Информационная служба
Митрополит Волоколамский Иларион встретился с министром туризма Израиля
12 ноября 2012 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, находящийся в Израиле в составе официальной делегации, сопровождающей Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, по благословению Его Святейшества встретился с министром туризма Израиля С. Мисежниковым. Встреча состоялась в гостинице «Царь Давид», где проживает официальная делегация Русской Церкви.
В ходе беседы С. Мисежников рассказал председателю ОВЦС о работе возглавляемого им министерства в сфере паломнического туризма. Отметив, что в этом году Израиль посетило свыше 3,7 миллионов туристов, министр отметил, что одной из целей своего ведомства считает дальнейшее увеличение числа паломников, в том числе из России, Украины и других стран, входящих в каноническую территорию Московского Патриархата. Министр выразил заинтересованность в укреплении контактов с Паломнической службой Русской Православной Церкви, заверив, что будет делать все необходимое, чтобы православные паломники чувствовали себя на Святой Земле комфортно и удобно.
С. Мисежников также проинформировал митрополита Илариона о мерах, принятых в связи с задолженностью Иерусалимской Патриархии перед компанией «Гихон», поставляющей воду в Храм Гроба Господня. По словам министра, возглавляемое им ведомство погасило задолженность за последние семь лет, тогда как для решения вопроса о погашении долга за предшествующие годы создана специальная комиссия, которая должна выработать соответствующие предложения. В дальнейшем, однако, по словам министра, поставка воды в Храм Гроба Господня перестанет быть бесплатной.
Со своей стороны митрополит Иларион рассказал о деятельности Русской Православной Церкви в сфере паломничества и о маршрутах поездок в Святую Землю, разработанных Паломнической службой Московского Патриархата. Председатель ОВЦС процитировал слова Святейшего Патриарха Кирилла, сказанные при посещении базилики Рождества Христова в Вифлееме, о том, что «каждый христианин должен посетить эти святые места, по крайней мере, один раз в жизни, а если получится, то и больше». Как подчеркнул митрополит Иларион, после этих слов Первосвятителя Русской Церкви поток русскоязычных паломников в Святую Землю еще увеличится.
В память о встрече министр туризма Израиля передал для Святейшего Патриарха Кирилла памятный подарок — изображение Иерусалима на металлическом шаре.
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru
Предстоятель Русской Церкви освятил собор Горненского монастыря в Иерусалиме
12 ноября 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который посещаетИерусалимскую Православную Церковь с официальным визитом, прибыл в Горненский женский монастырь в Иерусалиме.
Святейшего Владыку встречали начальник Русской духовной миссии в Иерусалимеархимандрит Исидор (Минаев), настоятельница монастыря игумения Георгия (Щукина) с сестрами обители, паломники.
Предстоятель Русской Православной Церкви совершил освящение престола главного собора обители в честь Всех святых, в земле Российской просиявших. За Божественной литургией Его Святейшеству сослужили митрополит Капитолиадский Исихий (Иерусалимский Патриархат), председатель Отдела внешних церковных связейМосковского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, заместитель председателя Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк, архиепископ Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, архимандрит Исидор (Минаев), заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархатапротоиерей Николай Балашов, секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, помощник председателя ОВЦС протодиакон Владимир Назаркин, руководитель Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси диакон Александр Волков.
За богослужением молились председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата В.Р. Легойда, монашествующие, многочисленные паломники, благотворители.
В числе присутствовавших в храме были Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Израиле С.Я. Яковлев, представитель Российской Федерации при Палестинской национальной администрации А.Н. Рудаков, советник-посланник Посольства Российской Федерации в Израиле А.Л. Юрков, представители дипломатического корпуса, государственной власти, общественных организаций.
После богослужения игумения Георгия (Щукина) обратилась к Святейшему Патриарху Кириллу со словами благодарности за отеческое попечение об обители и освящение восстановленного храма Всех русских святых.
«Ваше Святейшество, мы постоянно молитвенно помним Вас на Святой Земле — в Гефсимании и других святых местах, — сказала игумения Горненской обители. — Первый наш поклон и молитва — о Вашем Святейшестве, ибо мы знаем о трудах, которые Вы несете в Святой Руси: Вы постоянно служите, ездите по епархиям, посещаете храмы, обители, везде молитесь, Вы спасаете молодежь своими глубокими проповедями».
Матушка Георгия преподнесла Святейшему Патриарху в память о посещении монастыря икону Встречи Царицы Небесной с праведной Елисаветой.
В ответном слове Предстоятель Русской Церкви напомнил о том, как созидалась Горненская обитель:
«Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, досточтимая матушка Георгия, матушки игумении, дорогие отцы, братья и сестры!
Сегодня радостный и лично для меня — совершенно особенный день. В 1969 году я впервые вступил на землю Горненского монастыря. Мы поднялись к стоявшим здесь руинам — на этом месте стояло только четыре стены, но не было перекрытий, не было крыши. Сопровождавшая нас монахиня сказала, что в 1914 году "все прекратилось": и связи с Родиной, и финансирование. Обитель так и не смогли достроить. Тогда, в 1969 году, трудно было представить, что Россия духовно сосредоточится, осознает важность для себя святых мест, что будут облегчены связи между нашим историческим Отечеством — всей Святой Русью и землей Палестины.
Позже, в тоже далеком от нас теперь 1989 году, Господь призвал меня к служению на посту председателя Отдела внешних церковных сношений. И первыми проблемами, с которыми я столкнулся, были судебные тяжбы на Святой Земле, которые грозили нашей Миссии потерей земли, потерей больших средств, а также кризисом в жизни Горненского монастыря.
Одна из первых моих поездок за рубеж в качестве председателя ОВЦС была именно сюда, это произошло в 1990 году. Нужно было решить вопрос о назначении игумении. И тогда я решил поговорить с каждой из насельниц обители. Говорил перед крестом и Евангелием, как на исповеди. Это был долгий труд, нужно было выслушать все сердечные воздыхания. Но в результате этой многочасовой беседы я понял, что нужно делать, и, вернувшись, обратился с рапортом к приснопамятному Святейшему Патриарху Алексию с просьбой, чтобы он благословил монахиню Георгию, насельницуПюхтицкого монастыря, принять жребий игуменского служения. Святейший Патриарх согласился не сразу. Он сказал, что ему нужно подумать, потому что матушка Георгия была очень нужна Пюхтицкой обители. Но через несколько дней Святейший сказал, что согласен с моим выбором, в результате чего монахиня Георгия и была назначена игуменией Горненской обители. С тех пор, матушка, Вы достойно несете это служение. Вы стяжали общую любовь и уважение как сестер монастыря, так и всей Церкви. Ни возраст, ни время не препятствуют Вам достойно исполнять возложенное на Вас служение.
Когда экономическая и политическая ситуация в России стала меняться к лучшему, мною было принято решение начать процесс реставрации этого храма. Получив благословение Святейшего Патриарха Алексия, мы приступили к поискам благодетелей, спонсоров, к получению соответствующих разрешений. Не без труда, но все-таки началось преображение этих мертвых стен в живой Божий храм.
Я рассказываю это для того, чтобы многие из вас, кто не знает этой истории, поняли, почему сегодня особенный день для обители, для Русской Церкви и лично для меня.
Я хотел бы выразить сердечную благодарность всем, кто участвовал в созидании этого Божия храма: начальникам Русской духовной миссии в Иерусалиме, тем, кто помогал мне в те годы в Отделе внешних церковных связей, прилагая много усилий к тому, чтобы восстановление обители завершилось в обозримом будущем. Большая благодарность вам, матушка игумения Георгия, и всем сестрам святой обители.
Мы с вами находимся на особом месте: его посетила Божия Матерь после того, как услышала в Назарете Благую весть от Ангела. Здесь Она жила три месяца у своих благочестивых родственников Захарии и Елисаветы. И именно в это время из плоти Ее ткалась плоть Богочеловека, Господа нашего Иисуса Христа. Это было время тишины, уединения, духовного сосредоточения Пресвятой Богородицы. И не случайно отец Антонин (Капустин), который почти тридцать лет нес служение на Святой Земле, принял тогда решение приобрести землю, освященную столь дивным событием новозаветной истории, чтобы создать здесь русский православный женский монастырь.
Я хотел бы пожелать Вам, матушка игумения, всем сестрам обители с достоинством продолжать нести свое служение, памятуя о той большой миссии, которую Вы осуществляете. С того времени, когда стало возможным нашим паломникам во множестве приезжать в Святую Землю, Горненский монастырь для многих из них стал не только местом молитвы, но и домом, в котором они живут во время паломничества. Сестры обители несут особое служение, сопровождая наши паломнические группы, рассказывая о святынях, передавая часть своего духовного опыта жизни на Святой Земле. Я знаю, какие дивные результаты бывают у этих паломничеств, как открываются сердца людей, как еще вчера маловерующие или совсем неверующие и нецерковные люди обретают горячую веру от соприкосновения со святынями Иерусалима, от соприкосновения, в том числе, с духовным опытом жизни насельниц Горненского монастыря.
Ваша жизнь проходит здесь под омофором Патриарха Иерусалимского Феофила. Я хотел бы через митрополита Исихия, который любезно сопровождает меня, выразить благодарность Блаженнейшему Феофилу за отеческую любовь и поддержку, которую пребывающие в обители получают от Блаженнейшего Патриарха, за внимание со стороны Святогробского братства.
Особое слово благодарности — ко всем тем, кто трудится, несет монашеский подвиг, живет в этой обители, умножает ее славу.
Я хотел бы также поблагодарить отца Исидора, начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме, вместе со всем коллективом Миссии, который является надежной опорой нашего Горненского монастыря. Ни одно важное решение не принимается без участия начальника Русской духовной миссии, и он лично несет ответственность перед Церковью за благополучие Горненского монастыря. Я желаю Вам, отец Исидор, помощи Божией, мудрости, духовной силы и способности духовного прозрения, чтобы не только быть руководителем, администратором, но и духовным отцом для монашествующих».
В память о великом освящении в Горненской обители храма Всех святых, в земле Российской просиявших, Святейший Патриарх Кирилл передал для новоосвященного собора икону Покрова Пресвятой Богородицы. «Пусть под Ее покровом, Ее заступлением, Ее молитвами направляются ко спасению пути иночествующих и всех, кто с верой притекает к этому святому месту, посещая палестинские земли», — сказал Его Святейшество.
В благословение на дальнейшие игуменские труды Святейший Владыка вручил игумении Георгии (Щукиной) икону преподобного Сергия Радонежского.
Далее Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл огласил указ, согласно которому храм Всех святых, в земле Российской просиявших, и храм Казанской иконы Божией Матери Горненского женского монастыря Русской духовной миссии в Иерусалиме были удостоены права служения в них Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до «Отче наш».
Святейший Патриарх удостоил церковных наград ряд людей, оказывавших помощь и содействие в восстановлении храма Всех святых, в земле Российской просиявших.
Член Попечительского совета благотворительного фонда поддержки образования, культуры и спорта «ЮТИС» Е.В. Анисимова награждена орденом преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, I степени.
Чрезвычайному и Полномочному Послу России в Израиле С.Я. Яковлеву вручен орден преподобного Сергия Радонежского II степени.
Ордена преподобного Сергия Радонежского II степени также удостоен А.Н. Рудаков, представитель Российской Федерации при Палестинской национальной администрации.
Ордена преподобного Андрея Рублева II степени получил Г.И. Лысак, директор предприятия «Седанка»; орден III степени вручен Б.А. Соколу, генеральному директору ООО Объединенная химическая компания «Щекиноазот».
Медаль святого благоверного князя Даниила Московского вручена А.Л. Юркову, советнику-посланнику Посольства Российской Федерации в Израиле.
Медалью «Славы и чести» I степени награждены Сезар Марджи, руководитель Департамента МВД Израиля по делам христианских общин, и доктор Дани Хаймович, председатель Общества иудео-христианской дружбы.
Председатель Вифлеемского отделения Императорского православного палестинского общества Дауд Матар удостоен медали преподобного Сергия Радонежского I cтепени.
Казначей Горненского женского монастыря монахиня Михаила и благочинная обители монахиня Алексия награждены медалями преподобной Евфросинии Московской.
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru
Рабочая поездка благочинного Бирского округа в деревню Константиновка
7 ноября 2012 года по благословению Преосвященного Амвросия епископа Нефтекамского и Бирского состоялась рабочая поездка благочинного Бирского округа протоиерея Сергия Рыжакова в деревню Константиновка Мишкинского района, где находиться разрушенный храм во имя святителя Николая Чудотворца.
В поездке отец Сергий встретился с жителем соседнего села Чураево, который является инициатором восстановления церкви в Константиновке. Они обсудили вопрос о консервации храма в целях предотвращения дальнейшего обрушения его конструкции и дальнейшего восстановления.
Преосвященный епископ Амвросий совершил Божественную литургию в Соборном храме апостолов Петра и Павла города Нефтекамска
11 ноября 2012 года Преосвященный епископ Нефтекамский и Бирский Амвросий в 23 неделю по Пятидесятнице совершил Божественную литургию в соборном храме апостолов Петра и Павла города Нефтекамска.
Его Преосвященству сослужил протоиерей Вячеслав Архангельский, первый помощник епископа по социальной работе. Диаконский чин возглавили: протодиакон Олег Логинов, клирик Петропавловского собора и протодиакон Георгий Заварский, благочинный Петропавловского собора. За богослужением пел архиерейский хор Кафедрального собора города Нефтекамск.
По окончании литургии Преосвященный Амвросий обратился к верующим с поучительным словом.
День призывника в селе Бакалы
7 ноября 2012года в Доме детского творчества с.Бакалы муниципального района Бакалинский прошло мероприятие «Служу России» в рамках традиционного Дня призывника.
Призывников тепло приветствовали начальник отдела военного комиссариата по Бакалинскому и Шаранскому районам А.А.Галаветдинов, председатель МБУ Комитет по делам молодежи администрации М.А.Киршина, председатель районного Совета ветеранов М.Г.Алчинов, хазрат мечети с.БакалыХисамбиев Мубарек Ирзаевич, клирик Бугабашевского женского монастыря иерей Константин Зырянов.
В концертной программе участвовали воспитанники ДДТ, конкурсно -развлекательную программу подготовили участники военно-патриотического клуба «Патриот» при МЦ «Альтаир». Встреча прошла в дружеской, непринужденной обстановке. Всего в осенний призыв 70 Бакалинских юношей призваны в ряды Российской армии. Всем призывникам вручены памятные подарки и «Памятки призывника». В свою очередь отец Константин обратился с напутственным словом к призывникам , пожелал достойно и честно выполнить свой гражданский долг. Также отец Константин подарил ребятам иконы с изображением Смоленско-Бугабашской Божией Матери и благословил на служение в рядах воинских частей Российской Федерации.
Веселые старты
6 ноября 2012 года в Благоварском районе Республики Башкортостан прошли спортивные соревнования "Веселые старты", организованные православной и мусульманской общинами района. В соревнованиях приняли участие подростки православного и мусульманского вероисповедания. Православную общину представлял настоятель храма Покрова Божией Матери протоиерей Вадим Коваль.
В Бирске отслужили молебен на начало воинского служения
8 ноября 2012 года На территории военкомата города Бирска перед первой отправкой в осеннем призыве, благочинный Бирского округа протоиерей Сергий Рыжаков совершил молебен «На начало воинского служения» для новобранцев и окропил их святой водой.
По завершении молебна отец Сергий обратился к призывникам и их родителям с пастырским напутствием:
Дорогие ребята, будущие воины! Сегодня вы открываете новую страницу своей жизни, на ваши плечи ложится воинская обязанность, отныне и вы разделяете ответственность за мир и спокойствие нашей Родины, за жизнь своих родителей, близких и друзей.
К сожалению, сейчас отношение к армии изменилось, как и сами вооруженные силы, но на Руси служба в армии всегда считалась священной обязанностью для каждого православного мужчины. Многие воины защищавшие страну были прославлены в лике святых: преподобный Илия Муромец (о нем вы наверняка слышали с детства былины и сказки) святой благоверный князь Александр Невский, праведный воин Иоанн Русский, святой праведный воин Феодор Ушаков и многие другие, которые могут послужить вам истинным примером для подражания.
Желаю вам ребята: Божией помощи, здоровья, терпения в нелегком обучении, научитесь честно и ответственно исполнять свой воинский долг. Пожелаю вам дружбы, настоящей мужской, помогайте друг другу, не поддавайтесь на провокации разделить вас по религиозному, национальному или другому признаку. Не забывайте посылать весточки родителям. Родители же молитесь непрестанно о своих воинах, ибо покров вашей молитвы защищает детей и днем и ночью, как говорится в известной поговорке: «Молитва матери со дна моря достанет».
Помните, что всегда, сколько стоит Церковь, за воинов на Богослужениях возносятся молитвы всех верующих: о Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, Господу помолимся. И я уверен, что наши совместные молитвы: ваши, ваших семей и прихожан наших храмов будут сопутствовать вам в вашем нелегком, но благородном воинском служении. Да хранит вас Господь и Пресвятая Богородица.
Под властью ментального вируса, или Как отличить вброс от новости
Игорь Ашманов
Череду скандальных новостей о Русской Православной Церкви одни считают централизованной информационной атакой, другие — естественным ходом событий. Об этом можно долго дискутировать, а можно просто взять и обратиться к фактам и цифрам: проанализировать все интернет-публикации по конкретной скандальной теме и проследить, как новость возникла и какой путь прошла, пока не стала повсеместно обсуждаемой. Такую работу провел Игорь Ашманов — генеральный директор компании «Ашманов и партнеры», известный специалист в области искусственного интеллекта и интернет-технологий.
Народные целители и их "молитвы". Как относиться к народным целителям, использующим в своей практике молитву, крест и Евангелие
Существует особая категория народных целителей, использующих в своей практике церковную атрибутику, христианские символы и молитвы из православного молитвослова. Известно, что практикующий оккультист равнодушен к Богу, его интересует не богообщение, а земная корысть, достигаемая правильно выполненными магическими действиями. Эти же целители вам скажут, что никакой корысти у них нет и что лечат они исключительно обращением к Богу. Действительно, не заклинания из книг магических, не устрашающие ритуалы, а молитва, крест и Евангелие демонстрируются перед изумленным взором доверчивого клиента. Явление это раньше встречалось по преимуществу в деревнях, а сейчас, распространяемое через интернет и рекламу в СМИ, стало почти повсеместным. Если колдунов люди все-таки интуитивно побаиваются, то подобные целители вселяют доверие христианской символикой, более родной и близкой душе.
Что же представляет собой этот феномен?
Как кажется, подобный вид целительства неопровержим с точки зрения православной духовной жизни. Однако вспомним хорошую русскую пословицу: "Не все то золото, что блестит". Если кто-то сам о себе говорит: "Я лечу молитвой", то к этому уже надо отнестись с осторожностью (конечно, он может и не произносить этой фразы, а просто выступать в роли целителя, для которого церковная молитва есть одна из форм лечения).
Строго говоря, никто не может лечить собственно вычиткой молитв. Ведь в подлинной молитве мы обращаемся к Богу, и потому молитва предполагает, что на молящегося человека и на того, о ком он просит, будет действовать Бог, поэтому в подлинной молитве мы вверяем в руки Божии себя и того, о ком молимся. Значит, не уместно само выражение (или идея): "Я лечу молитвой". В молитве мы можем только обратиться к Богу, Который, если это полезно, подаст просимое нами, а если нет, не подаст, хоть бейся головой об пол. Молитва не инструмент для манипуляций над другими людьми, а лишь смиренная просьба, поставляющая на первый план волю Божию о данном человеке, а не свое горделивое желание. Поэтому в храме на богослужении каждая ектения (то есть прошение) завершается возглашением: "Сами себя и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим". Так что нельзя самой по себе вычиткой молитв изменить физиологию другого человека. Исцеляюще действовать может лишь Бог Своей благодатью, а мы – смиренно просить Его подать, если Ему угодно, исцеление. Бог же помогает тому, кому Сам сочтет полезным, и потому чтение молитвенного правила еще не гарантия получения просимого.
Вместе с тем, видимый эффект в случаях обращения к подобным целителям (как, впрочем, и к обычным колдунам) отрицать невозможно. Как-то мне привели такой пример. Некий человек, всю жизнь проживший в деревне, заразился конским волосом (так в простонародье называют паразита, от которого очень трудно избавиться); дойдя до критического положения, он обратился к известной в его деревне бабушке. Она установила незамысловатое правило: на заре вместе с ним выходила в определенное место и читала "Богородице Дево, радуйся" какое-то число раз – и болезнь прошла. Трудно судить, не зная конкретно этих людей, что было в данном случае – молитвенная просьба, увенчавшаяся милостивым откликом Божиим, или же экстрасенсорика, прикрытая молитвенным правилом. А ведь разница при внешнем сходстве велика.
Здесь важно чувствовать тонкую грань. Одно дело, когда в случае опасной болезни ближнего православные христиане решают помолиться о нем – собираются вместе или молятся по отдельности. Есть ведь в Церкви особые молитвы, в которых мы испрашиваем у Бога здоровье. "Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться" (Иак. 5: 16), – сказано в Священном Писании. В храме служатся молебны о здравии души и тела, есть таинство соборования (елеосвящение), благодаря которому многие поднялись с одра самых тяжких болезней. Большое значение имеет и личная молитва, принятие на себя особого молитвенного правила с просьбой Господа об исцелении. Здесь все понятно: мы молимся Богу о выздоровлении больного, и, если это не противоречит воле Божией и послужит на пользу больному, Господь исцеляет или облегчает его состояние. "Помолился Авраам Богу, и исцелил Бог Авимелеха, и жену его, и рабынь его, и они стали рождать" (Быт. 20: 17), – приводится в Священном Писании пример подобной молитвы. И хотя в данном случае упоминается святой человек, не надо щепетильно искать того, кто "ближе" к Богу, чтобы именно он о нас помолился. Пользуясь слухами о святости, можно попасть на мошенника, психически больного или находящегося в прелести. Господь лишь некоторым подвижникам, и то после долгого подвига, благословляет явное служение людям. Поэтому лучше обратиться к священнику, ибо молитва является его служением, а также к близкому, любящему нас человеку, который с чистотой и искренностью помолится Богу о выздоровлении."И молитва веры исцелит болящего"(Иак. 5: 15).
Другое дело, когда встречается человек, который выражает как бы свое особое положение – "Я лечу молитвой", а церковные молитвословия используются как некий таинственный прием, переключающий состояние человека с болезни на здоровье. Допустим, пришел к подобному целителю человек, у которого голова разболелась, а тот говорит: "Ничего, сейчас вычитаем молитвенное правило, положу тебе руки на голову – и пройдет". Это значит лишь то, что у данного человека есть все та же таинственная, то есть оккультная, способность воздействовать на другого человека, но только не с помощью экстрасенсорных пассов или колдовских заклинаний, а под видимостью православных молитв. Определенное молитвенное правило воспринимается как формула, помогающая при условии, что больной вверяет себя данному целителю. Именно в этом случае уместны слова псалмопевца Давида: "Молитва его да будет в грех" (Пс. 108: 7), – или слова Самого Бога, сказанные через пророка Исаию: – "Когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу" (Ис. 1: 15). Эффект же исцеления происходит не за счет колдовских ритуалов и заговоров, а по причине особого экстрасенсорного настроя целителя, удобно использующего текстуальный строй молитвы как подходящий лично для него заговор.
Показательно в этом случае то всеобщее правило, что церковного благословения на такую деятельность подобные целители никогда не имели (хотя иногда они заверяют, что оно у них есть). Усердной церковной жизнью они не отличаются, особенно же не склонны к регулярному участию в таинствах исповеди и причащения. И уж чего точно у таких людей никогда не бывает, так это серьезного духовного руководства, духовника, с которым бы они советовались по поводу собственной жизни. Господь Иисус Христос, обращаясь к апостолам, а в их лице и ко всем священникам, говорил: "Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня, отвергается Пославшего Меня" (Лк. 10: 16). Данные же люди вроде бы и не против Церкви, употребляют предметы, продаваемые в церковной лавке, но сами при этом оказываются несколько обособленными от Церкви.
Вот как описывает современный пастырь опыт своей встречи с подобной целительницей: "В самом начале перестройки на исповедь ко мне пришла средних лет женщина из Республики Коми, которая около года тому назад первый раз в жизни побывала в церкви, где купила несколько икон и молитвослов. Дома она повесила иконы в угол и только собралась помолиться, как вдруг к ней зашли соседи – пожилые супруги. Увидев в углу иконы, они стали интересоваться, что это такое. В церкви, как объяснила женщина, никто из их села никогда не бывал, потому что до ближайшей – не менее 300 километров. Она, как могла, ответила на их вопросы и предложила вместе помолиться по только что купленному молитвослову. Соседи встали рядом, и она первый раз в жизни начала читать по нему молитвы. На другой день они пришли снова и сказали, что у обоих прошли боли после ее вчерашних молитв: у мужа – в ухе, а у жены – в пояснице. Конечно, милость Божия безмерна. В ситуации, когда жителям глухой деревни не от кого было услышать о Боге, Он мог в какой-то момент послать Свою помощь и через совсем нецерковную женщину, чтобы таким образом призвать к Себе людей. Но беда в том, что после этого случая односельчане стали обращаться не к Богу, а к этой женщине, о которой пошла слава "целительницы": соседи стали присылать к ней за помощью всех своих знакомых. А той и в голову не пришло, что лукавый может строить здесь свои козни. К тому же она не знала ни заповедей Божиих, ни сущности христианского учения, ни цели христианской жизни. Вплоть до 47 лет жила жизнью самого обычного советского человека, со всеми особенностями его мышления, культуры, мировоззрения и образа жизни. Вполне понятно, что за прожитые годы эта женщина накопила множество грехов, в том числе и смертных, но никогда в них не каялась и даже не знала о необходимости исповеди, а также многолетних трудов для искоренения греховных привычек и привязанностей. Это помогло демонам внушить женщине, что именно ее выбрал Сам Господь, чтобы через нее исцелять людей. Мысль о том, что она со всеми своими грехами этого недостойна, ей и в голову не пришла... Однако Господь не оставил ее без вразумления, предоставив возможность добровольного выбора. Она вдруг "случайно" оказалась в нашей церкви именно в тот день, когда в беседе перед исповедью я рассказывал о подобных хитростях демонов. После службы она подошла ко мне и рассказала свой случай, пытаясь выяснить, относятся ли ее неожиданно проявившиеся "способности" к той же серии демонических явлений, о которых я говорил. Эта женщина считала, что чистота ее дела была гарантирована тем, что она ничего, кроме молитв из православного молитвослова, не читала и не предпринимала никаких иных действий. Естественно, она полагала, что получила силу исцелять от Бога, причем неожиданно и даром. Говорить с ней было непросто. Очень уж ей не хотелось расставаться с ролью "целительницы", чтобы вновь превратиться в обычную, ничем не выдающуюся женщину"[1].
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин писал об этом так: "Кто желает повелевать нечистыми духами, или чудесно подавать здравие болящим, или являть пред народом какое-либо из дивных знамений, тот хотя призывает имя Христово, но бывает чужд Христа, поелику, надменный гордостью, не следует Учителю смирения"[2]. Итак, это вопрос об очень тонких подменах. Если бы в нашем мире все сразу представало в своем подлинном свете, то люди не знали бы искушений, соблазнов, а сразу видели бы суть явления и делали соответствующие выводы. К сожалению, на протяжении всей истории грешного человечества люди ошибаются, и то, что кажется им поначалу одним, затем, при более тесном знакомстве, предстает в совершенно ином свете.
Как-то автор этих строк встретился с человеком, который утверждал, что ему является Христос и беседует с ним. Этот человек был трактористом. Он покупал в Софрино подсвечник для храма – по воле, как он говорил, Иисуса Христа. "Да, да, – повторил труженик, – Он мне Сам сказал купить для храма, на самом деле". Когда мы поинтересовались у "самовидца", точно ли он уверен в истинности своих откровений, тот ответил с глубокой убежденностью, посетовал, что священники ему не верят. С теплом вспоминал о слышании "высших" истин: "Еду по полю, зрение у меня слабое, а он (то есть то невидимое существо, которое выдавало себя за Христа. – В.Д.) смеется, говорит: "Что, дурак слепой, не видишь?"" В данной ситуации все очевидно. Где в Евангелии говорится о том, чтобы Господь смеялся, чтобы Он употреблял глупые земные реплики? Тем не менее, это странное невидимое существо рекомендовало своему контактеру ходить в храм и даже жертвовать на церковь. Значит, видимая добропорядочность чего-либо: поведения, нравственных наставлений, благотворения другим – может быть совершенно чужда благодати Духа Святого, чужда Господа Иисуса Христа. "Благочестие ваше как утренний туман и как роса, скоро исчезающая" (Ос. 6: 4), – скажем словами пророка Осии. Бес временно может предлагать что-то "доброе", ведь у этого древнего, хитрого существа – дальние планы, простирающиеся за грань земной жизни. Естественно, что если бы обольщенному пришло в голову исцелять других и чудодействовать (на тот момент такого замечено не было), он обращался бы с подобными просьбами к невидимому спутнику, который тут же сыграл бы в свою пользу на его "молитве Христу".
Теперь посмотрим на рассматриваемую нами проблему еще с одной стороны. Многие люди не различают в своей жизни главного и второстепенного. Поскольку на первом месте у них физическое здоровье, материальное благополучие и семейное счастье, то все внимание посвящается обретению этого. Даже приходя в храм, такие люди думают не о спасении своей бессмертной души, освобождении ее от сетей греха и приобщении к Богу, а прежде всего о земном благоденствии, ради чего ставятся свечки, жертвуется мелочь в церковную кружку и произносятся редкие молитвы. Понятно, что при подобном отношении к жизни исцеление, полученное околоцерковным способом, рассматривается уже как критерий истины.
Сознание большинства людей не допускает, чтобы видимое здоровье подавал человек, ведущий не богоугодную жизнь. Раз болезнь отступает, а целитель действует молитвами и христианскими символами, значит, он несомненно угоден Богу. По этому поводу преподобный Иоанн Кассиан Римлянин в беседах "О Божественных дарованиях" говорил: "Человек, преданный явным порокам, может иногда производить удивительные действия и потому почитаться святым и рабом Божиим... и сам тот, кто уверен в себе, что обладает даром исцелений, надменный гордостью сердца, испытывает тягчайшее падение. От сего происходит то, что демоны, с воплем именуя людей, не имеющих никаких свойств святости и никаких духовных плодов, показывают вид, будто их святость жжет их и они принуждены бежать от одержимых ими"[3].
Впрочем, сами оккультисты любят ссылаться на известный фрагмент Евангелия, в котором апостолы сообщают Господу: "Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами. Иисус сказал: Не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. Ибо кто не против вас, тот за вас" (Мк. 9: 38–40). Упоминая эту цитату, оккультисты сами устраивают себе ловушку, потому что открыто свидетельствуют, что они не следуют за Церковью, хотя вроде бы и не против нее.
Известный толкователь Евангелия блаженный Феофилакт Болгарский объяснял процитированный текст так: "При начале же (евангельской) проповеди случалось, что некоторые, побуждаемые страстью славолюбия, желали совершать знамения, но, видя, как могущественно имя Иисусово, они призывали его и таким образом совершали знамения, хотя и чужды и недостойны были благодати Божией. Ибо Господу угодно было, чтобы проповедь распространялась и чрез недостойных"[4]. До Пятидесятницы само упоминание имени Христа уже вершило чудеса. Так было поначалу (знамения совершались даже через "побуждаемых страстью славолюбия", "чуждых и недостойных благодати Божией"), пока собор апостолов не воспринял ниспосланного Спасителем Духа Святого, тем самым став святой Церковью и получив силу совершать более значимые знамения и чудеса.
Когда же Церковь победоносно шествовала по миру с проповедью Евангелия, мы встречаем иную ситуацию. В книге Деяний написано: "Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома" (Деян. 19: 13–16). Из этого следует, что злые духи боятся не тех, кто только призывает имя Господне, а тех, кто находится в общении с Церковью и участвует в ее таинствах.
Важно понять, что в подлинной молитве действуют не слова сами по себе, а сила Того, к Кому человек обращается посредством молитвы. Христианин верует в Бога и посредством церковной молитвы обращается к Нему, в ответ на молитву Бог осеняет христианина Своей благодатной силой. Если же у христианина создается в душе искаженный образ духовного мира, искаженное представление о самом себе или о Боге (допустим, высокое мнение о себе как об особом избраннике и целителе или еретическое представление о мире духовном как безликом энергетическом начале), его молитва, при тех же самых словах, не доходит до Бога и потому бесплодна. Напротив, рядом с таким человеком находятся падшие ангелы, которые окружают его своей демонической энергией и могут имитировать благодеяния, исцеления и исполнение молитв.
Вот почему одно из строгих предостережений Иисуса Христа касалось незаконных чудотворений под прикрытием призывания Его имени: "Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие" (Мф. 7: 22–23). Да, они и пророчествовали, и бесов изгоняли, и многие чудеса сотворили, причем призывая имя Спасителя, но оказываются без Него, потому что сама суть служения осталась экстрасенсорной, а не благодатно-духовной. Слов Самого Иисуса Христа должно быть достаточно, чтобы понять суть упомянутого феномена.
Валерий Духанин
Источник: Православие.ру
[1] Игумен N. Об одном древнем страхе. Кого и как "портят" колдуны. М.: Даниловский благовестник, 2007. С. 67–68.
[2] Иоанн Кассиан Римлянин, преподобный. Писания. М., 1892. С. 445.
[3] Там же. С. 440.
[4] Феофилакт Болгарский, блаженный. Толкование на Евангелие от Марка. М., 2000. С. 82.
Архиерейское богослужение в храме великомученика Димитрия Солунского с. Надеждино Белебеевского района
8 ноября 2012 года, в день памяти великомученика Димитрия Солунского, Преосвященный епископ Нефтекамский Амвросий совершил Божественную литургию в храме Димитрия Солунского с. Надеждино Белебеевского района. Его Преосвященству сослужило духовенство Белебеевского благочиния.
История храма и история села тесно связаны с семьей Аксаковых. Само село было основано отставным майором Михайлой Максимовичем Куроедовым и получило название по имени его жены Надежды Ивановны, в девичестве носившей фамилию Аксакова. Первая деревянная церковь появилась здесь в 1759 г. Четырьмя десятилетиями позже освятили каменную церковь, дошедшую до наших дней. Ее строительство велось на средства Куроедовых.
Из сохранившихся архивных документов, известно, что с 1878 г. на приходе существовало церковно-приходское училище, которое размещалось в собственном доме, построенном помещиком Григорием Сергеевичем Аксаковым (сыном писателя), в 1889 г. в нем обучалось 38 мальчиков и 17 девочек. В 1890 г. Надеждинский приход состоял из 267 дворов, в которых было прихожан 740 душ мужского пола и 812 женского пола, все русские, православные.
Церковь закрыли в начале 1930-х гг., сняли кресты, колокола и разместили в ней зернохранилище колхоза. В начале 1970-х гг. склад перевели в дер. Малиновку, и с тех пор ее забросили окончательно. Ее пытались разломать на стройматериалы, но не удалось из-за крепкого раствора.
В 1980-х гг. планировался снос церкви, но благодаря Богу и стараниям писателя Михаила Андреевича Чванова (нынешнего директора дома-музея С.Т. Аксакова), направленного из Уфы для сбора материалов о строительстве посёлка, храм уцелел. М.А. Чванов и Г.Ф. Гудков встали на защиту церкви. Позже их стараниями и усердием по благословению еп. Анатолия она была восстановлена.
Восстановление велось на пожертвования прихожан, жителей с. Надеждина, пос. Аксакова и г. Белебея, других близлежащих селений, и на средства промышленных предприятий. Были приобретены колокола, их отливали в г. Каменск-Уральске, один из лучших колокольных мастеров России – Николай Пятков. Большой благовестный колокола (его вес 41,4 пуда или 660 кг.) слышен даже за восемь км в г. Белебее. В церкви настелены новые полы, устроена крестильня для крещения полным погружением, появилась своя библиотека.
Эти места на западе Уфимской губернии тесно связаны с именем выдающегося русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова (1.10.1791-12.05.1859). Жена основателя имения – Надежда Ивановна – приходилась ему троюродной бабкой. Сам он получил село Надеждино-Куроедово от отца и переехал сюда с семьей в августе 1821 г. Здесь в 1823 г. у него родился сын – Иван Сергеевич, которого, скорее всего, крестили в местной церкви.
Ежегодно в сентябре в с. Надеждино в аксаковские дни приезжают гости – почитатели литературного таланта С.Т. Аксакова, среди них – члены Фонда Славянской письменности и культуры, они помогали восстанавливать храм. Тогда же по Аксаковым совершается поминальная служба. В эти дни храму были переданы многие дары – старинные иконы: Владимирская икона Божией Матери, святого Димитрия Солунского, напрестольное Евангелие, Евангелие с иллюстрациями художников из Палеха, старинный бронзовый подсвечник. Первым настоятелем после восстановления прихода в течение 8 лет был иеромонах Зосима (Кеев).
Адрес: 452020 Россия, Башкортостан, Белебеевский р-н, с. Надеждино, ул. Аксакова, 24. Проезд по ж/д до станции "Аксаково".