Нефтекамская Епархия | Башкортостанская Митрополия Московский Патриархат

Информационная служба

Эл. почта: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Председатель Учебного комитета протоиерей Максим Козлов рассказывает о роли Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в деле становления современного духовного образования и о роли образования в жизни Предстоятеля Русской Православной Церкви. Публикация подготовлена к 75-летию Святейшего Патриарха Кирилла. 

Церковь пребывает одновременно на земле и на небе, преодолевая ограничения времени и пространства утверждая вечное в настоящем. Это происходит благодаря дарам Духа Святого. Такие дары щедро даются верным чадам Церкви даже в самом начале их духовной жизни. Эта легкость получения не должна обманывать нас, не должна преуменьшать их ценность. Необходимо всегда помнить притчу о талантах, и ревность в их приумножении есть выполнение воли Божией. Получив дары от Господа, мы должны посвятить всю свою жизнь их осмыслению, бережному хранению и творческому приумножению. Сколь велика ответственность тех, кто выбрал путь научения других бережному отношению и приумножению бесценных духовных богатств.

Призвание к научению издревле является долгом священника, для чего священника нужно научить самого, для этого и существует духовное образование. Через изучение духовного наследия созидается церковное будущее, все, что посеяно на ниве образования, взойдет и даст плоды, посему велика ответственность и цена ошибок в этом сложном и благодатном послушании. Духовное образование — это не просто интеллектуальная подготовка, это духовное возрастание, это послушание, из которого возрастает пастырство будущего священнослужителя. Как сказал об этом сам Святейший Патриарх: «Я не представляю, каким еще способом можно воспитать сегодня достойного пастыря, способного говорить с современным обществом, передавать ему Евангельское послание, защищать свои убеждения, делать их понятными для других, жить глубокой религиозной жизнью, кроме как через прохождение школы благочестия в наших духовных школах. Я хотел бы от всего сердца пожелать вам всем приобщиться к этому, поверьте мне, прекрасному опыту. Если человек не овладевает им в этих стенах, то просто теряет время зря»[1].

Эти слова в полной мере отражают личный духовный опыт Патриарха. Долг пастыря — учить народ Божий, долг Патриарха — учить пастырей, а чтобы достойно исполнить призвание к научению ему нужно было сначала пройти школу ученичества самому.

Семья

Семья всегда была тем фундаментом, на котором строится здание жизни человека. В семье Святейшего сложилась уникальная атмосфера, сочетавшая священническое и педагогическое служение. Дед и отец — священники, мама — преподаватель. Дед Патриарха боролся с обновленчеством, почти тридцать лет провел в заключении, стал диаконом в 71 год, сан священника принял в 72. Отец учился на Высших богословских курсах и конспекты лекций, которые он вел, послужили основным вещественным доказательством для ареста и осуждения. Пережил блокаду, воевал. Сразу после войны принял решение стать священником, закончил семинарию и академию, в возрасте 63 лет защитил диссертацию на звание кандидата богословия. Крепость в вере, любовь к знаниям, ответственность и трудолюбие унаследовали все дети: брат — священник, профессор, сестра — проректор, заведующая регентским отделением СПбДА.

Сам Патриарх вспоминает о том времени так: «Я всегда хотел быть священником, не помню того времени, когда бы я не хотел быть священником. ... Жили мы тогда очень бедно: помимо совсем маленькой комнатки, где находились книги отца и его письменный стол, у нас была одна 19-метровая жилая комната на Васильевском острове (на пять человек семьи)[2]. Бедность, теснота — но для книг выделено особое место, к ним особое отношение. Именно такие незаметные детали семейного уклада формируют характер и жизненные цели. Особо почитался в семье святой праведный о. Иоанн Кронштадтский. Можно сказать, что его наставление учащимся было воплощено в жизнь Патриархом Кириллом. «Всякою наукой дорожите, всякую науку любите, потому что всякую науку открыл людям Господь Бог, Источник разума и премудрости. Учитесь охотно и прилежно. Когда будет вам трудно или скучно, обращайтесь смело с верою к Господу Иисусу Христу, любящему вас, и Он тотчас поможет вам. Больше всего учитесь языку любви, самому живому, выразительному, сильному языку»[3].

Образование

У каждого возраста свой путь и способ познания Истины, Бога. Школьные годы — возраст исканий и вопрошаний, возраст в котором пылкость убеждений и пытливость ума компенсируют недостаток опыта. Мальчику Володе Гундяеву выпал особый путь, его школьные годы пришлись на время так называемых хрущевских гонений. Детям из семей верующих было сложно, особенно это касалось семей священников. Верующий ребенок постоянно был под давлением учителей, администрации, а часто и самих школьников. Если человек отказывался идти по общему идеологическому маршруту октябренок — пионер — комсомолец, то становился изгоем, жизнь превращалась в испытание веры. По воспоминаниям Патриарха, он шел в школу как на Голгофу: «...меня вызывали на педсоветы, на диспуты с преподавателями и учениками, и я всегда побеждал, потому что в советское время наши учителя к таким диспутам были не готовы, а я старался быть готовым»[4].

Такая «школа» противостояния воспитала характер и сформировала отношение к знаниям, неотъемлемой частью такого образования становится самообразование, возникает потребность много читать, видеть проблему с разных сторон, быстро находить ключевой вопрос. Впоследствии Святейший будет требовать этого от всех, кто трудится рядом с ним, ибо «образование — это способность человека постоянно учиться, постоянно возрастать ... Когда мысль не движется, она начинает костенеть, а закостенелая голова не способна производить ничего такого, что могло бы увлекать людей»[5].

К школьным проблемам добавились проблемы материальные, на смену репрессиям пришло экономическое давление, и чтобы помочь родителям, Владимир после 8 класса поступил на работу в геологическую экспедицию, одновременно обучаясь в вечерней школе. Впоследствии Патриарх с теплотой вспоминал эти годы, в суровом быту экспедиций перед ним открылся трезвый взгляд на научную отвлеченность.

Значение светского образования он понял уже тогда и решил продолжить обучение в университете, а потом посвятить себя церковному служению. Но тут вмешался старший брат Николай, он организовал судьбоносную встречу будущего Патриарха с митрополитом Никодимом (Ротовым), который определил и путь обучения и путь жизни: «Священников мало…Поступай-ка ты сразу в семинарию»[6].

В безбожное время поступление в семинарию требовало особой решимости, оно приводило к разрыву с миром, отказу от очень многого, стремление к Истине становилось жертвой. Выбор был сделан, и в 1965 г. 18-летний Владимир Гундяев поступил в Ленинградскую духовную семинарию. Ректором в то время был профессор протоиерей Михаил Сперанский, ученик Н.Н. Глубоковского.

Это были разгар хрущевских гонений, уничтожение духовного образования было одной из первостепенных задач: «Семинарию и академию готовили к закрытию. Осуществлялся довольно жесткий отбор студентов. Делалось это при активном вмешательстве властей. И начиная с 1960 г. в семинарию брали очень мало слушателей. Причем принимали людей очень низкого интеллектуального уровня, и чаще всего душевнобольных. А те, кто уже учился в академии и заканчивал ее, это были молодые, здоровые, симпатичные, достаточно развитые люди. И эта граница воспринималась мною видимым образом. Входишь, бывало, на трапезу, за столами «гудят» полные академические курсы: четвертый, третий, второй. Первый — уже поменьше. А за семинарскими столами — мрак и уныние»[7].

Через год способный семинарист становится секретарем митрополита Никодима (Ротова), что потребовало ускоренного усвоения учебной программы, тут и пригодились навыки самостоятельной работы и любовь к чтению, в итоге восьмилетний курс обучения был пройден за четыре года.

Митрополит Никодим становится примером и наставником для молодого человека. Как вспоминал потом Святейший, «для меня … первым учителем был владыка митрополит Никодим, который сыграл решающую роль в изменении положения Церкви в Советском Союзе в эпоху хрущевских гонений и после. Он был замечательным иерархом, который жизни своей не жалел и, как вы знаете, скончался в 47 лет»[8].

3 апреля 1969 г. 22-летний Владимир Гундяев принимает монашеский постриг с наречением имени в честь равноапостольного Кирилла, просветителя славян. Выбор святого совпал с направлением деятельности новопостриженного монаха, 7 апреля, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, он был рукоположен во иеродиакона, а 1 июня того же года — во иеромонаха.

В 1970 г., иеромонах Кирилл под научным руководством профессора протоиерея Ливерия Воронова защитил кандидатскую диссертацию «Становление и развитие церковной иерархии и учение православной Церкви о ее благодатном характере» и был назначен преподавателем ключевой дисциплины — догматического богословия, а также помощником инспектора. Начинался новый этап служения, он требовал другого знания — знания людей. Повседневная жизнь с ее проблемами, люди с их слабыми и сильными сторонами, опыт использования власти, понимание потребностей и интересов учащихся — все это очень пригодилось в дальнейшем служении. Духовная школа — это Церковь в миниатюре. Уникальное сочетание научения, служения и послушания дало возможность пройти все ступени церковной лествицы и обрести необходимые навыки и знания для будущего нелегкого послушания — Патриаршего служения.

Ректорство

26 декабря 1974 г. Патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков) назначает 28-летнего архимандрита Кирилла ректором. В истории академии это был самый молодой ректор, и ему достался один из самых сложных исторических периодов ее развития.

Открытых гонений уже не было, но противостояние с государственной властью продолжалось по всем ключевым направлениям. Проблемы стояли очень остро: в академии были накоплен бесценный опыт подготовки пастырей, но постоянно ощущалась острая нехватка людей, способных сохранить и приумножить это богатство. Северная столица давала широкие возможности для культурного развития и образования, но эти возможности строго дозировались чиновниками, отвечающими за идеологию. Государство старалось взять под контроль всю кадровую политику церкви и уделяло самое пристальное внимание тем молодым людям, которые приняли решение получить духовное образование.

Церковной науке еще предстоит тщательно изучить это время, но уже сейчас можно с уверенностью утверждать, что программа действий молодого ректора остается актуальной и сегодня. Она может служить практическим пособием для любого ректора, поставившего себе задачу вывести на новый уровень развития вверенное ему духовное учебное заведение. Самое пристальное внимание уделялось наполнению образовательного процесса реальным содержанием. Семинаристов надо было приучить к навыкам целенаправленной самостоятельной работы, журналы Ученого совета свидетельствуют, что самостоятельная работа над книгами внедрялась под нажимом ректора в течение нескольких лет. Были введены семинары для развития навыков устного выступления и развития аргументации, повышены требования к написанию письменных работ. Ректор старался давать семинаристам именно те навыки, важность которых он увидел на своем опыте.

Был пересмотрен ряд программ, устранено дублирование учебного материала, созданы новые или серьезно переработаны прежние пособия по Священному Писанию, основному богословию, византологии, церковной археологии, новейшей церковной истории, истории унии, в академии был введен курс по текстологии Нового Завета. Были организованы новые кафедры: литургики, общецерковной истории и истории Русской Церкви и славянских Церквей. В итоге в годы ректорства будущего Патриарха вверенные его руководству духовные школы завоевали признание мирового Православия: число иностранных студентов росло, и в 1982 г. был образован факультет иностранных студентов.

Принимались и революционные решения — был открыт регентский класс. Сейчас наличие регентских отделений воспринимается как норма, но тогда это решение было новаторским. История современного развития духовного образования доказала его правоту и востребованность.

3 марта 1976 г. Священный Синод принял решение о возведении ректора Ленинградских духовных школ в сан епископа Выборгского, показательно, что рукоположение во все степени священства будущий Патриарх получил под сенью духовной школы. 14 марта, в Неделю Торжества Православия, в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры была совершена епископская хиротония, которую возглавил митрополит Никодим, обративший к новопоставленному епископу проникновенные слова: «…мне ведома сила призвания твоего ... мне известен тот внутренний пламень, с которым ты служишь Спасителю мира. Таким пришел ты в духовную школу, таким стал ты священномонахом, таким был ты на всех послушаниях, куда направляла тебя Десница смотрения Божия. Послушания, которые ты проходил, и для людей с годами и жизненным опытом были бы ... трудны, и сложны, нелегки они были и для тебя в юные годы твои, но силы твоего существа, отданные навсегда Святой Церкви, ты посвящал без остатка порученному тебе делу и был верный сын послушания. Будь таким до конца твоих дней, совершая Божие дело, врученное твоему попечению, в искренней простоте и с сердечным усердием. Служи Богу твоему так, как служили Ему все избранные Им»[9]. В том же 1976 г. патриарх Пимен удостоил академию ордена св. равноап. кн. Владимира 1-й степени, что было очевидной заслугой и ее ректора.

Результаты его трудов не могли остаться незамеченными светскими властями. В документах Ленинградского областного управления КГБ епископ Кирилл был охарактеризован как «фанатик», который «проводит большую работу по вовлечению молодежи в православную веру», он «умело использует средства массовой информации в пропаганде религии» и круг его последователей растет[10]. 26 декабря 1984 г. во время празднования 10-летия пребывания в должности ректору принесли телеграмму, где сообщалось, что он освобождается от должности ректора.

Смоленск

С 1985 года начинается новый этап служения будущего Патриарха — его направляют на служение в Смоленск — в одну из беднейших епархий России, в которой из 812 церквей (по данным на 1912 год) к 1985 году осталось всего 35 храмов, из них большинство находилось в аварийном состоянии. А Калининградская область, присоединенная к Смоленской епархии в апреле 1985 года, вообще была «атеистическим регионом», где православной традиции просто не было. Тем более, ни в Калининграде, ни в Смоленске в то время не приходилось даже думать о духовном образовании.

Архиепископ Кирилл ясно понимал, что воссоздание старых и строительство новых храмов — это не единственная задача епархиального архиерея, образование будущих пастырей и чрез них самой паствы — вот что является важнейшей задачей. «Главное — это, конечно, вопрос образования, потому что храмы можно построить, но неизвестно, придут ли в них люди. Поэтому своей главной задачей я всегда считал создание системы религиозного образования»[11]. 

За время его управления Смоленской и Калининградской епархией (с 1985 по 2009 год) возрождение духовного образования произошло на всех уровнях — от детского сада до высшей школы. Кроме православных детских садов (к 2009 году их было четыре), была создана сеть воскресных школ и открыты православные гимназии (три к 2009 году). В обычной средней школе (еще до официального признания курса «Основы православной культуры») были введены факультативы «Православная культура», «Закон Божий» и «История православной культуры земли Смоленской», а также курс «Истоки».

Но самая благоприятная возможность применить свой ректорский опыт и знания у будущего Патриарха появилась при открытии в 1989 г. первого межъепархиального духовного училища с двумя отделениями: пастырским и регентским. Открывая возрожденную после 70 лет духовную школу митрополит Кирилл сказал: «Мы надеемся, что училище будет удовлетворять потребности нашей епархии в образованных священнослужителях, в преподавателях воскресных школ, в регентах церковных хоров. Но самая главная наша цель — чтобы училище не столько научило говорить (словам мало кто верит), а чтобы это маленькое скромное училище научило своих воспитанников правильной жизни, чтобы оно сформировало из них светлых людей, способных нести добро в этот мир ... преодолевая тот страшный нравственный кризис, в котором мы сейчас находимся»[12].

В 1991 году состоялся первый выпуск, а в 1995 году духовное училище было преобразовано в духовную семинарию, ставшую одним из ведущих высших духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. В 2000 году в ходе определенного Архиерейским собором 2 декабря 1994 года и Священным Синодом 19 июля 1999 года процесса преобразования духовных семинарий в высшие духовные учебные заведения Смоленская семинария переходит на пятилетний учебный план.

К 2009 году на пастырском отделении получили высшее духовное образование 320 человек, на регентском — 92 человека, на очном отделении проходили обучение 57 студентов из более чем 12 епархий. В результате к 2009 году из 213 священно- и церковнослужителей Смоленской и Калининградской епархии 120 получили богословское образование, а около 70 человек проходили заочное обучение.

Был задан правильный курс развития высшего духовного учебного заведения, что позволило Смоленской семинарии первой получить государственную лицензию (2009) и государственную аккредитацию (2011). Таким образом, Смоленская духовная семинария стала первой площадкой, где получили развитие новейшие тенденции духовного образования, которые впоследствии легли в основу концепции его развития. Очень важно, что управление Смоленской и Калининградской епархией дало будущему Патриарху необходимый опыт понимания взаимосвязи церковной жизни и духовного образования.

ОВЦС

В 1989 г. будущий Патриарх был назначен председателем Отдела внешних церковных связей, на его плечи ложится общецерковное послушание. В это судьбоносное для нашей страны время он отвечал не только за межцерковные отношения, фактически он отвечал за взаимодействие Церкви и мира, в том числе и образовательной среды. Новое время предъявляет новые требования, остро ощущается необходимость подготовки специализированных церковных работников с привлечением лучших представителей церковной и светской гуманитарной науки, что заложило основу их дальнейшего плодотворного взаимодействия. Школой такого взаимодействия становится аспирантура при Отделе внешних церковных связей. Становится доступным зарубежное образование, лучшие выпускники отечественных духовных школ получают возможность научных стажировок за границей.

Патриаршество

В новейший этап истории Русской Православной Церкви, начавшийся с избранием Святейшего Патриарха Кирилла, перед духовным образованием встали новые задачи, отражающие глубокие изменения церковно-общественных отношений. В 2009 году на традиционной предпасхальной встрече Предстоятеля Русской Православной Церкви с журналистами он отметил: «Сейчас священник, помимо того, что он пастырь и совершитель Таинств, еще и общественно значимая фигура… помимо глубокого молитвенного и религиозного опыта, который является абсолютно необходимым, у священнослужителя должны быть знания»[13].

На первом после избрания заседании Священного Синода 31 марта 2009 года было принято решение о преобразовании филиала аспирантуры Московской духовной академии при Отделе внешних церковных связей в Общецерковную аспирантуру, ректором которой был назначен епископ Волоколамский Иларион. Сам Святейший Патриарх стал Председателем Наблюдательного совета.

Поворотной точной в развитии духовного образования можно считать программное выступление Первоиерарха Русской Церкви на совещании ректоров духовных учебных заведений 13 ноября 2009 года «Духовное образование Русской Православной Церкви на современном историческом этапе. Проблемы, задачи и перспективы». Патриарх особо подчеркнул первостепенное значение духовного образования в жизни Церкви: «Духовное образование имеет самое непосредственное отношение к сокровенным глубинам бытия Церкви — это одна из важнейших задач. Это не вторичное дело; богословское образование — в самой сердцевине церковной жизни. Мы передаем Предание. ... от уровня нашего богословского образования, от того, что есть богословское образование, зависит … сама передача Священного Предания Церкви»[14].

В своем выступлении Святейший Патриарх Кирилл подвел итоги сделанному за первые два десятилетия возрождения духовного образования после 1000-летия Крещения Руси: «На мой взгляд, главным положительным итогом развития духовной школы в период с 1989 по 2009 год следует считать то …, что, несмотря на серьезную нехватку ресурсов — финансовых, кадровых, методических, в Русской Православной Церкви возникло много духовных школ, готовящих будущих пастырей, — академий, семинарий, училищ»[15].

Были указаны основные задачи развития духовного образования и намечены пути их решения для полноценной передачи Священного Предания в единстве обучения, воспитания и научно-богословской деятельности: «мы должны получить выпускников, которые не просто что-то слышали и знают о духовном и богословском Предании Церкви. Они должны жить и развиваться внутри этого Предания»[16]. Для этого «Духовная школа и ее научно-педагогическое ядро должны уметь … выделить то важнейшее в догматическом, литургическом, мистическом, аскетическом, каноническом, миссиологическом и иных аспектах Предания, что должно быть усвоено будущим священнослужителем»[17].

В 2011 году по инициативе Предстоятеля Русской Церкви был воссоздан Высший Церковный Совет, в том числе и для рассмотрения и оперативного решения вопросов духовного образования. Как сказал сам Патриарх на заседании Высшего Церковного Совета 31 октября 2016 года: «Образование является сквозной темой, проходящей через все практически наши заседания. Это свидетельствует о том, что образование в Церкви является очень важным приоритетом. С решением проблем, стоящих в этой области, мы связываем и совершенствование пастырской работы в Церкви, и, может быть, в первую очередь, изменения в сознании наших детей и молодежи»[18].

Началась разработка новой модели духовного образования, суть которой была изложена в докладе Святейшего Патриарха на заседании Архиерейского собора 2 февраля 2011 г. «Эта модель предполагает переход с двухуровневой на трехуровневую систему образования: бакалавриат, магистратуру и аспирантуру»[19].

Подготовка будущих пастырей должна осуществляться в духовных семинариях по программе бакалавриата с четырехгодичным сроком основного обучения и дополнительным пропедевтическим годом. Первой на новую образовательную программу перешла Смоленская семинария, примеру которой последовали остальные.

Вторым уровнем высшего образования становится магистратура с двухлетним сроком обучения. Магистратуры открыты на сегодняшний день в 16 высших духовных учебных заведений Русской Православной Церкви и ведут подготовку по 32 магистерским программам. Как отметил Предстоятель в своем докладе на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2 февраля 2016 года: «Духовным учебным заведениям, получившим право развивать магистерские программы, следует продолжить работу по расширению их спектра, сообразуясь при этом с реальными научными и практическими нуждами Церкви»[20].

Лучшие выпускники магистратуры продолжают свое образование по программам подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации в аспирантурах, которые сейчас открыты в Санкт-Петербургской, Московской духовных академиях, в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, а с 2021 г. в Сретенской духовной семинарии, в связи с чем она была преобразована в духовную академию.

Однако на первых порах учебные планы семинарий существенно отличались друг от друга. Эти проблемы не укрылись от взора Первосвятителя, и в 2013 г. для их решения была создана Межведомственная рабочая группа, объединившая десятки ученых, экспертов и преподавателей. Итогом совместной работы Учебного комитета и Межведомственной группы стал переход всех высших духовных учебных заведений Русской Православной Церкви (начиная с 2015 года) на разработанный Учебным комитетом и утвержденный Высшим Церковным Советом Единый учебный план.

С начала 2010-х годов начался процесс получения духовными школами государственной аккредитации и показательно, что первой в 2011 г. ее получила на реализацию Федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки «Теология» Смоленская семинария. В результате инициированной Святейшим Патриархом Кириллом упорной совместной работы духовных школ Русской Православной Церкви и Учебного комитета на 2021 год 14 высших духовных учебных заведения (3 духовные академии и 11 духовных семинарий) получили государственную аккредитацию по направлению подготовки «Теология».

При этом 5 высших духовных учебных заведений Русской Православной Церкви получили государственную аккредитацию не только на реализацию бакалаврских, но и магистерских программ.

Особое внимание глава Церкви уделял становлению теологии как признанной государством научной специальности. В 2015 году президиум Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки России одобрил паспорт новой научной специальности «Теология» (шифр 26.00.01), которая внесена в новую номенклатуру научных специальностей.

О решении другой серьезной проблемы духовного образования — отсутствии современных учебников — Предстоятель сказал во вступительном слове к участникам заседания Наблюдательного совета Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия 16 декабря 2014 года: «Корпус новых учебников должен стать для тысяч будущих церковных работников и пастырей источником знаний о Церкви, ее месте в Отечестве и в мире. Эти учебники должны быть доступными, написанными на современном уровне пособиями»[21]. К настоящему времени издательство «Познание» под руководством митрополита Волоколамского Илариона и при содействии Учебного комитета выпустило более двадцати учебников по основным направлениям богословского, исторического и гуманитарного цикла.

Святейший Патриарх остро чувствовал необходимость подготовки приходских сотрудников: «Для того, чтобы организовать работу, нужен специалист. Вот почему перед нашими учебными заведениями сегодня стоит задача подготовки не только священников и богословов, но и церковных социальных тружеников, образовательных работников — катехизаторов»[22]. Для решения этой задачи было инициировано утверждение в 2013 г. «Положения о порядке реализации программ по подготовке специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности», уже ведется преподавание по этому направлению. В том же 2013 году Архиерейский собор принял решение об открытии базовых богословских курсов для монашествующих Русской Православной Церкви.

По Патриаршему благословению с 2013 года проводится дистанционный контроль выпускных экзаменов и защит квалификационных работ всех семинарий и академий, что позволяет повысить уровень подготовки и оценку знаний выпускников. Как отметил Святейший Патриарх в докладе на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2 февраля 2016 года: «Для контроля над уровнем выпускных экзаменов и защитой квалификационных работ введена система дистанционного наблюдения. Представители Учебного комитета наблюдают за проведением всех без исключений экзаменов и защит работ: либо в режиме реального времени, либо в записи. Как следствие, подход к экзаменам стал более строгим»[23].

Для достижения максимальной объективности, к которой призывал глава Церкви, в 2017/18 учебном году была введена в действие система «Антиплагиат» для проверки объема заимствований в выпускных квалификационных работах. Созданное в системе «Антиплагиат» «единое кольцо» духовных учебных заведений способствует повышению самостоятельности их выпускников при проведении научных исследований.

Под руководством Патриарха была введена система распределения выпускников, которая позволяет проводить планомерную кадровую политику и своевременно устранять нехватку подготовленных церковных тружеников.

В 2012 году по благословению Святейшего Патриарха началось становление системы рейтинга духовных школ: «был запущен проект по контролю качества духовного образования. На подготовительном этапе был составлен список параметров, по которым оцениваются духовные учебные заведения… В первом семестре 2012—2013 учебного года Учебный комитет провел инспектирование духовных учебных заведений на территории Российской Федерации» [24]. Введение рейтинга положительно сказалось на качестве образовательного процесса, в настоящее время по словам Патриарха: «обновленная модель расчета рейтинга стимулирует духовные школы к приоритетному развитию научной и учебно-методической работы»[25].

В докладе на открытии XXIII Международных Рождественских чтений в январе 2015 г. Предстоятель отметил, что одной из важных задач церковной жизни является не только базовое богословское образование, но и последующее повышения его уровня. Согласно утвержденным Священным Синодом в декабре 2016 года документам, все клирики Русской Православной Церкви не реже одного раза в семь лет должны проходить курсы повышения квалификации в объеме не менее 72 академических часов. В рамках повышения квалификации священнослужители знакомятся с современными нормативными документами Русской Православной Церкви, актуальными вопросами богословия, большое внимание уделяется организации приходской работы: миссиологии, катехизации, социальной деятельности, работе с молодежью.

На Архиерейском Соборе 2017 года Святейшим Патриархом Кириллом был сформулирован перечень приоритетных задач в сфере духовного образования. «К таковым относятся: завершение перехода семинарий на единый учебный план бакалавриата и развитие магистерских программ; создание системы дистанционного образования; продолжение работы по написанию современных учебников для семинарий; внедрение нового стандарта обучения регентов. Поэтапный переход к формированию преподавательских корпораций всех академий и семинарий по штатно-окладной системе, предполагающей многообразие форм деятельности каждого преподавателя, призван обеспечить качественно иной уровень работы со студентами»[26].

Во исполнение указаний Предстоятеля Русской Церкви о повышении качества образования активно внедряются дистанционные образовательные технологии, создан сайт Учебного комитета для дистанционного обучения, организованы трансляции и записи курсов лекций преподавателей Московской духовной академии. В настоящий момент Учебным комитетом разработана система дистанционного обучения для студентов заочной формы, на сегодняшний день дистанционными лекциями обеспечены все курсы бакалавриата. Дистанционная форма апробирована на заочном отделении Московской духовной академии. В 2021 году к данной системе подключились все 35 высших духовных учебных заведений в которых есть сектора заочного отделения, что позволит их студентам учиться более эффективно. С учетом того, что значительная доля (более 60%) студентов бакалавриата обучаются на заочных отделениях, этот проект является крайне востребованным и актуальным.

Одновременно с развитием пастырского образования под отеческим вниманием Патриарха совершенствуется обучение на регентских и иконописных отделениях. 29 июля 2017 г. Священным Синодом утвержден единый церковный образовательный стандарт подготовки регентов церковных хоров, разработанный на основе опыта работы регентского отделения Санкт-Петербургской духовной академии. Рабочую группу возглавила проректор по культуре СПбДА Елена Михайловна Гундяева. Всего регентские программы реализуются в 23 духовных учебных заведениях, на них обучаются около 500 учащихся, в 2020 г. был завершен их переход на единый церковный стандарт. Кроме того, по линии регентского образования в 2019 году разработаны церковные образовательные стандарты программ подготовки церковнослужителей по специальностям «Псаломшик» и «Певчий церковного хора».

В 2018/2019 учебном году началась разработка Церковного образовательного стандарта подготовки иконописцев, апробация которого началась с 2021/2022 учебного года. Всего программы подготовки иконописцев реализуются в 11 духовных учебных заведениях, по ним обучаются около 300 учащихся.

Духовными образовательными организациями накоплен достаточный для дальнейшего развития научный потенциал. На сегодняшний день в духовных академиях и семинариях трудятся более 130 профессоров и докторов наук и более 550 кандидатов наук. Для дальнейшего развития этого потенциала в январе 2019 года по Патриаршему благословению был создан Объединенный докторский диссертационный совет на базе Московской, Санкт-Петербургской и Минской духовных академий. Он стал вторым докторским советом в Русской Православной Церкви после Общецерковного докторского диссертационного совета, который действует на базе Общецерковной аспирантуры и докторантуры.

С целью повышения мотивации к научной деятельности профессорско-преподавательского состава по Патриаршему благословению завершается разработка и внедрение системы рейтинга преподавателей духовных учебных заведений.

Важнейшим направлением духовного образования является воспитательная работа, совершенствованию которой Предстоятель уделяет особое внимание. Важнейшим достижением в этом отношении стало принятое в 2013 г. решение Высшего Церковного Совета и Священного Синода об учреждении в семинариях службы индивидуальных наставников, которые стали примером сочетания воспитания и образования в подготовке будущих пастырей. Свой опыт самообразования, приобретенный еще в юности, Святейший Патриарх творчески применил в современности, ибо основная задача индивидуальных наставников — учить учиться, прививать навык самообразования, который становится жизненной необходимостью. «Совершенствование учебно-воспитательного процесса должно иметь своим итогом то, что ... будущим священнослужителям необходимо привить навык постоянного и притом самостоятельного самосовершенствования в изучении Священного Писания и церковного Предания. Вот почему огромное значение имеет в духовном образовании самостоятельная работа: она прививает самостоятельность, ответственность и, конечно, развивает творческое мышление»[27].

В настоящее время службы индивидуальных наставников созданы во всех семинариях, на базе МДА разработаны «Методические рекомендации по организации работы индивидуальных наставников в учебных заведениях Русской Православной Церкви», программы их подготовки и переподготовки. Ежегодно на Рождественских чтениях проходят семинары, посвященные работе индивидуальных наставников. Особое внимание уделяется влиянию на становление будущих пастырей современных информационных технологий, социальных сетей, Интернета.

Посещение духовных учебных заведений прочно вошло в практику пастырских визитов Первосвятителя в епархии Русской Церкви. Личное общение, эмоции, беседы — все это помогает сравнить живой образ школы с сухими цифрами отчетов, уловить динамику изменений, увидеть перспективы и возможности.

Традиционно часто Предстоятель посещает Санкт-Петербургскую Духовную Академию — место своей молодости и пастырского становления. 12 июля 2016 года он поклонился святыням академического храма святого апостола Иоанна Богослова и обратился к учащим и учащимся своей alma mater с прочувственными словами, которые отзываются в сердце любого выпускника любой семинарии: «Мне всегда приятно войти в эти стены, вспомнить очень важную часть моей жизни, вспомнить всех тех великих людей, с которыми меня Господь сподобил встречаться здесь, работать вместе. Поминайте наставников ваших. Очень важно нам хранить память о тех, кто был до нас и кто нам передал свои знания, свою любовь к Церкви»[28].

Первоиерарх Русской Церкви всегда старается уделить свое пастырское внимание и заботу тем, кто посвятил свою жизнь образованию и воспитанию будущего духовенства.

14 октября 2014 года в ходе юбилейных торжеств, посвященных 200-летию пребывания Московских духовных школ в Троице-Сергиевой лавре, Святейший Патриарх вручил награды многолетним труженикам на ниве церковной науки: заслуженному профессору К.Е. Скурату, профессору А.И. Сидорову, профессору А.Т. Казаряну. Ранее высокую награду из рук Предстоятеля получил заслуженный профессор А.И. Осипов. Во внимание к усердным трудам на благо Святой Церкви глава Церкви наградил Елену Михайловну Гундяеву, проректора по культуре, декана факультета церковных искусств Санкт-Петербургской Духовной Академии.

В течение последних десяти лет основное внимание главы Русской Церкви было сконцентрировано «на создании и развитии нормативной и управленческой платформы системы богословского образования и науки, отвечающей современным внутренним и внешним задачам Церкви»[29]. Если в предыдущие десятилетия происходило необходимое экстенсивное развитие духовного образования, то теперь настало время его качественного развития, повышения общего уровня знаний студентов и подготовки преподавателей семинарий.

Несмотря на имеющиеся сложности, система духовного образования продолжает свое развитие под водительством Святейшего Патриарха, опираясь на классические традиции богословского образования и вбирая то полезное, что есть в современной науке и высшей школе. Оно осознает себя неотъемлемой частью российской и мировой науки, сохраняя при этом своеобычность и духовную автономию, бережное использование опыта старшей профессуры сочетается с привлечением молодых выпускников как духовной, так и светской высшей школы. Вот лишь некоторые векторы, характеризующие духовное образование на современном этапе его развития.


[1] Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Санкт-Петербургской духовной академии 3 апреля 2009 года.

[2] «Сопротивляться злу и утверждать добро». Беседа митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла с корреспондентом журнала «Церковь и время» (К 25-летию служения в архиерейском сане митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла) // Церковь и время. 2001. № 1(14). С.11.

[3] Большаков Н.И. Источник живой воды. Жизнеописание св. прав. отца Иоанна Кронштадтского. СПб., 1995. С. 92.

[4] «Россия может дать новую жизнь Вселенной»: Интервью митр. Кирилла. // «Вера-Эском». 2005. № 501. Окт.

[5] Слово Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с духовенством Днепропетровской епархии 24 июля 2010 года.

[6] Ларина Н. Митрополит Кирилл: «Я отдал себя в руки Божии» // Радонеж. 2008. № 7 С.191.

[7] «Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси» // Православная энциклопедия. Т.XXXIV. С. 386.

[8] Слово Святейшего Патриарха Кирилла при посещении Санкт-Петербургской духовной академии 12 июля 2016 года.

[9] Журнал Московской Патриархии. 1976. № 6. С.11-12.

[10] См.: Шиверских А.И. Разрушение великой страны: Записки генерала КГБ. Смоленск, 2005

[11] «Сопротивляться злу и утверждать добро». Беседа митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла с корреспондентом журнала «Церковь и время» (К 25-летию служения в архиерейском сане митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла) // Церковь и время. 2001. № 1(14). С. 9−10.

[12] Смоленская православная духовная семинария.

[13] Предпасхальная встреча Предстоятеля Русской Православной Церкви с журналистами 15 апреля 2009 г.

[14] Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на совещании ректоров духовных учебных заведений Русской Православной Церкви 13 ноября 2009 года.

[15] Там же.

[16] Там же.

[17] Там же.

[18] Слово Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Высшего Церковного Совета 31 октября 2016 года.

[19] Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском Соборе 2 февраля 2011 года.

[20] Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском Соборе 2 февраля 2016 года.

[21] Слово Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Наблюдательного совета Общецерковной аспирантуры и докторантуры.

[22] Выступление Святейшего Патриарха Кирилла в ходе встречи с духовенством Тульской епархии 12 марта 2009 года.

[23] Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2 февраля 2016 года.

[24] Доклад Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2 февраля 2013 года.

[25] Внутренняя жизнь и внешняя деятельность Русской Православной Церкви с 2009 года по 2019 год.

[26] Постановления Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (29 ноября ― 2 декабря 2017 года).

[27] Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на совещании ректоров духовных учебных заведений Русской Православной Церкви 13 ноября 2009 года.

[28] Слово Святейшего Патриарха Кирилла при посещении Санкт-Петербургской духовной академии 12 июля 2016 года.

[29] Внутренняя жизнь и внешняя деятельность Русской Православной Церкви с 2009 года по 2019 год.

Учебный комитет/Патриархия.ru

В храме апостолов Петра и Павла с. Дуван Дуванского р-на продолжаются внутренние ремонтные работы. На сегодняшний день в притворе храма проведены штукатурные работы, покраска стен, отремонтирован потолок, вставлены два новых окна. В данный момент идёт установка новых полов из шпунтованной доски. Настоятель храма иеромонах Иов (Антипин) и прихожане выражают искреннюю благодарность всем, кто оказывает помощь в богоугодном деле восстановления дома Божия.

13 ноября 2021 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия 24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей Екатерины Грачевой и телезрителей.

Е. Грачева: Здравствуйте! Это программа «Церковь и мир» на телеканале «Россия 24», где каждые выходные мы задаем вопросы председателю Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополиту Волоколамскому Илариону. Здравствуйте, владыка!

Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

Е. Грачева: Хотелось бы уже традиционно начать с темы пандемии коронавируса. Из Соединенных Штатов Америки пришла новость: там вводят вакцинацию для детей от 5 до 11 лет. Некоторые штаты, как я понимаю, уже активно обсуждают предложение сделать вакцинацию обязательной, чтобы дети вообще могли войти в здание школы. Лидеры «Большой двадцатки» во время саммита в Италии, я помню, заявляли такие амбициозные цифры, что 70 процентов граждан Евросоюза будет вакцинировано уже к середине следующего года. Владимир Путин парирует на эти громкие заявления, что они всех вакцинируют, а государства Запада не готовы к признанию вакцин друг друга из-за недобросовестной конкуренции и протекционизма. Вы согласны с Президентом, что это недобросовестная конкуренция? Вообще как Вам кажется, эта ситуация может продолжаться вечно?

Митрополит Иларион: Я согласен с Президентом. Думаю, что непризнание вакцин будет создавать все больше и больше трудностей. Я вижу в этом исключительно политическую конъюнктуру, потому что российская вакцина ничем не хуже западных, но это используется для дополнительного давления на Россию, чтобы Россия оказалась в изоляции, в том числе и по эпидемическим показателям. Нет никаких объективных причин для того, чтобы не признавать российские вакцины. Есть только политическая конъюнктура.

Если говорить о вакцинации детей, то я думаю, что для США это назревший вопрос. Мне кажется, если в нашем Отечестве вакцинация будет идти такими темпами, как сейчас, то и мы тоже к этому придем. Ведь известно, что дети являются переносчиками инфекции, вирусов. Как правило, если в семье заболевает ребенок, то потом заболевает и взрослый. Это касается не только коронавируса, но и обычных сезонных простудных заболеваний. А мы сейчас видим, что и дети тоже болеют коронавирусом, детские больницы переполнены. Есть ситуации, когда люди не могут поместить ребенка в больницу, потому что они переполнены детьми, больными коронавирусом. С этим надо что-то делать, и чем скорее мы начнем этим заниматься, тем лучше.

И, конечно, необходимо активизировать прививочную кампанию. Вы знаете, что была такая страшная болезнь — оспа, которая уносила миллионы людей. В одном только XX веке 300 миллионов человек погибли от этой болезни, а сейчас ей не болеет никто. Почему? Потому что была изобретена вакцина, людей в массовом порядке вакцинировали и болезнь исчезла.

В дореволюционной России была даже такая государственная награда — медаль «За прививание оспы», причем ей награждались врачи и священнослужители, потому что они тоже прививали население. Например, святитель Иннокентий (Вениаминов), когда служил на Аляске, посещал алеутские деревни и собственноручно делал прививки, тем самым спасая жизни людей.

Е. Грачева: Как интересно, я этого не знала. Владыка, раз уж мы начали программу с темы Америки, я бы хотела поговорить о Джо Байдене, его визите в Ватикан и встрече с Папой Римским Франциском. Мы знаем, что глава Белого дома поддерживает аборты, за что его осуждают многие католики. Он заявил, что после аудиенции Папа назвал его «хорошим католиком» и разрешил ему причащаться. Официального заявления Ватикана об этом не было. Вы верите, что такое возможно?

Митрополит Иларион: Существует определенный дипломатический протокол, который, насколько мне известно, не позволяет одному участнику переговоров озвучивать то, что сказал или якобы сказал другой участник переговоров. Например, если я встречаюсь с Папой Римским или другим официальным лицом, и мы делаем сообщение, которое не согласовано с этим лицом, то я в нем рассказываю только о том, что я сказал, но я никогда не говорю, что мне сказал собеседник, потому что это его право — озвучить это или не озвучить.

Здесь же помимо того, что президент США нарушил общепринятый и общеизвестный дипломатический протокол, он еще и поставил в неловкую ситуацию Ватикан, потому что было официальное коммюнике об этой встрече: в нем говорилось, что встреча была посвящена теме климата и ничего не сказано о том, что Папа как-либо хвалил Байдена или что он разрешил ему причащаться. А если что-то между ними и было сказано с глазу на глаз, то, наверное, это не то, что следует предавать гласности.

Что касается несоответствия между принадлежностью Байдена к католической вере и тем, что он говорит в защиту абортов, то эта тема для всех известна, и мы с Вами уже обсуждали ее в нашей передаче.

Е. Грачева: Популярный телеведущий, актер Александр Гудков снялся в очередном ролике с хэштегом «невыносимое выносимо», в котором поднимает тему того, что в современном государстве как минимум нецивилизованно иметь тело незахороненного лидера в самом центре столицы. Под этим роликом очень много комментариев, он сейчас широко обсуждаем и вообще тема захоронения Ленина стала популярной в среде молодого поколения, чего раньше не было. Как Вам кажется, приведет ли это к тому, что Ленина вынесут из мавзолея?

Митрополит Иларион: Я даже не сомневаюсь в том, что рано или поздно Ленина вынесут из мавзолея, потому что набальзамированное тело, лежащее в самом центре столицы, — это действительно пережиток прошлого. Но Вы знаете, что у Ленина есть очень много поклонников. Всякий раз, когда поднимается дискуссия о перезахоронении Ленина, от нашей коммунистической партии выступают спикеры и становятся на «защиту» этого мертвого тела. Когда перезахоронение произойдет, трудно сейчас предсказать, но во всяком случае это не поколенческая история.

Есть представление, что Ленина защищают представители старшего поколения, а молодежь против, но это не совсем так. Среди представителей старшего поколения очень много людей, которые ни в советское время, ни сейчас не одобряют того, что этот труп находится на Красной площади. И среди молодежи есть те, которые к этому вообще равнодушны, есть те, которым это интересно и которые это одобряют, и те, которые не одобряют. Поэтому в конечном итоге речь идет о некоем мировоззренческом споре. Но я надеюсь, что все-таки будет найден консенсус и тело будет захоронено, при этом те, кто почитает этого политического деятеля, смогут продолжать его почитать.

Е. Грачева: Владыка, не могу не попросить Вас прокомментировать громкие заявления Патриарха Константинопольского, которые он сделал на днях во время своего визита в США. Русофобские заявления в адрес России и руководства нашей страны, звучащие от политиков, уже давно никого не удивляют, но услышать из уст Патриарха Константинопольского заявление (это я еще мягкий перевод привожу): «Мне плевать на то, что Русская Православная Церковь исключила мое имя из диптихов. Эти неблагодарные русские, которые не помнят, что приняли свет православной веры из Константинополя»... Байдена, кстати, он назвал «наш президент». Как на такие заявления реагирует его православная паства в Греции?

Митрополит Иларион: Те, перед кем он выступал (это была греческая диаспора Америки), отреагировали очень положительно: смеялись и аплодировали. Но нужно понимать, в каком контексте он выступал и кто были его слушатели — это те самые люди, которые спонсируют его деятельность по разрушению мирового Православия, по разрушению Русской Православной Церкви. То, что ему наплевать на Русскую Православную Церковь, и раньше должно было стать очевидно, но раньше он это скрывал, а теперь даже не скрывает.

Обвинять нас в неблагодарности за то, что мы якобы не помним, откуда получили православную веру? Мы прекрасно помним, откуда получили православную веру — из Константинополя, но только Патриарх Варфоломей совершенно не участвовал в этом. От него мы не получили ни православную веру, ни чего-либо еще хорошего. Мы от него получили раскол, который он учинил прямо на канонической территории нашей Церкви. Под видом уврачевания раскола он его легализовал, а теперь пытается всех принудить к тому, чтобы его беззаконное и антиканоническое деяние признали. Ни мы, ни другие Поместные Церкви это не признаем, кроме тех нескольких Церквей, которые это признали под его давлением. Он называет себя старшим братом — пусть для них и будет старшим братом. А нам не нужен такой «старший брат», которому наплевать на нас, на православные каноны и на православное единство.

Е. Грачева: Большое спасибо, владыка, что прокомментировали эти новости.

Митрополит Иларион: Спасибо, Екатерина.

Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир».

Вопрос: Владыка, я пока стою только в начале пути к вере. Читаю Евангелие каждый день, стараюсь жить по заповедям, как я их усвоил на настоящий момент, но переступить порог церкви для меня все еще сложно. Неужели все эти внешние атрибуты необходимы мне как верующему человеку? Разве именно в этих действиях суть церковной молитвы? (Далее перечисляются действия: люди ставят свечи, крестятся, прикладываются к иконам и т.д.).

Митрополит Иларион: Религиозность — это не только мировоззрение и убежденность в существовании Бога. С точки зрения Православной Церкви, религиозность предполагает членство в конкретной церковной общине, то есть человек, который становится членом Церкви, вступает в семью. Как и во всякой семье, в ней есть свои правила, законы и установления. Человек в церкви подчиняется тому порядку, который сложился на протяжении веков. Если Вам почему-либо в храме некомфортно, то, может быть, это связано именно с тем, что Вы находитесь на самом начальном этапе Вашего пути к вере, но в конечном итоге, я надеюсь, Вы придете к тому, что полюбите и церковь, и богослужение.

Еще очень многое зависит от того, понимаете Вы смысл происходящего в церкви или нет. Если Вам кажется, что это только какие-то суетные и ненужные действия, значит, по-видимому, Вы не понимаете смысл того, что происходит за богослужением, для чего оно вообще существует, почему оно так, а не иначе оформлено, почему в церкви есть иконостас, росписи на стенах, почему поет хор. Чтобы все это понять, нужно либо сначала полюбить богослужение, а потом изучать, либо наоборот — сначала изучить, а в процессе изучения полюбить.

Сейчас есть очень много литературы, посвященной православному богослужению. Я советую Вам познакомиться с ней, и тогда Вы либо сначала узнаете, а потом полюбите службу, либо, наоборот, сначала полюбите ее, а потом узнаете.

Вопрос: Ваше Высокопреосвященство, почти в каждой передаче Вы говорите о необходимости вакцинации. Но еще до начала массовой прививочной кампании такие известные люди, как Никита Михалков, Виктория Боня и многие другие запугали огромную часть населения. Тем самым эти люди хотя и косвенно, но виновны в смерти людей от коронавируса. Почему никто не привлек их к ответственности за распространение ложной информации?

Митрополит Иларион: Я не могу ничего сказать о Виктории Боне, не знаком с ее заявлениями. Что касается Никиты Михалкова, то он в апреле этого года привился и рассказал об этом средствам массовой информации, так что этот факт широко известен.

А то, что вообще распространяется очень много ложной информации о вакцинации и коронавирусе, это, конечно, очень печальное явление нашего времени. Я надеюсь, что те, кто распространяют ложную информацию, понесут за это соответствующее наказание.

Вопрос: Ваше Высокопреосвященство, я внимательно смотрю Ваши передачи и отмечаю для себя, как Вы спокойно и рассудительно отвечаете на сложные, а порой и довольно резкие вопросы телезрителей. Именно такого стиля поведения я стараюсь придерживаться при общении с коллегами по работе, почти все из которых атеисты. Я не скрываю, что я человек верующий, на моем рабочем столе стоят иконы, а в общении или переписке могу процитировать Евангелие и упомянуть Господа. Вопрос в следующем: уместно ли это в светском атеистическом обществе?

Митрополит Иларион: Я думаю, что общество у нас будет таким, каким мы с вами его создадим. Если мы хотим, чтобы оно было светским и атеистическим, давайте попрячем наши иконы, крестики, сами попрячемся в норки и будем сидеть, как сидели при советской власти, когда Церковь была официально разрешена, а фактически находилась под запретом. У нас сейчас все-таки общество не светское и не атеистическое, а, как теперь принято говорить, многополярное, толерантное и демократическое. Это значит, что каждый человек может не только иметь какие-то убеждения, но и имеет право открыто исповедовать их. Вспомните слова Христа: «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10:32). О чем здесь говорит Христос? О том, что мы призваны исповедовать Его не только в наших сердцах, в наших комнатах или кельях, заперев дверь на ключ, но и в публичном пространстве, в общении с другими людьми. Бояться этого совершенно не нужно.

Не нужно, конечно, никому и навязывать свою веру, быть навязчивым, настойчивым. Если чувствуете, что человек не хочет Вас слушать, то не говорите с ним на религиозные темы, но убирать со стола иконы только потому, что кому-то это может не понравиться, совершенно не следует.

Вопрос: Скажите, пожалуйста, могу ли я быть допущена до причастия, если живу в гражданском браке и не венчана?

Митрополит Иларион: Это зависит от того, что Вы понимаете под гражданским браком. Сейчас выражение «гражданский брак» употребляется в двух смыслах. Если речь идет о браке, который зарегистрирован в ЗАГСе, но по каким-то причинам (например, потому что муж неверующий), вы не можете обвенчаться, тогда никаких препятствий для того, чтобы Вы причащались, нет. Если под гражданским браком понимается незарегистрированное сожительство (а в наше в время это выражение почему-то часто применяют именно по отношению к незарегистрированному сожительству), тогда Вы не должны быть допущены до причастия до тех пор, пока не зарегистрируете свой брак.

Православная Церковь считает полноценным браком тот, который освящен таинством Венчания. Но бывают ситуации, когда такой брак не может быть освящен таинством Венчания, например, если одна из сторон в браке не принадлежит к православной вере. В этом случае действует правило, сформулированное еще апостолом Павлом: «Неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор. 7:14). На этой цитате из апостола Павла я и хотел бы закончить нашу сегодняшнюю передачу.

Берегите себя, берегите своих близких и да хранит вас всех Господь.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

В Бугабашском Богородице-Одигитриевском женском монастыре с. Бугабашево Бакалинского р-на продолжается строительство духовно-просветительского центра. На данном этапе построены цокольный и первый этажи. 

12 августа 2021 года Глава Башкортостанской митрополии ВРИО Управляющего Нефтекамской епархии, митрополит Уфимский и Стерлитамаский НИКОН, совершил молебен на начало строительства при монастыре духовно-просветительского центра. 

 

14 ноября 2021 года в воскресной школе св. цесаревича Алексия Свято-Андреевского храма г. Туймазы прошел мастер-класс. Мероприятие прошло в дистанционном формате.  Директор школы Татьяна Лысенкова мастерски показала и объяснила ребятам как изготовить аппликацию «Снегирь».

 

В прошлом сезоне планировалось перекрытие центральной части, но в связи со сложившейся ситуацией в связи с введенными ограничительными мерами в Республике не удалось найти спецоборудование. Чтобы работы не останавливались было принято решение провести строительные работы по возведению запасного входа в храм. Часть работ уже выполнена, но для продолжения строительства нужна финансовая поддержка. Настоятель храма протоиерей Виталий Беляев вместе с прихожанами просит всех неравнодушных оказать молитвенную и финансовую помощь.

 

4 ноября 2021 года, в Неделю 21-ю по Пятидесятнице, день памяти бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию.

Богослужение состоялось в храме благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина.

По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

14 ноября в 18.00 на  сайте https://kinokanon.ru/  состоялся показ документального фильма «Дар» режиссера Юлии Герра и беседа со священником Георгием Заварским, руководителя отдела Нефтекамской епархии по взаимоотношениям Епархии с обществом и СМИ на тему: «Блаженны нищие духом… Служение сельского священника».

Аннотация:    

Дом отца Виктора в городе Муроме, а приход — в деревне. От дома до «работы» 76 километров. Это расстояние 67-летний отец Виктор преодолевает на велосипеде. Он не сумасшедший и не герой, он — один из тех редких счастливцев, кто нашел на Земле свое место.

«Дар» — Россия, Москва, документальный, 2006 год, 30 мин.

Автор сценария и режиссёр — Юлия Герра;
Оператор — Олег Шуваев;
Звукорежиссёр Виктор Брус;
Продюсер — Наталья Желтухина.

Производство: «Студия «Риск-фильм» при финансовой поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии.

Модератор дискуссии: Матушка Лия Руткис — режиссер документального кино, член Творческой Лаборатории «Видимое и сокровенное» при СК РФ. 

Участники: 

Священник Георгий Заварский — клирик Петропавловского кафедрального собора г. Нефтекамска, республика Башкортостан;

Юлия Герра — режиссёр, сценарист, член Союза кинематографистов и Ассоциации режиссёров документального кино, призёр и лауреат отечественных кинофестивалей;

Священник Владимир Болгарин — настоятель храма Смоленской иконы Божьей Матери села Поповка, Алексинского района, Тульской области;

Татьяна Заварская — виолончелистка, лауреат всероссийского и международных конкурсов музыкантов-исполнителей, педагог.

Александр Семенюк - киновед. 

ОрганизаторТворческая Лаборатория «Видимое и сокровенное» при Союзе кинематографистов РФ.

Также к участию в разговоре на тему «Блаженны нищие духом… Служение сельского священника» смогли принять участие все желающие. Во время просмотра фильма и беседы возможно было в режиме онлайн написать свои комментарии, оставить отзывы и задать вопросы участникам обсуждения прямо на странице трансляции.

Трансляцию можно будет посмотреть в записи!
Присоединяйтесь к нашим творческим встречам и делитесь с друзьями!

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил приветствие участникам международного круглого стола «Два века Российской империи».

Организаторам, участникам и гостям международного круглого стола «Два века Российской империи»

Дорогие братья и сестры!

Сердечно приветствую всех вас, собравшихся на открытии международного круглого стола «Два века Российской империи».

Данное мероприятие приурочено к юбилейной дате — 300-летию принятия Петром I титулов Императора Всероссийского и Отца Отечества. Несмотря на различные взгляды историков, продолжающих спорить о последствиях задуманных им преобразований (в том числе и о церковной реформе 1721 года), время правления Петра Великого характеризуется как период, когда Россия стала могущественной православной державой, с позицией которой считались другие ведущие государства мира. После воцарения Петра I наша страна вступила на новый путь культурного и социально-экономического развития, отмеченного существенными достижениями в самых разных областях.

Желаю участникам мероприятия плодотворной работы и призываю на вас Божие благословение.

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

11 ноября 2021 г., по благословению митрополита Уфимского и Стерлитмакского НИКОНА, Главы Башкортостанской митрополии, врио управляющего Нефтекамской епархией в г.Уфе прошел региональный этап Международных Рождественских чтений — ХI Епархиальные Табынские чтения «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность». В работе форума также приняли участие духовенство, руководители епархиальных отделов и верующие Нефтекамской епархии.

Форум прошел в онлайн формате при информационной и технической поддержке Министерства образования Республики Башкортостан. Прямая трансляция Пленарного заседания осуществлялась на официальном сайте и YouTube-канале Уфимской епархии (около 1000 просмотров). Запись встречи доступна для просмотра; здесь же публикуются записи работы секций. Работа форума освящалась на официальных страницах епархии в соцсетях: ВКонтакте, Facebook, Instagram.

Пленарное заседание открыл доклад Главы Башкортостанской митрополии, Управляющего Уфимской епархией РПЦ (МП), митрополита Уфимского и Стерлитамакского НИКОНА. В своем выступлении Владыка отметил:

Подобные встречи становятся местом общения и согласия для людей разных мировоззрений и вероисповеданий. Мы знаем, с каким трудом достигается единство между людьми, и напротив – как легко и быстро распространяются всевозможные разделения и нестроения. Поэтому так важно сегодня сообща осмыслять исторические уроки и события, определившие жизненный вектор развития России…

В поле зрения наших участников самые разные проблемы. Как сочетается христианское мировоззрение с современными взглядами на мир? Какова роль церковной традиции, религиозного обряда в тех или иных сферах человеческой деятельности, которые ориентированы на будущее, в частности, в образовании и науке?

Проблемы секуляризации это вовсе не «вопросы общего характера», как может показаться на первый взгляд. Принципы секулярного общества, исключающие понятие о грехе, ведущие к кризису и деградации общества требуют поиска решений, чтобы сохранить важнейшие ценностные основы человеческого бытия в стремительно меняющемся мире.

Затем с приветственными словами и докладами выступили: Толкачев Константин Борисович, Председатель Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан; Шейх-уль-Ислам Талгат Сафа Таджуддин, Верховный Муфтий Председатель Центрального Духовного Управления мусульман России; Фаттахов Азат Маратович, Председатель Совета по государственно-конфессиональным отношениям при Главе Республики Башкортостан; епископ Салаватский и Кумертауский Николай; епископ Бирский и Белорецкий Спиридон; Биргалин Айнур хазрат, Председатель Духовного Управления мусульман Республики Башкортостан; Дан Кричевский, Главный раввин Башкирии и г.Уфы; Забелин Максим Васильевич, заместитель Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан – министр здравоохранения Республики Башкортостан; Таболина Анна Николаевна, заместитель министра семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан; Татьяна Геннадиевна Хурсан, начальник отдела воспитательной работы Министерства образования и науки Республики Башкортостан; Басов Андрей Валерьевич, Член Правления РОО «Собор русских Башкортостана», председатель городского отделения Собора, директор центра образования № 26 г. Уфы; Панчихина Ольга Юрьевна, Уполномоченный по правам ребенка в Республике Башкортостан; Хаффазова Елена Робертовна, начальник Управления образования Администрации ОГ г.Уфа; Засименков Кирилл Александрович, заведующий сектором развития гражданского патриотизма и профилактической работы Государственного комитета Республики Башкортостан по молодежной политике; Абдрахманов Данияр Мавлиярович, ректор ГБОУ ВО Башкирская академия государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан; Сагитов Салават Талгатович, ректор ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы»; Уразова Амина Ильдусовна, директор института истории и госуправления ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»; Сыров Игорь Анатольевич, директор Стерлитамакского филиала БашГУ,  доктор филологических наук, профессор; Гильманов Альберт Рашитович, начальник отделения по военно-патриотической работе военного комиссариата Республики Башкортостан.

После перерыва, также в онлайн формате состоялась работа по секциям. Участники форума представили следующие доклады.

СЕКЦИЯ № 1. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ И ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ И ВУЗЕ

Духовное образование и просвещение в Уфимской епархии: история  и современность. Митр.прот. Роман Хабибуллин, настоятель Крестовоздвиженского храма г. Уфы, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Уфимской епархии

Подростковый возраст как особая категория педагогики. Нестерова Мария Евгеньевна, зам. руководителя отдела религиозного образования и катехизации Уфимской епархии, методист Курсов по подготовке церковных специалистов, методист Курсов базовой подготовки в области богословия монашествующих Башкортостанской митрополии

Секспросвет в школах Башкортостана: лица, намерения и планы. Митр. прот. Вячеслав Архангельский, настоятель Вознесенского храма с. Чесноковка, Уфимского района, руководитель отдела благотворительности и социального служения Уфимской епархии

Петр I в российской историософии: славянофилы и Пушкин. Вахитов Рустем Ринатович, к. ф. н., доцент кафедры философии и культурологии. БашГосУниверситета

Об опыте кадетского воспитания  в современной России. Баишев Ильдар Нариманович, Алмаев Рустам Закирович, к. и. н., доценты кафедры Отечественной истории, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»

Духовность в воспитании подрастающего поколения. Ижбулатова Эльвира Альбертовна, к.п. наук, доцент кафедры дошкольного и начального образования ИРО РБ

Опыт работы  МБОУДО ЦППМСП «Развитие» г.Уфы по нравственно-патриотическому воспитанию несовершеннолетних Гонтарь Екатерина Николаевна, заместитель директора МБОУДО ЦППМСП «Развитие» г. Уфы

Альтернатива муниципальной школе. Мечты и реальность. Дмитриева Елена Александровна, прихожанка Симеоновского храма г. Уфы

Значение религиозной культуры для светского воспитания школьников. Шапиро Светлана Павловна, МАОУ «Гимназия № 91», учитель русского языка и литературы.

«Тайная вечеря»: образовательный и воспитательный потенциал религиозного текста и его контекста в основной школе. Панарина Надежда Юрьевна, МБОУ «Лицей № 161» г. Уфы, магистрант Института исторического, правового и социальногуманитарного образования БГПУ им. М. Акмуллы, учитель истории

Вовлечение учащихся подросткового возраста в педагогическую деятельность в детской воскресной школе. Чайко Антонина Алексеевна – преподаватель детской воскресной школы Крестовоздвиженского храма г. Уфы

Жизнь воскресных школ г. Уфы в условиях пандемии. Иер. Михаил Визгалов, руководитель отдела работы с воскресными школами Уфимской епархии, старший священник храма св. прав. Симеона Верхотурского г. Уфы

 

СЕКЦИЯ № 2. СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ – ИСТОРИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА

Приветственное слово. Газизова Зарина Шавкетовна, председатель Молодежной общественной палаты при Государственном Собрании – Курултае Республики Башкортостан

Приветственное слово. Шатунов Дмитрий Александрович, председатель Молодёжного парламента при Государственной Думе Российской Федерации

Патриотическое воспитание молодежи как историческая задача России. Зинатуллин Арсен Альбертович, председатель комиссии Молодежной общественной палаты при Государственном Собрании – Курултае Республики Башкортостан по образованию, культуре, молодежной политике и спорту, руководитель Регионального штаба Всероссийского движения «Юнармия» Республики Башкортостан. Вице-президент Федерации спортивной борьбы РБ

Баланс ценностей и целей среди молодежи. Зайнуллин Тимур Расимович, председатель комиссии Молодежной общественной палаты при Государственном Собрании – Курултае Республики Башкортостан по бюджетной, налоговой, инвестиционной политике и имущественным отношениям

Сохранение и укрепление нравственных ценностей общества – историческая задача России. Тарасевич Егор Алексеевич, председатель комиссии Молодежной общественной палаты при Государственном Собрании – Курултае Республики Башкортостан по жилищной политике и инфраструктурному развитию

Волонтерство как воспитание духовно-нравственных ценностей молодежи. Рахматуллин Энвэр Раэлевич, руководитель местного отделения города Уфы молодой гвардии Единой России

Современные тенденции формирования духовной (культурной) памяти подрастающего поколения. Балягова Гульназ Венеровна, руководитель АНО «Центра религоведческих исследований», специалист отдела образования ДУМ РБ

О работе органов опеки и попечительства г. Уфы по профилактике семейного неблагополучия. Ольте Лариса Анатольевна, начальник управления по опеке и попечительству Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан

Добровольчество как основа развития гражданского общества. Гадельшин Тимур Маратович, заместитель директора, ГАУ Республиканский центр волонтерского движения и поддержки молодежных инициатив

Образ Петра I в изобразительном искусстве I пол. XVIII века. Маркелова Людмила Николаевна, кандидат исторических наук, доцент, Стерлитамакский филиал БашГУ

Дружба народов – ценность и гордость (опыт работы с детьми мигрантами). Ахметова Алфия Разифовна, директор МБОУДО ЦППМСП «Саторис».

 

СЕКЦИЯ № 3. ПРАВОСЛАВИЕ И КУЛЬТУРА: ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОГО МИРА.

Царь Пётр I и исследования Арктики. Свице Янина Сигизмундовна, научный сотрудник музея полярников им. Валериана Альбанова – филиала Национального музея РБ

Проблемы вхождения православной культуры в систему образования: сегодня и завтра как принципиальные концепты.         Бигнова Марина Ринатовна, доцент кафедры религиоведения КФУ, к.ф. н., эксперт центра МПГУ профилактики этнического и религиозного экстремизма в образовании

Архиепископ Феофан (Прокопович). Становление синодального периода Русской православной церкви. Сыров Игорь Анатольевич, доктор филологических наук, профессор, директор Стерлитамакского филиала БашГУ

Уфимский художник Юрий Ракша. У каждого человека должно быть свое Куликово поле. Карпусь Галина Никитична, заслуженный журналист РБ

Уфимские купцы – Соловьевы, Облицовы, Нестеровы. Чечуха Анатолий Львович, начальник отдела,журнал «Бельские просторы»

Оккультизм в современной психологии. Иерей Анатолий Киселев, руководитель отдела тюремного служения Уфимской епархии, настоятель храма вмч. Георгия Победоносца г. Уфы, магистр богословия, магистр психологии.

Культурологический аспект Православия в преподавании русского языка и литературы в светской школе. Балихина Анастасия Михайловна, преподаватель кафедры русского языка БГПУ им. М. Акмуллы, специалист по социальной работе и связям с общественностью, АНО Центр социального обслуживания населения «Социум»

Архаичность Православия – залог вечной молодости. Каменев Константин Владимирович, торакальный хирург высшей квалификационной категории, РКБ им. Г.Г. Куватова

Антихристианские мотивы в славянском неоязычестве современной России. Иерей Михаил Графов, клирик кафедрального Свято-Никольского собора г. Стерлитамака.

100-летие со дня кончины епископа Симона: выводы, уроки. Егоров Павел Владимирович, старший научный сотрудник, историк храмов Уфимской губернии, Научно-производственный центр по охране недвижимых объектов культурного наследия.

 

СЕКЦИЯ № 4. СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ В СЕКУЛЯРНОМ ОБЩЕСТВЕ

Социальное служение в современном обществе. Митр. прот. Вячеслав Архангельский, руководитель отдела благотворительности и социального служения Уфимской епархии, настоятель Вознесенского храма с.Чесноковка Уфимского района

Международная общественная организация «Союз Православных Женщин»: цели, задачи и перспективы развития регионального отделения в Башкортостане. Юмашева Инга Альбертовна,  депутат Государственной Думы, член Комитета по вопросам семьи, женщин и детей, председатель РО МОО «Союз православных женщин» в Башкортостане

Защита прав детей в секулярном обществе. Панчихина Ольга Юрьевна, Уполномоченный по правам ребенка в Республике Башкортостан

Влияние секуляризации на распространение абортов в мире. Засядкин Игорь Сергеевич, заместитель министра здравоохранения Республики Башкортостан

Вызовы современного мира и совместная работа в противодействии распространения коронавирусной инфекции  COVID-19. Основы первой помощи. Симонов Юрий Петрович, Председатель Регионального отделения ООО «Российский красный крест» по РБ

Секулярное сознание и секулярный способ мышления в современном мире. Синицын Роман Станиславович, медицинский психолог, ГБУЗ МЗ РБ

Духовность и нравственность в секулярном мире. Афанасьева Олеся Геннадьевна, к.ф.н., доцент кафедры философии БашГМУ

Социальное служение как результат качественного образования. Михайлова Лилия Игоревна, председатель Попечительского совета Благотворительного фонда «Свидетель Милосердия»

История винопития на Руси. Стрекалов Юрий Петрович, сотрудник Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Уфимской епархии

Курс «Семьеведение» в школах Республики Башкортостан. Маджуга Анатолий Геннадиевич, заведующий кафедрой педагогики, психологии и здоровьесбережения, Института развития образования РБ

Социальное партнерство как эффективный механизм социализации и адаптации детей-сирот в обществе. Равнейко Светлана Владимировна, социальный педагог, МБОУ дополнительного образования «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Журавушка».

Вызовы современного мира: конфликт или союз?   Александрова Людмила Викторовна, член РО МОО «Союз православных женщин» в Башкортостане, председатель регионального отделения Ассоциации Родительских Комитетов и Сообществ в РБ.

Особенности служения сестер милосердия в современном обществе. Мурко Елена Владимировна, главная сестра милосердия, Сестричество милосердия во имя святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы Башкортостанской митрополии

Миссионерство в секулярном обществе. Иерей Дионисий Ефимов, руководитель Миссионерского отдела Уфимской епархии, настоятель Скорбященского храма г.Уфы

 

СЕКЦИЯ № 5. ТРАДИЦИИ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.

Семейные традиции воинского и трудового героизма в патриотическом воспитании молодежи. Ашина Ольга Леонидовна, директор Воскресной  школы ПВПО «Александр Невский»

Роль семьи в патриотическом воспитании ребенка. Макушова Оксана Сергеевна, член объединения ПВПО «Александр Невский»

Поисковые отряды: сохранение памяти погибших воинов для современной молодежи и потомков. Демина Виктория Александровна, член Военно-патриотического клуба «Прорыв»

Военно-патриотическое воспитание студентов в Центре допризывной подготовки института. Шагабутдинов Рустэм Рафикович, ведущий специалист музея истории, старший преподаватель кафедры управления информационной безопасностью, Институт истории и государственного управления БашГУ

Патриотическое воспитание в эпоху глобализации. Габдрахманов Эдуард Талгатович – директор МБУ ОМК «Алые паруса» ГО г. Уфа

Военно-патриотическое воспитание в образовательном учреждении (в школе). Мосунов Дмитрий Витальевич, педагог дополнительного образования, Уфимский городской детский морской центр им. контр-адмирала М.И. Бакаева, полковник внутренней службы в оставке

Военно-патриотическое воспитание и предпрофильная подготовка на базе МБОУ ДО «Уфимский городской детский морской центр имени контр-адмирала М.И. Бакаева» на примере реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Гардемарины». Вотинцев Константин Алексеевич, педагог дополнительного образования, Уфимский городской детский морской центр им. контр-адмирала М.И. Бакаева

Военно-патриотическое воспитание с кадетами в возрасте с 11–17 лет. Кравчук Александр Владимирович, педагог дополнительного образования, Уфимский городской детский морской центр им. контр-адмирала М.И. Бакаева.

Роль этнокультурного компонента в вопросе патриотического воспитания казачьей молодежи. Хабибуллин Ильгам Зульфарович, к.и.н., Преподаватель-организатор ОБЖ, ГКОУ УСШИ № 2 г. Уфы, товарищ атамана Хуторское казачье общество «Бельское казачество» г. Уфы РБ СЗКО ВВКО

Традиции военно-патриотического воспитания детей, кадетов и юниоров при обучении их традиционному казачьему воинскому умению – владение шашкой (фланкировка шашкой). Фирстов Андрей Борисович к.ф.н., Председатель клуба по фланкировке «Уральский казак», Урядник ХКО «Бельское казачество» г. Уфы РБ СЗКО ВВКО

Становление российского флота в период правления Петра I: «дерзновения» и «государственные пользы». Мысляева Наталия Степановна, к.и.н., доцент, декан исторического факультета, Стерлитамакский филиал БашГУ

Уроки Нарвской конфузии как залог успеха в деле формирования регулярной боеспособной русской армии в ХVIII в. Кичигин Матвей Витальевич, студент, научный руководитель – к.и.н., доцент Мысляева Н.С.

Дворянство в эпоху Петра I. Ахметьзянов Карим Ришатович, студент, Стерлитамакский филиал БашГУ, научный руководитель – к.и.н., доцент Семенова Н.Л.

Религиозные взгляды Петра I в оценках отечественной историографии. Кабиткова Екатерина Александровна, студентка, научный руководитель – к.и.н., доцент Павлова О.С.

Воспитательный потенциал истории боевого пути 9 запасного кавалерийского полка в работе с трудными подростками. Бирюзов Юрий Леонидович, магистрант, Институт исторического, правового и социально гуманитарного образования БГПУ им. М. Акмуллы

Также, в формате панельной дискуссии прошла работа СЕКЦИИ № 6 МИССИЯ МОНАШЕСТВА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. Архимандрит Варлаам (Максаков) – наместник Успенского Свято-Георгиевского мужского монастыря, иером.Митрофан (Еврокатов) – ключарь кафедрального собора Рождества Богородицы г.Уфы, иер. Михаил Визгалов – старший священник храма св.прав.Симеона Верхотурского г.Уфы – подворья Успенского Свято-Георгиевского мужского монастыря.

В работе секций приняло участие около 250 человек.

По итогам работы конференции был принят итоговый документ — Резолюция Чтений.

www.eparhia-ufa.ru

 

Вы здесь: Главная События События митрополии Информационная служба

Популярные статьи

Последние статьи

Публикации