Папы и Патриарха наиболее предпочтительна и вероятна?

— Мы обсудили конкретные площадки, но до тех пор, пока одна из них не будет согласована со всеми заинтересованными сторонами, мы не будем ее называть.

— Может ли встреча снова произойти, например, в Гаване?

— Не думаю.

— Патриарх Кирилл выражал готовность посетить форум глав мировых религий в Казахстане в 2022 году, а в мае 2022 года планируется провести межконфессиональную встречу под эгидой ООН в России. Могут ли духовные лидеры Русской Православной Церкви и Римско-Католической Церкви встретиться на одной из этих площадок?

— Эта локация не обсуждалась.

— Каковы цели второй встречи Патриарха Кирилла и Папы Франциска? И какие темы и вопросы стороны хотели бы на ней обсудить?

— Главный вопрос: как христианам выживать в мире, который становится все более агрессивным по отношению к ним в целом ряде регионов. Не только на Ближнем Востоке, где в последние годы в некоторых странах происходило массовое вытеснение христиан из мест своего обитания, и не только в ряде стран Африки, где христиане подвергаются преследованиям и гонениям. Но и в Европе, где участились случаи нападения на храмы, осквернения святынь. Некоторые такие случаи я упоминал в своем выступлении в Свободном университете Бари.

— Затронут ли стороны темы миротворчества, снижения политического напряжения между Западом и Россией, отстаивания традиционных христианских ценностей в Европе и мире, мировых тенденций отхода от традиционных представлений о двух полах и браке, новых биотехнологий, внедрения искусственного интеллекта, пандемии, QR-кодов и опасений установления тотального контроля над гражданами, миграционных потоков и кризисов, экопроблем, будущего христианства и человечества в целом? Какие вопросы наиболее острые?

— Все эти вопросы — или какие-то из них — будут затронуты. Содержательную сторону встречи еще предстоит проработать, и мы уже начали обсуждать ее с кардиналом Кохом.

— Возможно ли обсуждение богословских тем для снятия доктринальных противоречий между Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью?

— Обсуждение богословских и доктринальных тем не планируется.

— Какие надежды Русская Православная Церковь питает в отношении Папы Франциска к украинскому вопросу? Исключен ли визит Понтифика на Украину в свете подготовки второй в истории встречи его с Патриархом Московским? Ожидается ли, что Папа Франциск сделает заявление в поддержку позиции Русской Церкви по проблеме раскола на Украине, а также кризиса в православном мире в результате действий Патриарха Константинопольского Варфоломея?

— Мы не должны втягивать римского Понтифика в решение межправославных проблем и не будем этого делать. Ситуация на Украине не может не вызывать нашего общего беспокойства, но будет ли она обсуждаться на встрече Папы и Патриарха, это еще предстоит определить.

— Предполагается ли поддержка Русской Церкви в дискуссиях о других проблемных точках христианства — Черногории, Македонии?

— Не думаю, что эти темы будут обсуждаться, хотя два церковных лидера могут пожелать обсудить любые темы. Мы с кардиналом Кохом подготовим перечень вопросов, а как уже пойдет беседа, это зависит от самих собеседников.

— Выполнены ли уже все пункты совместной гаванской декларации 2016 года, что она дала и что еще предстоит сделать?

— Нет, они далеко не все выполнены. Эта декларация дала нам задания на много лет вперед. И вне зависимости от успеха следующей встречи, эта первая встреча сама по себе явилась знаковым событием в истории двусторонник отношений.

— Стоит ли ждать после второй встречи новой декларации, о чем преимущественно?

— Это еще предстоит обсудить.

— Возможно ли участие во второй встрече Патриарха Кирилла и Папы Франциска лидеров других религий?

— Планируется, что сама встреча будет носить двусторонний характер.

— Как Вы в целом оцениваете результативность прошедшей встречи с Папой Франциском? Какие вопросы из затронутых в беседе Вы считаете самыми важными, актуальными и почему?

— Беседа была содержательной, длилась один час и проходила в очень доброй атмосфере. Мне удалось обсудить с Понтификом все основные вопросы двусторонней повестки дня. Оцениваю встречу как очень результативную.

Беседовала Ольга Липич

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

22 декабря 2021 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая с докладом на ежегодном Епархиальном собрании духовенства города Москвы, коснулся вопроса использования QR-кодов для ограничения доступа в храмы.

Предстоятель Русской Церкви напомнил, что по итогам первого чтения законопроекта, касающегося использования в общественных местах QR-кодов, было предложено сделать исключение для посещения храмов.

«Конечно, было бы совершенно немыслимо, чтобы для входа в храм от прихожанина требовалось предъявление QR-кода или какого-либо иного гражданского разрешительного документа», — сказал Святейший Патриарх Кирилл.

«При этом должен сказать, что неуместными и греховными являются рассуждения о вакцинации или о присвоении в связи с ней QR-кода как о будто бы "печати антихриста". Такие рассуждения уводят людей от понимания того, что порабощение антихристу состоит в отказе от верности Господу в своих делах, словах, в отказе от пребывания в Церкви, — а пресловутая "печать" является внешним лишь знаком, видимым выражением совершившейся апостасии», — заключил Предстоятель Русской Православной Церкви.

Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ/Патриархия.ru

22 декабря 2021 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая с докладом на ежегодном Епархиальном собрании духовенства города Москвы, коснулся темы вакцинации от коронавирусной инфекции, которая стала поводом для широкого обсуждения как среди верующих, так и в обществе в целом.

«Знаю, что многих волнует тема вакцинации от коронавирусной инфекции и что в среде духовенства и мирян, точно так же, как и во всем обществе, есть разногласия по этому поводу. Кто-то считает, что вакцинация должна быть обязательной для всех, кто-то — что она должна быть полностью добровольной. Кто-то и вовсе считает ее ненужной или даже неприемлемой», — обратился Святейший Патриарх к участникам Епархиального собрания.

«Как вам известно, сам я вакцинировался еще в прошлом году на основании рекомендации врачей. При этом убежден, что вакцинироваться или нет — это вовсе не вероучительный вопрос. Это вопрос сугубо медицинский, дело личного выбора и ответственности человека, его жизненного опыта», — продолжил Святейший Владыка.

По его словам Предстоятеля Русской Православной Церкви, «даже если весь мир станет ареной сегрегации по иммунному признаку, Церковь должна оставаться свободной от такой сегрегации и принимать всех стремящихся ко Христу людей».

Святейший Патриарх напомнил, что в мае уходящего года в Москве силами секретариата Межсоборного присутствия была организована дискуссия по теме вакцинации от коронавируса с привлечением компетентных специалистов. Как отметил Святейший Патриарх Кирилл, «по итогам этой встречи была сформулирована достаточно взвешенная позиция».

«С одной стороны, было вновь подчеркнуто, что "Русская Православная Церковь последовательно придерживается принципов защиты свободы выбора человека в использовании или неиспользовании новых и быстро развивающихся технологий, в том числе в сфере медицины". В то же время участники встречи напомнили, что "исторический опыт Русской Православной Церкви знает примеры активного участия священнослужителей в распространении практики вакцинации", благодаря которой многие известные в прошлом эпидемии сошли на нет», — сообщил Святейший Владыка.

По словам Его Святейшества, совершенно недопустимым является злоупотребление пастырской властью по этому и подобным вопросам, «вакцинацию никак нельзя рассматривать как признак апостасии».

«При этом грехом лжи следует назвать как намеренное недостаточное и недостоверное информирование людей об эффектах вакцин, так и распространение непроверенных слухов и мифов относительно последствий вакцинации», — заключил Предстоятель Русской Церкви. 

Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ/Патриархия.ru

20 декабря 2021 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, находящийся с рабочим визитом в итальянском регионе Апулия, выступил в Свободном средиземноморском университете (LUM) на открытии конференции, посвященной актуальным аспектам межрелигиозного диалога.

Уважаемые члены профессорско-преподавательской корпорации, уважаемый президент Апулии господин Эмилиано, учащиеся университета!

Межрелигиозный диалог выходит сегодня на первый план не только в Европе, но и во всем мире. Италия вносит в развитие этого диалога ощутимый вклад.

Три месяца назад в Болонье завершился межрелигиозный форум, приуроченный к саммиту G20 в Риме. Он был посвящен теме «Время врачевания: мир между культурами, понимание между религиями». В форуме приняли участие 370 человек, в том числе 50 религиозных лидеров, 90 политиков и дипломатов, около ста ученых, экспертов, гостей из 50 стран мира. Еще несколько лет назад встречу подобного рода в Европе сложно было себе представить: говорить о проблеме вытеснения религии из общественной жизни Европы было не принято. Но форум в Болонье показал, что ситуация меняется: наиболее здравомыслящие политики не боятся говорить о значении религии в жизни современного европейского общества. Пришло понимание того, что религиозные традиции содержат тот нравственный и духовный базис, без которого общество не сможет выжить. На форуме, в частности, говорилось о том, что религиозные организации должны более активно участвовать в разрешении разного рода конфликтов.

Два года пандемии показали, что в кризисные времена религия остается единственным, что дает надежду и силы для того, чтобы преодолеть трудности, пережить болезнь и смерть близких. В то же время именно в эпоху пандемии люди разных вер столкнулись с общим вызовом: значительным ростом проявления агрессии против религиозных объектов и святынь. Проиллюстрирую этот тезис примерами, касающимися последних месяцев 2021 года.

Агентство Европейского Союза по основным правам человека 9 ноября опубликовало отчет под названием «Антисемитизм: Обзор антисемитских инцидентов, зарегистрированных в Европейском Союзе в 2010-2020 годов». В отчете отмечено, что пандемия COVID-19 спровоцировала новый всплеск антисемитизма. Председатель Европейской еврейской ассоциации (EJA) раввин Менахем Марголин заявил в октябре этого года, что свобода совершения религиозных обрядов евреями подвергается атаке по всей Европе со стороны институтов, которые обещали защищать еврейские общины.

Одновременно резко выросло число преступлений на почве ненависти к христианам в Европе. По данным отчета ОБСЕ, вышедшего 16 ноября, только за прошлый год произошло 980 нападений на христиан. Имели место поджоги католических храмов, осквернения и разграбления Святых Даров, выходки против священников и антикатолические надписи на молитвенных и служебных зданиях, в том числе со стороны активисток движения за право на аборты. В 2019 году было зафиксировано меньше нападений на христиан, а именно 595 случаев. Отмечен и значительный рост случаев нападений на церковную собственность — с 459 в 2019 году до 871 в 2020 году. Поджоги католических церквей происходили во Франции, Германии, Испании и Италии. Активизировались преступления на почве ненависти по религиозному признаку в социальных сетях.

На эти факты обратил недавно внимание постоянный наблюдатель Святейшего Престола при ОБСЕ монсеньор Януш Урбанчик. Прелат выступил на очередном заседании Постоянного совета организации, проходившем 9 декабря 2021 года. Он подчеркнул, что «антихристианские преступления больше не являются маргинальным явлением», поэтому все государства-члены призваны бороться с дискриминацией христиан, иудеев, мусульман и представителей других религий. Последние данные свидетельствуют о том, что «христианские общины в значительной степени становятся жертвами преступлений на почве ненависти и инцидентов, мотивированных антирелигиозными предрассудками, даже в тех странах, где христиане составляют большинство».

Религия на протяжении всей истории человечества играла большую роль в жизни отдельных людей, обществ и цивилизаций. В конце XIX — начале XX веков широкое распространение получило представление о том, что религия должна естественным образом прийти в упадок и выродиться в условиях развития научной рациональности, технического прогресса и модернизации обществ. Религия в рамках этого подхода рассматривалась как связанная со многими заблуждениями и предрассудками устаревшая, архаическая форма человеческого сознания, которой просто не останется места в новом, динамично меняющемся мире. Эта позиция, во многом связанная с противопоставлением науки и религии, позитивистской парадигмой и особым представлением о прогрессе, до сих пор оказывает большое влияние на восприятие религии.

Я родился и вырос в Советском Союзе — стране, где атеистическая идеология навязывалась государством каждому гражданину. Нам внушали, что религия доживает свои последние дни, что Церковью интересуются только бабушки или люди, не нашедшие себе применения в жизни. Еще десять-двадцать лет — и религия окончательно отомрет. Но поскольку она никак не хотела отмирать, то была разработана целая система подавления «религиозных предрассудков».

Когда я сегодня слушаю выступления европейских политиков, призывающих покончить с религией, удалить религиозные символы из публичного пространства, нивелировать влияние Церкви на общество, «оградить» детей от влияния церкви, мне хочется сказать этим людям: «Господа, вы просто не знаете, что это такое — жить при режиме, который насильственно подавляет в людях религиозное чувство, каленым железом выжигает в их сердцах память о Боге. Мы через все это прошли. Мы видели своими глазами, к чему приводит атеистическая идеология. А вы ничего этого не видели. Ни ленинского "красного террора", ни сталинских концлагерей. Вы живете иллюзиями, мифами, фантомами. Вы начитались глупых книжек о зверствах инквизиции и боитесь, что ваших детей совратят церковники. А потом ваши дети превращаются в наркоманов и циников, и вы кидаетесь к психологам, чтобы их спасти. Откройте глаза, обратитесь к чистому источнику доброты и святости, каким всегда была Церковь. И поймите, что религия никогда ничему плохому ваших детей не научит».

Из моего опыта жизни при тоталитарном режиме могу сказать: атеистическая идеология доказала свою ошибочность. Нам внушали, что религия вот-вот отомрет, а как только пал Советский Союз, миллионы людей обратились к Богу. В начале 1990-х годов один приходской священник крестил по 200-300 человек в день. В конце 80-х у Русской Православной Церкви было 6 с половиной тысяч храмов. А сегодня число их перевалило за 40 тысяч. То есть каждый год мы открывали по тысяче храмов, или по три храма в день. И так уже более тридцати лет. У нас было 20 монастырей, а сейчас — около тысячи. И все они наполняются монахами и монахинями. У нас было три духовных учебных заведения, а сейчас более пятидесяти. И во многих светских университетах созданы кафедры теологии.

Откуда такой интерес к религии? Почему, как констатировал известный американский социолог религии Питер Бергер (1929-2017), которого я лично хорошо знал, мир остается «таким же яростно религиозным, как был всегда, а в некоторых местах даже более, чем когда-либо еще»1? Потому что у религий есть колоссальный потенциал, позволяющий им не только выживать, но и возрождаться к новой жизни, подобно птице фениксу. И несмотря на все усилия, предпринимаемые антирелигиозными силами, традиционные религии продолжают существовать и развиваться.

Современный мир характеризуется беспрецедентно высокой степенью взаимозависимости и взаимосвязи. В этих условиях особую актуальность приобретает задача осмысления комплекса проблем, связанных с выстраиванием отношений между последователями разных религий, что обычно обозначается термином «межрелигиозный диалог».

Словосочетание «межрелигиозный диалог» сегодня часто встречается в выступлениях политиков, общественных и религиозных деятелей, ученых и экспертов, в средствах массовой информации. Вместе с тем адекватное описание этого феномена в широком многообразии его возможных форм представляет собой научную проблему, которая до сих пор не решена. Понятие межрелигиозного диалога имеет различные интерпретации, отражающие разные представления о том, на каких принципах он должен основываться, какие задачи решать и в каких формах реализовываться.

Я хотел бы рассказать, как межрелигиозный диалог понимается в Русской Православной Церкви. Говоря о вероучительных обоснованиях межрелигиозного диалога, хочу подчеркнуть, что мы руководствуемся прежде всего примером Самого Христа. Евангелие описывает целый ряд Его встреч и общения с самарянами, хананеями и язычниками. Христос показал пример милосердия и любви по отношению к ним, а веру римского сотника Он приводил в пример Своим соплеменникам (Мф. 8:10). Апостол Павел учит: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12:18). А апостол Петр заповедал «всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3:15). 

Это означает, что с каждым человеком нужно обходиться как с равным себе, с уважением и любовью. Сам Господь заповедал нам проповедовать своей жизнью, в том числе отношениями с ближними и дальними, любовь и добро: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16).

Русская Православная Церковь принимает активное участие в межрелигиозном диалоге.

Одним из приоритетных направлений для нас является диалог с исламом. Московский Патриархат поддерживает контакт с мусульманскими лидерами и организациями Сирии, Ирана, Ирака, Египта, Марокко, Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов, Иордании, Катара, ряда других стран. В диалоге с мусульманами на первый план выходят совместное свидетельство против экстремизма и терроризма, защита традиционных нравственных и семейных ценностей, положение религиозных меньшинств в исламских странах, права человека, глобализация, проблемы миграции, академическое сотрудничество.

Развивается взаимодействие с ведущими исламскими организациями — Всемирной исламской лигой, Организацией исламского сотрудничества, Мусульманским советом старейшин (ОАЭ). Кроме того, мы поддерживаем хорошие рабочие отношения с ведущим исламским университетом «Аль-Азхар».

С 1997 года Русская Православная Церковь ведет регулярные собеседования с исламской общиной Ирана. Стороны делятся опытом по вопросам взаимоотношений религии и государства, религии и общества, традиционных нравственных и семейных ценностей. За годы работы комиссии обсуждались различные аспекты роли религии в современном мире, межкультурного диалога, прав человека, глобализации, проблемы терроризма и экстремизма, духовно-нравственного кризиса в обществе, отдельные вопросы христианского и исламского богословия и антропологии, возможности академического взаимодействия, проблемы экологии, а также положение религиозных меньшинств на Ближнем Востоке.

Нужно сказать и о многолетних доверительных отношениях с Управлением мусульман Кавказа, которое возглавляет шейх-уль-ислам Аллахшукюр Пашазаде. В последнее время Азербайджан взял курс на интенсивное развитие межрелигиозного диалога. Для этого в Баку был создан специальный Центр. В его руководящие органы вошли представители Русской Православной Церкви. Мы продолжаем свое миротворческое служение в деле урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе, участвуя в качестве посредника в диалоге религиозных лидеров Армении и Азербайджана. Традиция проведения таких встреч насчитывает уже почти 30 лет, последняя встреча прошла в октябре этого года в Москве. Эти усилия помогли избежать перехода карабахского конфликта в религиозную плоскость.

Диалог религиозных общин нашей страны на постоянной основе ведется на площадке Межрелигиозного совета России (МСP). Совет был создан в 1998 году. Он объединяет глав и представителей четырех традиционных религий нашей страны — Православия, ислама, иудаизма и буддизма. Основными задачами взаимодействия религиозных общин в рамках МСР являются: во-первых, миротворчество, укрепление гражданского мира и согласия; во-вторых, утверждение в обществе нравственных ценностей; в-третьих, работа по улучшению положения религиозных общин — в законодательной, экономической и социальной сферах.

Русская Православная Церковь рассматривает общины традиционных религий России как надежных союзников в благом деле защиты морали и семьи, укрепления мира и согласия. Как показывает практика, близость моральных ценностей позволяет традиционным религиям России конструктивно сотрудничать и единым фронтом выступать с консолидированной позицией по ряду общественно значимых вопросов. МСР объявлял согласованные позиции традиционных религий страны по таким актуальным темам, как миграция, ограничение игорного бизнеса, наркотрафик, защита прав семьи и ребенка, разжигание розни на этноконфессиональной почве, строительство культовых зданий, охрана правопорядка, внесение теологии в списки научных дисциплин, признанных государством, оскорбление чувств верующих и другим.

Одной из наиболее острых проблем для традиционных религий сегодня является распространение экстремизма под религиозными лозунгами. В заявлениях Совета мы не используем термины «религиозный терроризм» или «религиозный терроризм», а говорим о «терроризме под религиозными лозунгами». Ни одна религия не учит убивать ни в чем не повинных людей, в том числе женщин и детей. Человеконенавистническую идеологию террористов нельзя называть религией.

Мы развиваем отношения с иудейскими организациями и общинами, среди которых Конференция европейских раввинов, институт «Илия» (Израиль) и другие. Продолжается наше многолетнее сотрудничество с фондом «Призыв совести», во главе которого стоит раввин Артур Шнайер. В октябре этого года я посетил в Нью-Йорке уважаемого раввина, которому исполнился 91 год.

В межрелигиозном диалоге для нас очень важно сотрудничество с Католической Церковью. 24 ноября 2021 года в Москве состоялась моя встреча с главой Папского совета по межрелигиозному диалогу кардиналом Мигелем Гиксотом, в ходе которой я ознакомил его с широким спектром межрелигиозных контактов Московского Патриархата. Мы вместе обсудили такое важное направление диалога, как совместное противостояние гонениям и дискриминации религиозных меньшинств, прежде всего христиан.

Существует много типов межрелигиозного диалога, но сегодня на первый план выходит диалог, который делает акцент на сотрудничестве для решения конкретных задач: оказания помощи нуждающимся, утверждения социальной справедливости, моральных ценностей, укрепления мира, деятельности, направленной на защиту окружающей среды, и пр. В таком диалоге доктринальные вопросы не обсуждаются, вместе с тем участие верующих разных религий в совместных проектах способствует развитию взаимопонимания между ними.

В заключение хотел бы поздравить всех собравшихся с наступающим Рождеством Христовым. В условиях, когда имя Христа и даже само слово «Рождество» стараются в Европе не использовать, подменяя название праздника другими словами, необходимы совместные усилия для того, чтобы сохранить традиционные ценности, которыми живут миллионы людей на нашей планете.

Спасибо за внимание!


1 Berger P.L. Desecularization of the world: a global overview // The desecularization of the world: resurgent religion and world politics. Washington, 1999. P. 2.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Церковь проведет тщательное, глубокое, всестороннее изучение причин произошедшего в православной гимназии в Серпухове, выпускник которой устроил взрыв, ранив себя и учеников, и сообщит о результатах. Об этом в интервью «Известиям» заявил председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда. Он поделился мнением о влиянии медийного пространства на молодежь, о том, как можно повлиять на кампанию по вакцинации, возможно ли введение QR-кодов в храмах и является ли оскорблением чувств верующих «обнаженка» на фоне церкви. А также рассказал о том, как спустя три года после образования ПЦУ развивается ситуация с Православием на Украине и на каких основаниях возможна ее стабилизация.

«Нужно с огромным вниманием относиться к детям»

— Для всех стало неожиданностью ЧП, случившееся недавно в православной гимназии в Серпухове, выпускник которой устроил в здании взрыв, ранил себя и других ребят. Никто не предполагал, что такое может произойти в школе при монастыре. По вашему мнению, проблема внутри этого учреждения или в воспитательной системе подобных гимназий?

— Я понимаю правомерность вашего вопроса, но не могу сейчас делать никаких обобщений — ни по этому случаю, ни тем более экстраполировать это на систему православных школ вообще. У меня нет полной информации. Я могу вам пообещать, что, как только будет закончено изучение случившегося, мы обязательно об этом скажем. Церковь проведет тщательное, глубокое, всестороннее изучение причин произошедшего.

— Случай выявил, что некоторые учащиеся этой гимназии не только неверующие, но и резко отрицательно относятся к религии. Нормально ли это?

— В самом по себе факте, что в православной школе оказались неверующие ребята, я не вижу чего-то трагического. В каком-то смысле это даже может говорить в пользу Церкви, чем против нее, означает ее открытость: люди не отбираются по какому-то цензу. Когда мы открываем приют для бездомных или дом для женщин, оказавшихся в трудной ситуации, мы же не говорим: «Вход только для православных». Точно так же и здесь. Понятно, предполагается, что в православной гимназии учатся верующие ребята, но подростки проходят через разные этапы, в том числе через отрицание, может быть, даже той культурной среды, в которой они росли и воспитывались. Их не гнать надо, а любить.

Сама трагедия, конечно, ужасна. Этот случай показывает, что всегда нужно с огромным вниманием относиться к детям. Я в сто первый, в миллион первый раз скажу, что мы должны четко понимать: проблемы молодежи, детей — это проблемы взрослых. Они такие, потому что мы это допустили. Когда старшее поколение начинает ругать молодежь, мне всегда это удивительно слышать, потому что мы ругаем себя в этот момент. В этом случае и в предыдущих я не хотел бы никого ругать. Я понимаю, что это сложное время, сложные дети, и надо быть внимательным, открытым и любящим.

— В этом году было несколько таких трагедий. Растет ли агрессия среди подростков, и чем это можно объяснить?

— Я думаю, что здесь нет одной причины. Как культуролог и политолог я понимаю, что линейной связи между фильмами или медийной средой и поступками нет. Наивно говорить, что не надо показывать кино про убийства, потому что все будут друг друга убивать. Это ерунда. Давайте не будем читать Шекспира, потому что у него есть и убийства, и инцест, и чего только нет. Дело не в том, что показывают, а в том, с какой целью.

Но нельзя отрицать влияние медийного пространства на конкретную ситуацию. По имеющимся данным, бомба, взорвавшаяся в Серпухове, была собрана по инструкции из интернета. Мы должны понимать, что у открытого информационного пространства, как у любой медали, есть и другая сторона, весьма неприглядная.

Это, во-первых, огромный массив неверифицированной информации. Вы можете найти в Интернете подтверждение всем своим даже самым диким идеям. В книжной цивилизации с этим было проще, потому что там были редакторы. Интернет поменял ситуацию радикально.

И во-вторых, если сцена насилия, скажем, в искусстве всегда изображается для чего-то, то в интернет-вселенной есть огромное количество сцен насилия вне всякого художественного или нравственного осмысления. Всё это бьет по чувствам молодых.

Конечно, нет прямой связи «посмотрел — пошел убивать». Смотрят многие, убивать идут, к счастью, единицы. Но люди, в том числе с дестабилизированной психикой, с проблемами, становятся благодатной почвой для произрастания подобных реакций.

И общая виртуализация жизни, наверное, тоже сказывается. Я много работаю со студентами, и меня удивляет, что при их жажде серьезных вопросов о том, что такое добро и зло, жизнь и смерть, каков смысл жизни, возникает впечатление, что в их 19-20 лет с ними никто про это не говорил. Это для меня такой тревожный звонок по отношению к поколению родителей.

— Что же можно сделать в этой ситуации? Закрыть Интернет?

— Нет, конечно. Я хочу сказать, что здесь возрастает роль образования. Мы об этом последнее время много говорим, но от слов к делу надо пройти некий путь. Должно быть глубинное осознание обществом, властью, каждым конкретным человеком огромного значения образования. Человеческие цивилизации строились на образовательных системах. Японское чудо с чем связано? Говорят, что японцы быстро научились технологиям. Но это потом, а сначала они восприняли европейскую систему образования с ее богатейшим наследием от древних греков и максимально преуспели в этом.

Вторая составляющая — собственно воспитательная. Это семья, школа и университет, и религиозные организации. Важно понимать, что без выраженной позиции по поводу главных вопросов — смысла жизни, отношения к тому, что такое добро и зло, — не может быть оформленного мировоззрения. Оно может быть атеистическим, человек может сказать: «Там ничего нет. Что такое добро и что такое зло, я буду определять, исходя из моих личных предпочтений», — но он в любом случае должен ответить на главные вопросы. И ответы на них и будут определять его жизнь и поведение.

Почему сегодня религия переместилась в центр общественно-политической жизни? Обращение к ней в поиске ответа на главные мировоззренческие вопросы безальтернативно. Вы можете не принять религиозный ответ, но вы не можете его игнорировать.

Раньше я говорил, что светское, культурологическое изучение истории религии, содержания религиозных учений является ключом к мировой культуре. Сейчас я к этому добавляю, что это прививка от терроризма, от экстремизма. Знание традиций может помочь человеку не поддаться на религиозно мотивированный экстремизм, потому что он знает, что такое настоящий ислам, настоящее христианство. Его нельзя — или сложнее — поколебать. Прививка, как мы все теперь знаем, не дает стопроцентную защиту от болезни, но чаще всё же помогает.

«Пандемия шарахнула по отношениям людей друг к другу»

— Пандемия коронавируса перевернула нашу жизнь во всех сферах, в том числе и в религиозной. Какие вызовы поставила она перед Русской Православной Церковью?

— Она помогла пониманию того, что в религиозной жизни главное, а что второстепенное. Когда была первая волна и вынужденно ограничивали посещение мирянами храмов, когда ввели санитарные меры в храмах (начали протирать иконы, лжицу после причастия и т.д.), многих это смущало. Но в итоге высветило, что такое подлинная верность Христу и Евангелию. Предаешь ли ты Христа, когда надеваешь маску или соблюдаешь иные правила, предписанные специалистами? Да, ты не должен бояться смерти, но должен ли ты бежать ей навстречу, подвергая при этом опасности других людей? И так далее.

Для Церкви это серьезное испытание, оно всех нас коснулось. Было и смущение, и возмущение. Когда Патриарх объехал с иконой «Умиление» Москву и зашел в пустой Елоховский собор, где были только священнослужители, он молился, и на глазах его были слезы. Сложно даже представить, что происходило в сердце Предстоятеля — человека, который всю жизнь положил на то, чтобы храмы были всегда открыты. Когда он попросил людей ради их здоровья, безопасности остаться некоторое время дома, какими усилиями ему это далось. Но это было взвешенное, выверенное решение.

Пандемия — серьезный вызов, и не без сложностей мы его проходим. Наивно и нечестно было бы сказать, что мы быстро сориентировались, сразу всё поняли — нет. Но я бы сказал, что Церковь достойно отвечает на этот вызов.

— Среди священников больше антиваксеров?

— Чем где? Есть ли в Церкви или среди священников люди, которые выступают против вакцины? Есть. Но они есть и среди врачей. Все знают, что Патриарх Кирилл привился, мы об этом говорили публично. Многие священники, многие архиепископы выступают за прививки. Возьмите Псковского митрополита Тихона (Шевкунова), у него мама работала в Институте им. Н.Ф. Гамалеи, он эту тему знает с детства. Владыка и сам привился, и первый, даже не дожидаясь, по-моему, решений общецерковных, перевел в первую волну службы на улицу — пока позволяла погода. Или митрополит Волоколамский Иларион, который довольно много говорит на эти темы.

— Государство никак не может справиться с убеждением граждан активно прививаться. Может ли в этом вопросе помочь Церковь?

— Мы последовательно считаем, что вакцинация должна быть добровольной, что людей надо убеждать, а не заставлять, но при этом подчеркиваем, что религиозной составляющей у факта вакцинации нет — при принятии решения надо советоваться не с духовником, а с лечащим врачом. Церковь разъясняет это людям, которые, может быть, по наивности или по недостаточному пониманию ситуации хотят найти особый религиозный смысл в теме вакцинации. Его нет.

Не менее опасным, чем болезнь, является разделение. Пандемия шарахнула по отношениям людей друг к другу. Есть даже семьи, в которых ругаются сторонники и противники вакцинации. Задача церкви миротворческая — сказать обществу, государству, что мы вместе, мы одна семья, не будем никого записывать в людей второго сорта, попытаемся сохранить мир, понимание и уважение к каждому.

Я могу сказать, что в том числе мешает убеждать людей. Журналисты требуют комментариев, специалисты охотно их дают. Ретроспективно мы видим, что эти комментарии стремительно менялись, и это естественно, ведь нет науки вообще, есть наука вчерашнего дня, сегодняшнего. Но когда мы выносим дискуссию из научной лаборатории в публичное поле, получаем совсем другую реакцию. Люди говорят: «Да вы сами ничего не знаете, да вы нас обманываете! Мы вам не верим». Это проблема. С одной стороны, мы должны образовывать людей, чтобы они не боялись корректировки позиции ученых. С другой, эксперты должны чрезвычайно ответственно подходить к комментариям. Тогда это облегчит задачу по убеждению.

— Храмы и QR-коды — как вы относитесь к этому вопросу?

— Не представляю себе ситуации, при которой QR-коды будут введены для посещения религиозных учреждений. Мы приветствуем предложение думского комитета по безопасности вывести религиозные организации из-под действия соответствующего федерального закона. Здесь никакого антиваксерства. В храмах бывает намного меньше людей, чем в транспорте. В церкви мы ввели правила: маски, дистанция, протирание икон и так далее. Так что храмы не нужно рассматривать как потенциальные очаги распространения болезни.

На основаниях правды и канона

— Сейчас среди молодежи пошла мода фотографироваться обнаженными на фоне храмов. Является ли это оскорблением чувств верующих?

— Я считаю, что это является в первую очередь оскорблением здравого смысла, потому что безудержное стремление современного человека к свободе выбирать всё — от напитка до пола — это ведь свобода в том числе и от разума. Обыватель считает, что он человек разумный, но Homo sapiens свои ягодицы перед храмом или мечетью не обнажает.

Что касается оскорбления чувств верующих — соответствующая статья в законе защищает в первую очередь святыни и символы. Под защитой ведь находится государственная символика, памятники, кладбища. Если кто-то устроит непотребное действие на могиле или у Вечного огня, он за это понесет ответственность в рамках закона. Здесь логика точно такая же: есть символы, которые дороги миллионам людей, их оскорблять нельзя. Тем более в нашей стране, где земля полита кровью пострадавших от гонений в XX веке. Почему в Германии, Австрии и ряде других стран Европы за отрицание холокоста есть уголовная ответственность? Потому, что миллионы людей погибли. У нас тоже многих верующих спрашивали: «Веруешь во Христа?» — «Верую», — и стреляли в голову. Нельзя это забывать.

— В случае с храмами — где вообще граница между глупостью, хулиганством или оскорблением?

— Можно говорить только про конкретный случай. Некоторое время назад юноша пытался прикурить от свечи в храме. Понятно, что он пришел ради хайпа. Это нельзя оставлять без реакции, но человек извинился, будем надеяться, что искренне, сказал, что не получил никакого образования в области религии. Мне кажется, что правильно будет принять его извинения.

— Церковь готовит встречу Патриарха Кирилла с Римским Папой Франциском. Почему была такая большая пауза между предыдущей беседой и этой? Какие вопросы Церковь надеется решить в этот раз?

— Я не готов оценивать продолжительность этой паузы в категориях «большая» или «маленькая». Встреча состоится тогда, когда созреют определенные условия, будут понятны темы беседы, готовность сторон говорить на эти темы. На Кубе в первую очередь обсуждалась ситуации с христианами в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Наши церковные дипломаты занимаются данным вопросом. Я бы ориентировался на их комментарии, которые доступны.

— Прошло уже почти три года с момента получения Православной церковью Украины (ПЦУ) статуса автокефальной. Снизился ли накал гонений на Украинскую Православную Церковь (УПЦ)? Есть ли отток из УПЦ в новую структуру?

— В Украинской Православной Церкви остались практически все. Но ситуация по-прежнему тревожная, в первую очередь с точки зрения действий националистов и периодических потаканий им со стороны власти на разных уровнях.

Мы можем констатировать, что ни одно из обещаний, которые давала политическая власть в лице [бывшего] президента [Украины Петра] Порошенко и которые давались из церковного Стамбула, не было претворено в жизнь. Патриарх Варфоломей говорил, что своим решением он развяжет сложный религиозный узел на Украине. Этого, конечно, не произошло. Напомню прогнозы, которые делали политические силы Украины и Константинополь: как только будет создана новая церковь, архиереи и миряне быстро перейдут в нее из УПЦ. И этого не случилось. Практически все 12,5 тыс. храмов остались в Украинской Православной Церкви, Предстоятелем которой является Блаженнейший митрополит Онуфрий. Менее 1% храмов за прошедшее время покинуло Церковь, причем большинство таких ситуаций связано с давлением на людей, с нарушением закона при попустительстве местных властей.

К сожалению, каноническая Церковь по-прежнему ощущает давление. Может быть, чуть с меньшей силой просто потому, что в политической повестке господина Порошенко этот вопрос был одним из ключевых, а в повестке дня новой администрации — не таким важным.

— Глава ПЦУ митрополит Епифаний заявил, что поддерживает перенос празднования Рождества с юлианского на григорианский календарь — с 7 января на 25 декабря, поскольку эту «ошибку» надо исправить.

— Ошибка, которую действительно надо исправить, — это создание так называемой ПЦУ неканоническими методами, посредством грубого вмешательства со стороны церковного Стамбула в дела другой Поместной Церкви.

— За прошедший период все ли Православные Церкви обозначили свое отношение к произошедшему?

— Не все. На сегодняшний день это Константинополь, собственно, даровавший неканоническую автокефалию, которую признали Предстоятели и часть епископата Александрийской, Кипрской и Элладской Церквей.

— Отношение к ним не изменилось?

— С Константинополем у нас нет евхаристического общения, касательно остальных трех Церквей статус следующий. У нас нет евхаристического общения с их Предстоятелями, а также теми из их епископата, кто признал раскольников. Вместе с тем мы исходим из того, что признания раскольников полнотой этих трех Церквей не состоялось, так как не было принято решения на уровне органов церковной власти этих Церквей, правомочных принимать такое решение — Синода или Собора. Вот почему с некоторыми архиереями и клириками этих Церквей евхаристическое общение сохранено.

— По вашему мнению, что будет дальше происходить с Православием на Украине?

— Прогнозы — дело неблагодарное. Я могу лишь выразить надежду, что многострадальная украинская земля и многострадальная Украинская Церковь когда-то смогут пережить это тяжелое время, и каноническое церковное устроение возобладает на Украине. Русская Церковь всё для этого делает и по-прежнему готова к диалогу, но этот диалог должен быть на основаниях правды и канона.

«Известия»/Патриархия.ru

19 декабря 2021 года настоятель Свято-Андреевского храма г. Туймазы протоиерей Виталий Беляев вручил воспитанникам воскресной школы, которая действует при храме, грамоты за участие в епархиальном этапе XVII Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира». Лауреатами конкурса стали: Воронин Илья, Беляев Даниил, Ермошина Татьяна, Зайруллина Яна и Дмитриева Елизавета.

Строительство духовно-просветительского центра на территории Бугабаского Богородице-Одигитриевского женского монастыря с. Бугабаш Бакалинского р-на началось 1 августа 2021 года. До этого момента, начиная с января уходящего года, велась документальная подготовка к строительству Автономной некоммерческой организацией «Благовест» под руководством директора организации иеромонаха Петра (Пурис). Реализация проекта стало возможным по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА. Федеральное агентство по делам национальностей обеспечило финансирование из средств федерального бюджета по программе снижения межконфессиональных и межнациональных конфликтов. Строительство началось с благословения митрополита Уфимского и Стерлитамакского НИКОНА, главы Башкортостанской митрополии, врио Управляющего Нефтекамской епархией. На данный момент благодаря успешной и слаженной работе подрядчика СМУ-5 г. Бирска под руководством Попова Д.В. заложен фундамент, построен цокольный этаж, возведены стены 2 этажа, вставлены окна на 1 этаже. Идет подготовка  документации по газоснабжению и водообеспечению центра. На 2021 год выделенные средства из федерального бюджета освоены и претензий со стороны ФАДН не имеются. По словам директора АНО Благовест и клирика Свято-Никольского собора иеромонаха Петра (Пурис) на сегодняшний день главной задачей является сдача годового отчета по строительству и проведённым мероприятиям духовно-просветительской направленности, которые проверяются Счетной Палатой Российской Федерации.

С 13 по 17 декабря 2021 года, по благословению Высокопреосвященнго митрополита Уфимского и Стерлитамакского НИКОНА, Главы Башкортостанской митрополии, врио управляющего Нефтекамской епархией благочинные благочиннических округов Нефтекамской епархии приняли участие в онлайн-семинаре «Организация деятельности благочиния в епархиях Русской Православной Церкви». Мероприятие прошло на базе Общецерковной аспирантуры  имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Программа курса разработана ОЦАД совместно с Управлением делами Московской Патриархии. Тематика семинара была посвящена миссионерскому, катехизическому, молодежному, социальному и правовому аспектам благочиннического служения.

Вы здесь: Главная События События митрополии Информационная служба

Популярные статьи

Последние статьи

Случайные статьи