Нефтекамская Епархия | Башкортостанская Митрополия Московский Патриархат

Информационная служба

Эл. почта: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

30 сентября 2012 года, во второй половине дня, под председательством Преосвященнейшего Амвросия, епископа Нефтекамского и Белебеевского состоялось совещание директоров и учителей воскресных школ Нефтекамской епархии.

На встречу собрались руководители и преподаватели Воскресных школ городов: Бирска, Белебея, Дюртюлей, Янаула и других населённых пунктов Нефтекамской епархии.

Это первая подобная встреча после образования Нефтекамской и Белебеевской епархии. Основной целью было знакомство представителей школ друг с другом и ознакомление с планом мероприятий на предстоящее полугодие.


В своем приветственном слове к участникам совещания епископ Амвросий отметил: «К сожалению, не удалось в школах нашей республики ввести урок «Основ православной культуры», поэтому весь груз православного воспитания ложится на воскресные школы, они остаются единственной возможностью приведения детей к Богу».

Этот вопрос настолько серьезно рассматривается в епархии, что была введена должность советника епископа по проблемам воспитания детей воскресных школ и религиозного образования.

Владыка обратил особое внимание на введение в программы воскресных школ не только изучения Закона Божия, но и создания в них различных кружков для выявления талантов у детей и привлечения в школы подростков.

Активно обсуждались вопросы о нехватке кадров в воскресных школах, об отсутствии  помещений для занятий, о создании летних православных лагерей в Нефтекамской епархии и сборов на школьных каникулах.

Также был, затронут и вопрос о создании в будущем воскресных школ для взрослых.

В конце встречи в неформальной обстановке представители школ поделились своими достижениями и опытом в привлечении в школы детей разных возрастов и обменялись контактами.

Наталья Левчук.

29 сентября 2012 года гостем программы «Церковь и мир», выходящей на телеканале «Россия 24», стал историк, писатель и телеведущий Ф.В. Разумовский. С ним беседовал председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион.

Митрополит Иларион: Здравствуйте, Феликс!

Ф.В. Разумовский: Здравствуйте, владыка. Сегодня наша страна имеет уникальную возможность обратиться мыслью и памятью к событиям 1812 года. Мы размышляем об этих победах, о героях, о том, что тогда происходило, и вообще, об очень многом размышляем в связи с событиями 1812 года. В частности, есть такая тема, которую, насколько я понимаю, затрагивают редко: кем были наши противники, что они из себя представляли, в частности, в культурном и духовном плане?

Под знаменами Наполеона к нам пришла Европа. И что же мы видим? Как вела себя Великая армия в Москве? Мы видим, что ее солдаты творили совершенно невозможное кощунство и святотатство: грабили храмы, устраивали в них жилье и даже конюшни, на престолах и жертвенниках проводили какие-то пьяные оргии. А в Успенском соборе Кремля был поставлен плавильный горн, в котором переплавлялись сдираемые с икон, иконостаса серебряные ризы, отломанные куски саркофагов русских святителей. При этом на столпе записывалось количество серебра и золота. Я хочу здесь просто напомнить, что в Московский Кремль в тот момент допускалась только французская гвардия и там жил император Наполеон. Значит, просто на глазах у императора лучшая часть французского общества творила такие беззакония! Я уже не говорю о попытках взрыва всех московских святынь после ухода Наполеона из Москвы. Как можно себе это сегодня объяснить? Неужели этот мир, который пришел к нам с войной, ничего общего не имел с христианской культурой, с христианской цивилизацией, неужели это были совершенно другие люди?

Митрополит Иларион: Мне кажется, для того, чтобы понять мотивацию тех людей, мы должны обратиться, прежде всего, к опыту Французской революции. Революция надломила Францию, она стала водоразделом между историей старой, католической Франции и той новой историей, которая, по сути дела, продолжается до сих пор. И хотя Наполеон в значительной степени, в политическом отношении, отошел от идеалов Французской революции, та идеология, на которой он был воспитан, в нем сохранялась.

Интересно его отношение вообще к религии — ведь Наполеон не испытывал к ней того воинствующего неприятия, которое было характерно для Французской революции, для ее основных деятелей. Его отношению был, скорее, свойственен прагматизм, то есть религия представлялась Наполеону полезной в том случае, если она помогала в достижении каких-то государственных целей.

Когда Наполеон шел в Россию, он мотивировал этот поход (как, впрочем, и все остальные свои военные походы) тем, что несет свободу и просвещение. Просвещение, понимаемое, прежде всего, в духе Французской революции. И это означало, по сути дела, отказ от религиозных идеалов, отказ от святынь и от должного к ним отношения.

Захватчики не воспринимали Россию как Святую Русь, не видели в наших православных храмах места поклонения Богу — все это воспринималось как объект разграбления, объект надругательства.

И вот здесь столкнулись две очень разные идеологии, потому что и наш народ, и наше дворянство, наши офицеры были верующими, даже если некоторые из них лучше говорили по-французски, чем по-русски, даже если некоторые из них были проникнуты идеями Французской революции. В нашей народной душе сохранялась глубокая вера. И когда люди собирали ополчение против Наполеона, выступали в битву, они призывали помощь Божию и осознавали себя защитниками не только своих очагов, не только своего земного отечества, но и своих святынь.

Может быть, именно это и предопределило в конечном итоге поражение французов и победу русского оружия, потому что силой одного только оружия, одними военными силами было невозможно достичь такой победы.

Ф.В. Разумовский: Хочу напомнить, что когда русская армия в составе союзных сил вошла в Париж в марте 1814 года, ничего подобного во французской столице не было.

Митрополит Иларион: Никакого мародерства.

Ф.В. Разумовский: Более того: когда государь Александр I узнал, что роялисты (то есть французские монархисты) собираются сбросить с Вандомской колонны статую Наполеона, то он приставил караул, чтобы этого не произошло.

А сейчас, владыка, я бы хотел обратиться к другому аспекту этой безграничной темы — темы войны 1812 года, и поговорить о том, что в этой критической ситуации в России появился национальный вождь. Я, конечно, имею в виду Михаила Илларионовича Кутузова. Несмотря на наличие армии, генералов, офицеров, требовалась фигура совершенно другого характера — был нужен не военный, не управленец, а человек, который мог бы объединить армию и народ и повести их на борьбу с завоевателем. Необходимость этой фигуры была совершенно понятна всем, и именно поэтому был назначен Кутузов. Как Вам кажется, нужен ли сегодня, если можно так выразиться, «институт национального вождя», или эта страница перевернута и, в общем, у нас сегодня совершенно другие заботы и ощущения?

Митрополит Иларион: Я думаю, что нет и не может быть «института национального вождя». Вождь или есть, или его нет. Эту фигуру невозможно институционализировать. Ведь если мы скажем: вот институт национального вождя — то мы будем должны подобрать на это место какую-то фигуру. Так не бывает. Эта фигура либо приходит, либо нет, либо появляется, либо нет. Это как пророки. Ведь невозможно сказать: «Нам нужен пророк, давайте сейчас где-то найдем человека и назовем его пророком». Пророк — это человек, которого Господь призывает в нужный момент. И я верю, что такие исторические личности, как Кутузов, — это люди, которых призывает именно Господь для спасения того или иного народа в тот или иной исторический момент.

Величайшая заслуга Кутузова состояла в том, что, в отличие от очень многих полководцев, от того же Наполеона, он достигал цели с наименьшими потерями. Для него было важно сохранить армию, сохранить людей, для него было важно, чтобы как можно меньше крови пролилось. Поэтому он позволил Наполеону войти в Москву. Для Наполеона это была красивая победа, которая досталась дорогой ценой. Но этот печальный лозунг «мы за ценой не постоим», который повторялся в другую уже Отечественную войну, в войну, которую помнят наши родители, наши бабушки и дедушки, не был характерен для Кутузова. То есть, когда для достижения той или иной политической цели, для завоевания того или иного города или рубежа имеется готовность использовать любые способы и пойти на любые потери, то возникает вопрос о нравственной ответственности полководца.

У Кутузова чувство нравственной ответственности было очень сильно. Таким же был Суворов, таким же был Ушаков. Это были люди, которые, прежде всего, заботились об отечестве, но не только как о территории, а как о населении, людях. И они берегли людей, и им удавалось добиваться выдающихся побед с минимальными потерями.

Но давайте вернемся к теме, которую Вы затронули, к теме национального вождя. Конечно, национальный вождь нужен. Он бывает необходим в какие-то моменты истории, как правило, в переломные. От этого человека, от его нравственных качеств очень многое зависит. Иногда судьба целых народов зависела от одного человека. В этом — риск любого национального вождя, но в этом и тот вызов, который положение национального вождя ставит перед ним самим и перед его народом.

Ф.В. Разумовский: Я хочу напомнить, что удалось сделать с помощью Кутузова именно как вождя — ведь в тогдашней России, в тот момент, когда туда вошел Наполеон, было много проблем. Не нужно думать, что это было общество процветающее и свободное от всяких противоречий. И одно из противоречий имело для истории России просто роковое значение — это раскол, причем, раскол не классовый, как это пытались представить потом большевики, а культурный раскол между, как тогда говорили, белой и черной костью, между мужиком и барином. И когда Великая армия только вторглась в пределы России, у многих крестьян появилось ощущение, что сейчас они получат свободу, что они изгонят из деревни помещиков и что начнется совершенно другая жизнь. Кстати, Наполеон хотел использовать эти настроения, но не решился. Так вот, в какой-то момент, мне кажется, именно с появлением Кутузова, этот раскол был забыт — по крайней мере, на время борьбы с врагом.

Митрополит Иларион: Но интересно, что именно в культурном отношении наш высший класс, наша аристократия были гораздо ближе к завоевателям, чем к народу. Ведь говорили даже между собой по-французски. Эта ситуация замечательно описана у Толстого в «Войне и мире». Читая эту книгу, мы ощущаем эту культурную пропасть между нашей франкоговорящей аристократией и простым народом. И в то же время, когда встает опасность для Отечества, когда люди понимают, что они рискуют потерять свою Родину, эти культурные различия оказываются вторичными, а чувство причастности к общему делу защиты Родины и святынь становится превалирующим, главным. И я думаю, что эта великая победа в нашей первой Отечественной войне во многом стала возможна благодаря тому, что сумели сплотиться все классы нашего общества — и простой народ, говоривший по-русски, и аристократия, говорившая по-французски. Пожалуй, это и есть самый главный урок Отечественной войны 1812 года.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка и Отец наш позвольте поздравить Вас с Днём Рождения и пожелать Вам долгих лет жизни и неоскудевающей помощи Божией в Ваших святительских трудах на благо Церкви Христовой и укреплению нашей Митрополии! Пусть телесное здоровье и бодрость духа никогда Вас не покидают!

 С любовью и преданностью Ваш недостойный помощник на ниве Христовой епископ Амвросий с клиром и паствой Нефтекамской епархии.

     26.09.2012 накануне праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня епископ Салаватский и Кумертауский в сослужении с епископом Нефтекамским и Белебеевским Амвросием совершили Всещное Бдение.
 
     В день праздника 27 сентября Божественную Литургию возглавил Глава Башкортостанской митрополии Высокопреосвященнейший Никон, митрополит Уфимский и Стерлитамакский.
 
     По окончании Божественной Литургии был совершен благодарственный молебен по случаю годовщины со дня хиротонии управляющего Салаватской епархией епископа Салаватского и Кумертауского Николая.
 
     За помощь Салаватской епархии были награждены Святейшим патриархом Московским и всея Руси КИРИЛЛОМ, по представлению епископа Николая следующие лица:
 
- Дамир Ахатович Шавалеев - орденом Русской Православной Церкви Славы и Чести III степени.
 
- протоиерей Сергий Дроздов - орденом Русской Православной Церкви Преподобного Серафима Саровского III степени.
 
- Владимир Петрович Мишенев - орденом Русской Православной Церкви Преподобного Серафима Саровского III степени.
 
- Кирилл Геннадьевич Селезнев - орденом Русской Православной Церкви Преподобного Серафима Саровского III степени.
 
- Николай Иванович Сигаков - орденом Русской Православной Церкви  Даниила Московского III степени.
 
- Валерий Вячеславович Петраковский - орденом Русской Православной Церкви Преподобного Сергия Радонежского  III степени.
 
- Воскан Рудольфович Мирзоев - медалью Русской Православной Церкви Славы и Чести II степени.
 
- Курников Владимир Николаевич - архиерейской грамотой.
 
    Награды вручил Глава Башкортостанской митрополии Высокопреосвященнейший  митрополит Уфимский и Стерлитамакский Никон.
 
    После вручения наград митрополит Никон совершил освящение Салаватского епархиального управления.
 

 

С 1979 по 1990 владыка Анатолийзанимал Уфимскую архиерейскую кафедру, на которой его сменил нынешний правящий архиерей епархии и глава Башкортостанской митрополии, митрополит Уфимский и Стерлитамакский Никон. Сейчас архиепископ Анатолий трудится на ниве Христовой в Великобритании.

В сентябре этого года владыка Анатолий отметил  40 лет служения в архиерейском сане. Это очень долгий срок. Традиционно такие даты отмечаются служением Божественной Литургии. В самый день празднества архиерей молился в Лондонском кафедральном соборе Успения Божией Матери. И вот теперь посетил и Уфимский край, служению Церкви в котором посвятил 11 лет.

25 сентября, поздно вечером, владыка прибыл в Уфу. Встречал его лично митрополит Никон. А 26 сентября, накануне Великого двунадесятого праздника Православной Церкви – Воздвижения Честного Креста Господня, оба архиерея возглавили торжественное Всенощное бдение в Уфимском кафедральном соборе Рождества Богородицы.

Помолиться с одним из старейших архипастырей РПЦ собрались прихожане многих уфимских храмов. Были и те, которые лично знают владыку с тех давних пор, как он был на Уфимской кафедре.

За этим богослужением архипастыри совершили особо торжественный чин «Воздвижения Честнаго Креста и поклонения ему». Чин  состоит в следующем. В конце Всенощного бдения, при пениии Великого славословия Богу, из алтаря на середину храма был изнесен особо украшенный цветами  крест. Затем, при пении стократного «Господи помилуй», архиерей медленно поднимал крест на максимально возможную высоту, а затем трижды осенял им на восток. Таким же образом совершалось воздвижение Креста на южную, западную, северную и снова на восточную стороны. В это время священники, в знак особого почтения, возливали на Крест благовония. После этого, при пении «Кресту Твоему поклоняемся Владыко, и святое воскресение Твое славим», все верующие совершали почитательное поклонение Кресту Христову (т.е. уважительное; следует отличать от служительного поклонения, приличного только одному Богу), Орудию нашего спасения от греха, смерти и  власти диавола.

Помазание святым елеем от лампады праздника совершал архиепископ Анатолий – каждый прихожанин, таким образом, смог получить личное благословение на борьбу со своими греховными привычками.

Праздник Креста – праздник победы над смертью, а значит над дьяволом и грехом. Именно об избавлении от грехов говорил владыка Анатолий, когда 27 сентября, в самый день праздника совершил Божественную Литургию в уфимском кафедральном соборе преподобного Сергия Радонежского. В своем слове архиерей обратился к истории праздника и его значению для христианина. Он говорил о грехе, о подвластности ему, и о том, что человек, благодаря Господу Иисусу Христу, получает в Святом Крещении свободу не грешить. Но привычки, соблазны мира часто захватывают человека, и поэтому, как добрый пастырь, владыка предложил и способы борьбы с грехом:  подобно Христу на горе искушений, нужно отказываться от греховных мыслей, ведь именно с них начинаются греховные слова и греховные дела.

После Литургии владыка совершил славление Празднику и поклонился честным мощам преподобного и богоносного отца нашего Моисея, архимандрита Уфимского. Архипастырь лично знал преподобного, и, конечно, для него было особо важным помолиться угоднику Божию, прося его христианских, святых, богоугодных молитв.

Во второй половине дня архиерей также посетил строящийся Воскресеский собор.

Константин Новиков

фото Михаил Ергин

епархия-уфа.рф

Обнаруженный несколько месяцев назад чудотворный Малочернетчинский образ Спасителя «Хлеб Жизни», который считался утраченным почти сто лет назад, в годы Гражданской войны, принесен в Сумскую епархию.

В конце ХIX века эта икона прославилась многочисленными чудесами исцеления в с. Малая Чернетчина Сумского уезда Харьковской губернии. Малочернетчинский образ Спасителя почитался не только православными, но также лютеранами и католиками. Для этой иконы Святейший Синод в 1904 году установил ежегодный крестный ход, на который стекалось множество паломников. Память о чудотворном Малочернетчинском образе сохранилась у верующих Сумской области, несмотря на десятилетия гонений. Во многих храмах Сумщины до сих пор хранятся списки этой иконы. Долгие годы поисков самой святыни оставались безуспешными. В июле 2012 года чудотворная икона, обнаруженная в собрании донецкого коллекционера, была передана им Церкви. С 15 июля икона находилась в Свято-Успенской Святогорской лавре.

24 сентября в Святогорской лавре прошли торжества по случаю 20-летия восстановления монашеской жизни в древней обители и проводов Малочернетчинского образа в Сумы. Во время Божественной литургии, которая состоялась в этот день в Успенском соборе Лавры, в центре храма была установлена вновь обретенная святыня.

По окончании Литургии состоялся крестный ход с Малочернетчинским образом на Лаврскую площадь, где был отслужен молебен, после чего святыня была переданаепископу Сумскому и Ахтырскому Евлогию для препровождения в Сумскую епархию.

Вечером 24 сентября чудотворная икона была принесена в Свято-Троицкий Ахтырский монастырь, где ее встречали игумен обители архимандрит Симеон (Гагатик) с братией. В монастырском храме иноки совершили сугубые моления перед Сумской святыней.

25 сентября Малочернетчинский образ Спасителя прибыл в Сумы. Жители города и паломники из различных регионов Украины и ближнего зарубежья встретили вновь обретенную чудотворную икону на центральной площади Сум пасхальными песнопениями.

Святыню также встречали глава Сумской областной государственной администрации Ю.П. Чмырь, председатель Сумского областного совета Г.В. Михайленко, секретарь Сумского городского совета А.Л. Мовчан, другие представители областных и городских властей.

Для многочисленных верующих, прибывших в этот день в Сумы для участия в торжествах из ближних и дальних населенных пунктов, были специально подготовлены места парковки транспорта. Несколько тысяч человек смогли посетить в этот день Спасо-Преображенский кафедральный собор, где были совершены праздничные богослужения по пасхальному чину.

Божественную литургию в кафедральном соборе Сум по случаю второго обретения Малочернетчинского образа в сослужении сонма духовенства совершилиархиепископ Хустский и Виноградовский Марк, архиепископ Городницкий Александр, епископ Сумской и Ахтырский Евлогий, епископ Ямпольский Иосиф, епископ Конотопский и Глуховский Роман. В торжествах приняли участие пресс-секретарьБлаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира, председатель Синодального информационно-просветительского отдела протоиерей Георгий Коваленко, пресс-секретарь Донецкой епархии протоиерей Георгий Гуляев и многие другие гости.

В тот же день в Сумском епархиальном управлении состоялся архиерейский прием по случаю второго обретения чудотворного Малочернетчинского образа.

По материалам сайта «Православная Сумщина».

28 сентября 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в Международной научной конференции «От Древней Руси к Российской Федерации — история российской государственности», организованной Московским государственным университетом им. М.В. Ломоносова совместно с Отделением историко-филологических наук РАН.

У центрального входа в Главное здание МГУ на Ленинских горах Предстоятеля Русской Православной Церкви встретили ректор МГУ В.А. Садовничий, настоятель университетского храма мц. Татианы протоиерей Владимир Вигилянский, представители профессорско-преподавательской корпорации.

В кабинете ректора прошла беседа Святейшего Патриарха Кирилл с В.А. Садовничим. Затем в актовом зале МГУ состоялось открытие конференции.

В состав президиума вошли:

  • Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл;
  • С.Е. Нарышкин, председатель Государственной Думы ФС РФ, председатель Российского исторического общества;
  • В.А. Садовничий, академик, ректор МГУ;
  • С.П. Карпов, академик, декан исторического факультета МГУ;
  • В.А. Тишков, академик, руководитель секции истории Отделения историко-филологических наук РАН;
  • Н.А. Макаров, академик, директор Института археологии РАН;
  • А.О. Чубарьян, академик, директор Института всеобщей истории РАН;
  • В.Ф. Солдатенко, член-корреспондент Национальной академии наук Украины, директор Украинского института национальной памяти;
  • А.В. Торкунов, академик, ректор Московского государственного института международных отношений;
  • В.А. Никонов, декан факультета государственного управления МГУ;
  • Ю.А. Петров, директор Института российской истории РАН;
  • Х. Мальтезу, директор Института византийских и пост-византийских исследований в Венеции;
  • С.В. Мироненко, директор Государственного архива РФ;
  • Н.А. Пашаева, руководитель Филиала МГУ в г. Баку;
  • В.В. Данилович, директор Института истории Национальной академии наук Беларуси;
  • Е.И. Пивовар, член-корреспондент РАН, ректор Российского государственного гуманитарного университета.

Среди гостей и участников мероприятия также были председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви архиепископ Верейский Евгений, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, первый заместитель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, преподаватели и студенты Московского университета, представители других российских и зарубежных вузов, священнослужители.

Первое пленарное заседание научной конференции открыл ректор МГУ В.А. Садовничий. Затем к участникам мероприятия обратился С.Е. Нарышкин. «2012 год указом Президента был объявлен Годом Российской истории. Этот год богат на знаменательные даты — 1150-летие зарождения российской государственности, 400-летие освобождения Москвы народным ополчением, 200-летие Бородинской битвы. Всё это вехи российской нации, определившие ее государственное, духовное и цивилизационное развитие. Сама память о победах народа, о тех испытаниях, которые выпали на его долю, является хорошей основой для объединения нации», — заявил председатель Госдумы.

Приветствие председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ В.И. Матвиенко огласил начальник аналитического управления аппарата Совета Федерации В.Д. Кривов.

Затем состоялась церемония присуждения Святейшему Патриарху звания почетного доктора МГУ. Решение Ученого совета вуза зачитал В.А. Садовничий:

«Ученый совет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова в своем собрании от 18 ноября 2011 года постановил: за выдающийся вклад в дело духовного воспитания молодежи и тесное сотрудничество с Московским университетом присвоить Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу звание почетного доктора Московского университета».

Ректор МГУ вручил Святейшему Патриарху диплом и знак почетного доктора, после чего Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с речью.

***

28-29 сентября 2012 года Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова совместно с Отделением историко-филологических наук РАН проводят международную научную конференцию «От Древней Руси к Российской Федерации: история российской государственности», приуроченную к Году истории в России и 1150-летию российской государственности.

В форуме принимают участие специалисты в области гуманитарного знания России, стран ближнего и дальнего зарубежья, представители федеральных органов власти, общественных организаций.

Конференция призвана способствовать научному осмыслению исторического пути России, привлечению внимания общества к российской истории и роли России в мировом историческом процессе, дальнейшему укреплению российской государственности.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

29 сентября 2012 года глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион, находившийся с рабочей поездкой в Екатеринбурге, встретился с преподавателями и учащимися Екатеринбургской духовной семинарии и регентской школы.

Встреча состоялась в духовно-культурном центре «Патриаршее подворье» возле екатеринбургского Храма-на-Крови в честь Всех святых, в земле Российской просиявших.

Митрополита Илариона приветствовал ректор семинарии митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл.

Обращаясь к учащимся семинарии, митрополит Иларион отметил, что на нынешнем этапе развития церковной жизни возникли новые, ранее не известные большинству православных верующих трудности. Для многих церковных людей события последнего года оказались неожиданными, они не были готовы к тому, что Церковь окажется под прицелом СМИ, станет объектом информационной атаки: «Некоторые из нас растерялись и до сих пор пребывают в недоумении: как такое могло произойти, кто за этим стоит и что нам делать?»

Митрополит Иларион убежден, что, отвечая на нынешние нападки, люди Церкви «не должны оправдываться, вставать в позу обиженного». «Самым правильным ответом на происходящее должно быть продолжение дела, которым Церковь занималась на протяжении веков, — нести, прежде всего, людям позитив, которого сегодня так не хватает в обществе, — продолжил председатель ОВЦС. — Сегодня мы окружены негативом, который льется через СМИ, приходит через окружающих нас людей. В обществе очень высок градус агрессии, люди недовольны окружающим миром, материальным положением, многими другими аспектами своей жизни, и это недовольство они выплескивают друг на друга и в общественное пространство, в том числе через СМИ и интернет». Дополнительные возможности выплескивать свою агрессию создает анонимность в блогосфере, отметил далее иерарх: прячась под вымышленными именами, люди могут писать что угодно, не опасаясь, что их обнаружат.

Сегодня как никогда Церковь должна нести людям позитив, констатировал далее митрополит Иларион: «Господь наш Иисус Христос учит не отвечать злом на зло — когда нас бьют по одной щеке, мы должны подставить и другую. Значит ли это, что мы должны пассивно воспринимать то, что происходит вокруг нас? Нет. Мы должны защищать Церковь, отвечать на нападки, но не оправдываться, а доносить до людей тот позитив, которым Церковь живет».

Современные журналисты, с сожалением сказал далее архипастырь, в основном интересуются скандальными темами. Задавая вопросы о жизни Церкви, они, в первую очередь, спрашивают, почему тот или иной священнослужитель ездит на дорогой иномарке. Однако, продолжил митрополит Иларион, в большинстве случаев эти автомобили — служебные, и в скором времени тот, кто ими пользуется, может пересесть на «Жигули» или на трамвай. Абсолютное большинство священников (особенно в небогатых приходах) не ездит на дорогих машинах, но об этом пресса молчит, как молчит и о той огромной повседневной позитивной работе, которую проводит Церковь.

По словам председателя ОВЦС, отношение СМИ к Церкви можно уподобить их отношению к врачебному сообществу: почти никто не пишет о трудовых подвигах врачей, принимающих в день десятки пациентов, спасающих больных от смерти, стоя по многу часов у операционного стола. Но стоит врачу допустить ошибку или попасть в коррупционный скандал, об этом тотчас становится широко известно.

«Сегодня СМИ представляют людям окружающий мир таким образом, что может создаться впечатление, будто мы живем в королевстве кривых зеркал, — подчеркнул иерарх. — Однако такая информация не соответствует действительности: в нашей жизни куда больше позитива, чем в СМИ».

Сегодняшним семинаристам, считает митрополит Иларион, очень важно не только усвоить ту сумму знаний, которую дает духовная школа, но и получить определенный «позитивный заряд», которым они впоследствии смогут поделиться с людьми. Для того, чтобы овладеть этим искусством, надо работать над своей душой: «Что у человека внутри, то и снаружи, и редко кому удается скрыть внутреннюю темноту под личиной света». Если же кто-то и пытается это сделать, то люди быстро распознают фальшь и не верят проповеднику, который уподобляется фарисеям, напомнил архипастырь.

Митрополит Иларион напомнил собравшимся в зале слова святителя Григория Богослова: «Надо сначала очиститься — потом очищать; умудриться — потом умудрять; стать светом — потом просвещать; приблизиться к Богу — потом уже приводить к Нему других; освятиться — потом освящать».

«Источник этого Божественного света — Церковь и ее Таинства, прежде всего, Святая Евхаристия, — продолжил иерарх. — Желаю вам чаще приступать к Евхаристии как к главному источнику вдохновения, внутреннего мира, внутреннего содержания, которое вы будете передавать другим. Сегодня особенно актуальны слова преподобного Серафима Саровского: "Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся". Наверное, больше всего сегодня не хватает именно духа мирна. Люди раздерганы, взвинчены, каждый — словно пороховая бочка: поднеси фитиль, и он взорвется. Наша задача номер один — стяжать дух мирен, а задача номер два — передать этот дух другим».

Далее владыка коснулся темы духовного образования. В наше время, убежден митрополит Иларион, священнослужитель должен быть не только преданным Церкви и глубоко религиозным, но также и широко образованным человеком. «Мы должны говорить с людьми не только на узко церковные темы, но и обо всем, что их волнует, — отметил иерарх. — Чтобы иметь возможность общаться с людьми из разных общественных слоев, разного интеллектуального уровня, мы сами должны получить хорошее образование». В Общецерковной аспирантуре и докторантуре, ректором которой он является, учащимся предоставляются очень широкие и разнообразные возможности обучения, отметил митрополит Волоколамский Иларион.

Он также подчеркнул, что очень большую пользу может принести обучение за рубежом — «не потому, что там обучают лучше, чем у нас, а потому, что это дает возможность существенно расширить свой кругозор». Так, студент получает возможность естественным образом изучить иностранный язык, общаясь с его носителями и находясь в соответствующей языковой среде.

«Вообще же я считаю, что самый эффективный способ изучить язык — написать на нем докторскую диссертацию, — продолжил владыка. — Если не получается написать сразу докторскую, можно начать с магистерской диссертации, пройти интенсивный языковой курс. Такие возможности сегодня имеются, в том числе, в Общецерковной аспирантуре и докторантуре». Те из семинаристов, которые по окончании духовной школы желают продолжить образование, могут сделать это, поступив на магистерский курс Аспирантуры.

Обращаясь к учащимся семинарии, архипастырь подчеркнул: «Обучение, которое вы проходите в стенах духовных школ, имеет значение не только для вас лично, ваших близких и тех людей, которым вы впоследствии, когда станете священниками, сможете оказать реальную пастырскую помощь. Оно имеет значение сегодня для всей нашей страны и всего народа, потому что сегодня народ как никогда нуждается в слове Церкви и ее присутствии во всех сферах жизни. Сегодня нужно, чтобы Церковь в лице своих самых достойных и образованных представителей обращалась к людям со спокойным словом, которое может утешить, умиротворить их и наставить на путь истинный».

Митрополит Волоколамский Иларион пожелал слушателям помощи Божией в учебе, служении Церкви, сказав далее: «Пусть Господь помогает всем нам идти достойно по нашему христианскому жизненному пути».

По завершении встречи председатель ОВЦС отбыл в Москву. В аэропорту уральской столицы владыку провожали митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, клирики митрополии, представители городской администрации.

 

 

29 сентября 2012 года во второй половине дня Преосвященный епископ Нефтекамский и Белебеевский Амвросий в сопровождении протоиерея Алексея Тихонова, секретаря Нефтекамской епархии, посетил СПК «Дубник», где осмотрел место под строительство будущего храма в честь Святых Царственных Страстотерпцев.

В СПК «Дубник» Его Преосвященство встретил и сопровождал директор ООО «НефтеГазМонтаж» Шабалин Сергей Геннадьевич, который является благотворителем и инициатором строительства Церкви в этом населённом пункте.

Так же на встрече присутствовал глава СПК «Дубник» Болгов Геннадий Филиппович и архитектор Ирик Давлетов. Преосвященному владыке был показан первый проект храма. Участники встречи обсудили этапы строительства, в свою очередь Владыка Амвросий поблагодарил всех за помощь и участие в жизни Церкви. По окончании встречи Преосвященный епископ Амвросий пообщался с местными жителями, которых просил сугубо молиться о строительстве храма. 

29 сентября 2012 года Преосвященный епископ Нефтекамский и Белебеевский Амвросий совершил Божественную литургию в день празднования иконы Божией Матери «Призри на смирение» в Кафедральном соборе во имя Первоверховных апостолов Петра и Павла города Нефтекамска.

Его Преосвященству сослужили: протоиерей Вячеслав Архангельский, клирик Кафедрального собора во имя Петра и Павла; иеромонах Дорофей (Пурис), заведующий канцелярией епархиального управления. Диаконский чин возглавили: архидиакон Мелетий (Сопотян), клирик Кафедрального Никольского собора города Белебей; протодиакон Георгий Заварский, благочинный Кафедрального Петро-Павловского собора города Нефтекамска.

Во время богослужения Его Преосвященством в сан пресвитера был возведён диакон Сергий Корягин, клирик Петро-Павловского собора города Нефтекамск.

По окончании литургии Его Преосвященство епископ Амвросий обратился к верующим с поучительным словом, а по завершении богослужения в епархиальной трапезной Владыка поздравил главного бухгалтера Нефтекамской епархии Нестерову Людмилу Александровну с днём Ангела, пожелав ей крепкого здоровья, помощи Божией, покровительства Божией Матери, заступничества и ходатайства перед Богом её небесной покровительницы святой мученицы Людмилы Чешской. Владыка подарил Людмиле Александровне икону Пресвятой Богородицы "Казанская" и цветы, к поздравлению так же присоединились сотрудники Епархиального управления, клирики и прихожане Петро-Павловского собора города Нефтекамска.

Вы здесь: Главная События Общецерковные новости Информационная служба

Популярные статьи