Нефтекамская Епархия | Башкортостанская Митрополия Московский Патриархат

Информационная служба

Эл. почта: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

5 августа 2012 г., во время посещения Дюртюлинского благочиния и знакомства с приходской жизнью храмов, их образовательной и социальной работой, Преосвященный епископ Амвросий посетил дом-интернат для детей инвалидов в д. Старо-Баишево, который окормляется настоятелем храма Василия Великого г. Дюртюли протоиереем Федором Савельевым. Дети из рук владыки получили ценные подарки.

Суббота, 04 Август 2012 22:39

Осторожно оккультизм!

Информационный Отдел  Нефтекамской Епархии Русской Православной Церкви предупреждает о духовной и психической опасности от оккультной  деятельности в городе Нефтекамск Центра нетрадиционной народной медицины «Сознание» и «матушки Серафимы».

Согласно "Основам законодательства РФ об охране здоровья граждан (от 22 июля 1993 года № 5487-1), ст. 57.:

"Право на занятие народной медициной (целительством). Народная медицина – это методы оздоровления, профилактики и лечения, основанные на опыте многих поколения людей, утвердившиеся в народных традициях и не зарегистрированные в порядке, установленном законодательством РФ.

Правом на занятие народной медициной обладают граждане РФ, получившие диплом (лицензию)  целителя,выдаваемый  министерствами здравоохранения республик в составе РФ, органами управления автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Помимо этого согласно Приказу Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ "Об упорядочении применения методов психологического и психотерапевтического воздействия" № 245 от 13 июня 1996 г. не допускается пропаганда и использование в целях оздоровления:

1) не разрешенных Министерством здравоохранения и медицинской промышленности РФ методов и практик психологического и психотерапевтического воздействия;

2) "методов и средств оккультно-мистического и религиозного происхождения…".

 

Предлагаем Вашему вниманию статью епископа Александра Милеанта

Соблазн оккультизма

Как ребенок к матери, так человек инстинктивно тянется к Богу - особенно в трудные моменты жизни. В Боге он видит своего Небесного Отца, Который желает ему добра и может сделать даже невозможное. Господь Иисус Христос обещал:

"Просите и дано будет вам, ищите и найдете, стучите и отворится" (Мф. 7:7).

Кто просит о физическом исцелении, о помощи в работе, об укреплении семьи, о благе детей; кто - об укреплении веры, научении молитве, о стяжании Духа Святого,- каждый в меру своего духовного уровня. Бог же принимает мольбы всех, кто с искренней и горячей верой обращается к Нему.

Помимо того, что молитва привлекает к нам помощь Божию, она замечательна еще тем, что содействует внутреннему росту человека. Это потому, что молитва - это не монолог, а беседа, в которой Господь отвечает душе и озаряет ее благодатью Святого Духа. Озаряя внутренний мир человека, Бог учит его искать не только материального, временного, но, главное, вечного и подлинно ценного. Человек, беседующий в молитве с Богом, сознает, что Бог -высшее и всемогущее Существо, полное любви, но и праведное, перед Которым надо благоговеть. Нельзя им манипулировать, как какой-то слепой силой. Он - Отец, Которого надо слушаться. Так личный молитвенный опыт, возникший поначалу в результате тех или других конкретных нужд, содействует нравственному совершенствованию человека и ведет его к высшему благу - Царству Небесному.

Полной противоположностью такой здоровой религиозности, основанной на вере и послушании Богу, является нездоровая, "черная духовность" оккультизма. Здесь тоже есть элемент сверхъестественного и искание помощи,- но ищется не у Творца, а у каких-то сомнительных духов или у таинственных нефизических сил. Если здоровая вера в Бога облагораживает человека, то нездоровая оккультная вера духовно калечит его. Она всецело устремлена к земному, тривиальному и греховному. Цель оккультных занятий чисто утилитарная: - узнать тайны, добиться житейского успеха, покорить чью-то любовь, укрепить здоровье, почерпнуть биоэнергию, расширить свой потенциал, отомстить врагу или просто "поиграть" с таинственным. Многих прельщает то, что все это достижимо без всякого физического труда и без нарушения гражданских законов.

Если обращение к Богу пробуждает совесть в человеке и побуждает его каяться и исправляться, то оккультное занятие, напротив, не связывает его никакими нравственными обязательствами: бери и наслаждайся! В этой кажущейся свободе от моральных обязательств заключается, по-видимому, главная привлекательность оккультизма. Но, как увидим дальше, услужливые потусторонние духи совсем не альтруисты, и человек рано или поздно расплачивается очень дорого за полученные услуги. Только поначалу все выглядит легко и просто.

Оккультизм древен, как само человечество. Вкушение в раю запрещенного плода было первой попыткой человека получить чрезвычайные знания и способности оккультным путем (см. Бытие, 3 глава). Колдуны, шаманы, вызыватели умерших и т.д. - всегда существовали, но большей частью в "подполье". Знаменательным для нашей эпохи является все усиливающаяся популяризация и увлечение разными формами оккультизма, о чем свидетельствует и целый ряд серьезных современных исследований. Так, один из ученых Чикагского университета в области сравнительной религии и оккультизма, Mircea Eliade, замечает в своей книге

Occultism, Witchcraft and Cultural Fashions: "Как историк религии я не могу не быть изумлен огромной популярности колдовства в современной Западной культуре и субкультуре. При этом увлечение колдовством является лишь частью более широкого направления, а именно: повышенного интереса к всевозможным оккультным, эзотерическим наукам" (The University Press, Chicago IL 1976).

Под влиянием модного сейчас учения "Новый век" тысячи людей в США заявляют себя channelers (медиумами) и psychics (предсказателями), и миллионы обращаются к ним за советами и услугами, увлекаются их литературой. Некоторые из таких channelers хорошо известны в артистических и телевизионных кругах. В Европе, Канаде, Бразилии, России и других странах тоже замечается повышенный интерес к потустороннему. Влияние оккультных идей начало проникать даже в серьезные науки, как психологию, медицину, философию, археологию и т.д. Стали возникать псевдохристианские секты, распространяющие древние оккультные идеи, облаченные в псевдонаучную и христианскую терминологию. В книжных магазинах можно увидеть особый отдел, посвященный учению "Новый век". Пестрят такие названия, как: "Ведьмы в средние века", "Древняя египетская магия", "История секретных обществ", "Серпантин и радуга", "Секретные слова шаманов и зомби Гаити", "Энциклопедия древних и запрещенных знаний"; "От кабалы до астральных миров: умственные энергии и тайны интимных отношений", "Книга священной магии: необходимый черный источник оккультного знания". "Современный словарь ведьм: все, что тебе нужно знать, чтобы уметь очаровывать", "Достигайте желаемого с помощью оккультной энергии", "Левитация - что это такое и как это делать".

Dr. Wаltеr R. Маrtin, выдающийся знаток культов в Америке, утверждает, что 60 процентов американцев в той или иной форме применяет оккультные приемы или интересуется оккультным. Существует более 3000 издательств оккультных книг и журналов, имеющих общий оборот в размере миллиарда долларов в год. Даже традиционные журналы, которые в принципе не интересуются этой областью, печатают статьи об оккультных приемах, астрологических приметах, лечении кристаллами и т.д. В России тоже увлечение оккультным принимает эпидемические размеры. Эти печальные факты говорят о духовном вырождении современного общества и предвещают близость Второго пришествия Христова.

Слово оккультизм происходит от латинского слова occultus, что значит: нечто скрытое и недоступное большинству. В сферу оккультизма входят разные необъяснимые явления и действия, которые приводят в движение таинственные, нефизические силы. Оккультные занятия преследуют следующие цели:

1.приобрести знания, недоступные обычными физическими средствами;

2. войти в контакт с духами или с сверхъестественными силами;

3. научиться манипулировать этими духами или силами. Вот частичный перечень оккультных учений и занятий: профессиональное гадание, астрология, хиромантия, нумерология, теософия (общество Блаватской), каббала, антропософия, спиритизм, астральные путешествия, некоторые виды мистицизма, трансцендентальная медитация, медиумизм или channeling, йога, экстрасенсное (нетрадиционное) лечение, лечение биополем, ритуальное кодирование, шаманство, колдовство, все виды белой и черной магии.

В наше время большую популярность приобретает оккультное учение "Новый век", впитавшее в себя многие более древние оккультные учения. Некоторые современные секты-культы или возникли по "откровению" духов, или носят в себе элементы оккультизма и пользуются оккультными приемами. Среди них следует назвать: орден розенкрейцеров, учение Рерихов ("Живая этика" или "Агни-йога"), общество "Белых братьев", общества Е. Блаватской, движение "Новый век", общество Аум Синрике, Lucius Trust (Alice Bailey), Eckankar (Paul Twitchell), The Children of God (David Berg), Unification Church (Sun Mun), антропософское общество (Rudolf Steiner), Astara (Earlyne Chaney), общество ("церковь") мормонов (Joseph Smith с его "angel Moroni"), Christian Science (Mary Baker Eddy) и другие.

Что толкает просвещенных людей двадцатого столетия обращаться к таким ненаучным и сомнительным занятиям, как вызывание духов? Ответ на этот вопрос заключается в том, что одна наука и материалистическое учение не могут удовлетворить высших запросов человека. Что-то в каждом из нас ищет высшего, духовного, жаждет ответа на принципиальные вопросы: для чего мы живем, существуют ли другие миры и другие более совершенные формы бытия, что ожидает нас за гробом, существуют ли нефизические силы, которые могут помочь человеку преодолеть физические законы и обрести прочное счастье. И вот люди, не зная или игнорируя христианское учение, обращаются к эзотерическим учениям. Эти учения претендуют на то, что отвечают на глубокие принципиальные вопросы бытия и открывают доступ к нефизическим силам. Но эти ответы ложны, а рецепты- пагубны. Самым страшным является то, что они подавляют в человеке страх Божий и чувство ответственности за свои поступки. Падшие духи внушают новичку-оккультисту, что нет ни суда Божия, ни вечных мучений, а, напротив, все там легко и приятно. Поэтому обогащайся знаниями и впитывай подаваемую тебе силу. И, действительно, иногда в результате оккультных упражнений у человека раскрываются необыкновенные способности - телепатия, ясновидение, способность "лечить биополем" или передвигать предметы на расстоянии (телекинез) и т.д. Но, как увидим, эти способности развились в нем не самостоятельно, а при содействии нечистых духов, и потому они очень опасны и вредны. Правда, чтобы не отпугнуть наивного новичка, бесы хитро скрывают свое присутствие и выдают себя:

  • или за безобидных блуждающих духов, или
  • за безличную нефизическую энергию, разлитую в космосе или скрытую в самом человеке.

Рассмотрим, насколько отвечают действительности эти представления оккультистов.

а) Природа оккультных духов

Общение с духами осуществляется или путем спиритизма, или путем медиумизма. История вызывания духов (спиритизм) уходит в глубокую древность. Упоминается оно и в Библии, как Богом запрещенное и греховное занятие:

"Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них" (Лев. 19:31). "Если какая душа обратится к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их, то Я обращу лице Мое на ту душу и истреблю ее из народа ее" (Лев. 20:6, 20:27).

В спиритических сеансах дух является или в форме привидения, или через свое воздействие на разные предметы, например, двигая блюдечко, постукивая по столу, колебля маятник (Ouija board) и т.д. В медуимистических сеансах, медиум в состоянии транса отдает свое тело в распоряжение духу, который, вселяясь в человека, овладевает его органами, совершает через него разные действия и вещает разные откровения. Современное движение "Новый век" популяризирует именно этот второй вид общения с духами (или "силами"), называя его channeling (от channel - по-английски: проводить). По мере того как медиум (channeler) впадает в состояние транса, мускулы его лица и губы начинают непроизвольно подергиваться. Когда дух полностью овладевает медиумом, происходит изменение в ритме его дыхания, и выражение лица изменяется иногда до неузнаваемости. Изменяется также его голос, так что женский голос, например, начинает звучать мужским басом. Выйдя из транса, человек не может вспомнить, что происходило с ним или что говорил он в медиумическом состоянии. Поначалу дух не смеет вселяться в медиума без его согласия, и необходимо, чтобы сам медиум пригласил его войти в себя. Однако после повторных медиумистких сеансов, вселение духа может принять непроизвольный, спонтанный характер, и медиум становится подвластным своему духу.

Несомненно, что среди спиритов и медиумов существует немало шарлатанов. Однако существует и немалое количество профессионалов, которые действительно общаются с потусторонними существами и получают от них сведения и способности, недоступные остальным людям. Подавляющее число рядовых channelers и спиритов не подозревает, насколько коварны и опасны те существа, которым они доверяются. Это далеко не безобидные, блуждающие души, и не безличные силы природы. Напротив, согласно свидетельству многих профессиональных медиумов и шаманов, духи, с которыми они имели дело, сознательно обманывали их. Они притворялись добрыми с целью завладеть ими и повредить им. Так, например, Satprem, ученик оккультиста и индусского гуру (учителя) Sri Aurobindo, писал:

"Всем оккультистам известно, что духи в состоянии принять любую форму, какую только захотят" (Satprem, Sri Aurobindo or the Adventure of Consciousness, New York, Harper and Row, 1974).

Robert Monroe ярко описал случай, когда он во время одного из своих "астральных" путешествий подвергся наглому и упорному нападению злых духов. В самый решительный момент борьбы двое из духов внезапно приняли вид его двух любимых дочерей. Сделали они это так неожиданно и правдоподобно, что Роберт потерял способность сопротивляться и чуть было не погиб (Journeys out of the Body, Garden City, NY, Anchor Books, 1973).

Известный медиум Emanuel Swedenborg, посвятивший себя общению с духами и признанный многими за серьезного специалиста в вопросах оккультизма, свидетельствует, что духи, с которыми общаются спириты и медиумы, настолько хитры и лживы, что человеку, обращающемуся к ним, невозможно установить их подлинную личность и цели. Эти духи отличные актеры, маскирующиеся под души умерших. Swedenborg предостерегает оккультистов-новичков следующими словами:

"Когда эти духи говорят что-нибудь, им совершенно нельзя верить, потому что они все придумывают и вечно лгут … Причем они делают это с таким апломбом и наглостью, что человек полностью сбивается с толка. И если он хоть частично поверит тому, что они утверждают, то духи с крайней наглостью измышляют новые небылицы, так что совершенно запутывают его. Поэтому всем необходимо остерегаться духов и ни на каплю не верить им" (The True Christian Religion, New York, E.P Dutton 1936).

Подобное свидетельство мы слышим также от Uri Geller, известного своей способностью скручивать ложки и ножи телепатическим способом. Он и его учитель парапсихолог Andrija Puharich, M.D., при общении с духами часто испытывали беспокойное чувство, замечая нечто странное и подозрительное в их поведении. Оба оккультиста неоднократно убеждались, что духи вели себя очень двусмысленно, словно разыгрывая их (Andrija Puharich, Uri, New York, Bantam 1975). Подобное беспокойное чувство испытывали и другие профессиональные спириты и медиумы.

Итак, если духи оккультистов лгут, то не ясно ли, что они не добрые ангелы и не служители Божии. Они не могут быть и душами умерших людей, потому что, согласно Священному Писанию, душам не разрешается самовольно блуждать по миру. Напротив, после смерти человека Бог определяет его душе определенное место - в раю или в аду, где душа должна пребывать до дня всеобщего суда:

"человеку надлежит однажды умереть, а потом суд" (Евр. 9:27)

Поэтому, если духи оккультистов не ангелы и не души умерших, то, вероятнее всего, они духи, подчиненные тому, о ком Спаситель сказал, что

"он - ложь и отец лжи", т.е. дьяволу (Ин. 8:44)

Следовательно, спириты и channelers, доверяясь потусторонним духам, ставят себя и других в большую опасность (ниже мы объясним это подробнее). Трудно понять, как люди, которые никогда бы не доверились незнакомцу, так наивно доверяются потусторонним существам, о которых ничего не знают и которые часто попадаются на лжи.

б) Безлична ли духовная энергия

Теперь рассмотрим второе, популярное в наше время мнение, что оккультные приемы приводят в действие нефизическую энергию, разлитую в космосе или скрытую в них самих. Это мнение особенно привлекательно для современного скептика, не признающего ни личного Бога, ни духовного мира. Льстит сознанию такого гордеца мысль, что одним своим желанием он может привести в действие мощную нематериальную энергию и заставить ее работать для себя. На предпосылке существования безличных нефизических сил возник ряд современных оккультных теорий, которые, облеченные в квазинаучную терминологию, предлагаются читателю в виде полезных рецептов на все случаи жизни.

Успех этих современных оккультных учений огромен потому, что перед взором ищущих, но духовно необразованных людей они как бы раскрывают новые миры: все дотоле таинственное и невозможное вдруг становится объяснимым и досягаемым. Нечего бояться, не перед кем трепетать - все просто и осуществимо тому, кто научился управлять нефизическими силами.

Примечание: Особую опасность для душевного здоровья представляет собой то направление в оккультизме, которое рекламирует способ раскрытия источника энергии внутри самого человека (А. Клизовский, "Основы миропонимания новой эпохи"). Согласно этому учению, каждый человек, освоив особую методику, может развить в себе объемное восприятие внешнего и внутреннего миров, сохранить и восстанавливать здоровье у себя и у других, научиться подключаться к любой информации, раскрыть третий глаз, совершать астральные путешествия, научиться раскрыть свои чакры. Раскрытие чакр с помощью специальных методик с целью высвобождения психической энергии сулит безграничные возможности. Человек может стать подобен богам - обладать ясновидением, телепатией, телекинезом и т.д. Но в то же время сами специалисты в этой области (А. Клизовский) предостерегают, что раскрытие в себе биосилы чревато многими серьезными последствиями. Детальное рассмотрение этой темы выходит за рамки обсуждаемой здесь темы. Укажем только, что люди, занимающиеся раскрытием в себе чакр, калечат свою психику, иногда непоправимо.

Любопытно, что сами духи, которые оперируют "за кулисами" современных квазинаучных оккультных экспериментов, нисколько не обижаются, что channelers игнорируют их труды и замалчивают заслуги. Напротив, духи охотно прячутся за безличными нефизическими силами, потому что так они легче достигают своей главной цели: цели порабощения людей. И это очень последовательно с их стороны, потому что сам князь их, дьявол - многоликий и искусный демагог. Человеку с интеллектуальными запросами он говорит: "Я дам тебе сверхъестественные знания"; человеку с мистическим уклоном: "Я открою тебе тайны бытия"; жаждущему власти он обещает славу и могущество; человеку, ищущему земного счастья, он обещает все блага жизни; неверующему же он внушает: "Меня нет, я - вымысел!"

Итак, прельстив человека тем, что он больше всего ценит, дьявол потом все дальше и дальше отводит его от Бога, пока не ввергает в адскую бездну. Благодаря своему уменью приспосабливаться к мышлению человека, дьявол сумел обольстить многих современников древними оккультными баснями, переоблачив их в квазинаучную терминологию. Так возникла в наши дни даже особая научная отрасль - парапсихология, изучающая и пытающаяся научно объяснить древние шаманские и медиумистические приемы.

Но остается все же принципиальный вопрос: существует ли нефизическая, морально-нейтральная энергия, и если да, то какова ее природа? Чтобы ответить на эти вопросы, надо учесть, что всякая энергия или сила, будь то материальная или духовная, непременно сопряжена с источником, ее порождающим. Так, например, всякая физическая энергия или поле (как электромагнитное, гравитационное и т.д.) не существуют "сами по себе", а исходят от определенных субатомных частиц (фотонов, гравитонов и т.д.). И так как эти физические частицы безличны, то и поля, образуемые ими, тоже безличны и потому морально-нейтральны. Подобным образом и духовная энергия (духовные силы) не существует "сама по себе", а тоже исходит от того или другого духовного существа. А так как духовные существа (ангелы, люди, демоны) являются личностями, то, следовательно, энергия, от них исходящая, окрашена их моральным состоянием - добрым или злым. Опытные экстрасенсы это прекрасно понимают и потому стараются оградить себя от морального заражения.

Известно, что в мире, в котором мы живем, кроме белого и черного существует серое, кроме света и тьмы, существуют полутени. Но в безвоздушном пространстве нет полутеней, а существует или полный свет, или полная тьма. Подобным образом и в мире духов нет морально-неопределенного состояния. Духи (сравнительно с людьми) - простые существа: они могут быть или всецело добрыми (ангелы), или всецело злыми (демоны). В соответствии с этим в духовном мире существует только два состояния: рай или ад. Нет среднего, нейтрального состояния. Поняв это, мы должны будем согласиться, что сила (энергия), исходящая от Бога и от ангелов, всегда добрая и влечет к добру, а сила (энергия), исходящая от демонов, всегда злая и толкает ко злу. Многовековый опыт Церкви подтверждает это. Сила, исходящая от Бога, или "несозданная божественная энергия" (выражаясь языком святого Григория Паламы), это сила просвещающая и оживляющая душу.

"Наставник, хорошо нам здесь с Тобою быть",

- воскликнули ученики, когда на Фаворе их озарил Божественный свет (Мф. 17:1-13).

Но люди гораздо сложнее простых духов (ангелов и бесов). Поэтому они могут какое-то время находиться в морально-неопределившемся состоянии и способны колебаться между добром и злом. Именно по причине моральной раздвоенности и неустойчивости человека, добро и зло в нем нейтрализируют одно другое, и поэтому его духовная энергия слаба и неэффективна в сравнении с энергией чистых духов. Это подобно тому, как, например, в атоме негативно заряженные частицы электронов нейтрализуют положительный заряд ядра. В духовном же мире никаких морально-нейтральных нефизических сил не существует, потому что они исходят от морально-определившихся существ - ангелов или демонов. Поэтому каждый раз, когда человек соприкасается с энергией, исходящей от этих существ, он будет испытывать или влечение к добру, или ко злу.

Примечание: конечно, первоисточником всех видов энергии - это Бог. Но павшие ангелы обратили эту энергию во зло, как и прочие дары, данные им Творцом.

Итак, оккультисты ошибаются относительно нейтральности и безопасности нефизической энергии. Поскольку ни Бог, ни Его ангелы не позволяют манипулировать собой, то к услугам оккультистов охотно приходят демоны. Они-то и наделяют оккультистов нужной энергией. Но делают они это далеко не бескорыстно. Энергию они дают заимообразно и под большие проценты. Колдуны, ведьмы, сатанисты и многие профессиональные оккультисты сознают это, но держат это в тайне. Чтобы не утверждать это голословно, приведем несколько отзывов специалистов.

Профессор Michael Harner читает лекции в Колумбийском и Йельском университетах. Кроме того, он преподает антропологию при New School for Social Research в Нью-Йорке и написал книгу The Way of the Shaman. Его изыскания в области оккультного привели его к убеждению, что основным источником силы шаманов является мир духов. "Без направляющего духа невозможно быть шаманом, потому что он нуждается в мощном источнике энергии" (New York, Bantam 1986).

Индусские, буддистские и суфийские гуру (учителя) тоже признают, что их сила приходит от мира духов. Так, например, Indries Shah замечает:

"Гуру сами по себе не обладают чрезвычайной духовной силой. Они получают ее от духов. Гуру же принадлежит лишь умение концентрироваться" (Oriental Magic, NY, E.P. Dutton, 1973).

В книге The Adventures into the Psychic многолетний исследователь парапсихологических явлений Jess Shearn высказывает следующее наблюдение:

"Почти без исключения все великие медиумы чувствовали, что они были орудиями потусторонней силы, которая текла через них. Себе же они не приписывали никакой силы" (NY, Signet, 1982).

Как бы оккультистам не хотелось иногда похвалиться своими чрезвычайными способностями, они все же бывают вынуждены признать, что в действительности это потусторонние духи действуют через них. Так, например, ссылаясь на парапсихологического исследователя Lawrence LeShah, который изучал ряд восточных и западных экстрасенсов-целителей, Charles Panati пишет, что

"если существует что-либо общее между целителями, которых он изучал, то это признание, что никто из них не исцелял собственной силой. Напротив, каждый из них понимал, что именно "дух" действовал через него. Себя же он воспринимал за пассивный инструмент духа. Чтобы совершить исцеление, все целители должны были предварительно войти в состояние транса" (Supersenses, Garden City, NY, Anchor/Doubleday, 1976).

Одно из самых полных исследований вопроса экстрасенсорного лечения можно найти в сборнике Healers and the Healing Process. В этом десятилетнем исследовании, в котором приняло участие большое количество специалистов, мы читаем:

"Любое изучение аномального лечения немедленно наталкивает исследователя на понятие разумных духов (именуемых то "руководителями", то "контролерами", то "защитниками"), которые воздействуют на ум целителя и снабжают его сведениями, о которых он не имел до этого сознательного представления" (Wheaton, IL. Theosophical Quest, 1977).

Это исследование также заключило, что аномальное исцеление больше всего распространено в странах, где популярны спиритизм и вера в духов. Более подробные данные на эту тему можно найти в книжицах The Facts on the Occult и и The Facts on Spirits Guides, изданных John Ankerbrg и John Weldon (Harvest House Publishers, Eugene, Oregon, 1991).

Итак, установлено, что какую бы терминологию они ни употребляли, оккультисты входят в общение с реальными духами, которые снабжают их сведениями и нефизической силой.

в) Плоды оккультных занятий

Мы уже приводили данные, указывающие на то, что эти духи - не ангелы и не души умерших, а скорее всего демоны. Но чтобы полностью убедиться в этом поинтересуемся, к каким последствиям приводит общение с ними. Это самый безошибочный метод исследования духовных явлений, на который указал Сам Спаситель, говоря:

"По плодам их узнаете их … Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые" (Мф. 7:16).

И тут-то многочисленные факты из жизни людей, занимающихся оккультизмом, убеждают в том, что а) духи толкают людей, общающихся с ними, на всевозможные грехи и преступления; что б) они подрывают здоровье и калечат их жизнь. Действительно, люди, занимающиеся оккультизмом, через какое-то время начинают обнаруживать психические странности, впадают в депрессию, предаются запою, злоупотребляют наркотиками. M. Lamar Keene провел 13 лет среди профессиональных медиумов. В своей публичной исповеди он писал:

"Все медиумы, которых я знал или лично или через других, трагично закончили свою жизнь. Сестры Fox, например, которые это начали, закончили жизнь отчаянными пьяницами. William Slade, прославившийся чтением мыслей, сошел с ума и умер в мичиганской спецбольнице. Медиум Margery умерла отчаянной пьяницей … Куда бы я ни посмотрел - всюду раскрывается та же картина: свое жалкое существование медиумы неизменно кончают еще более жалкой смертью. Я был совершенно подавлен всем этим медиумистким делом - обманом, пошлым развратом, беспробудным запоем, наркоманией…" (The Psychic Mafia).

Кроме того, духи всячески мучают тех, кому помогают, чем обнаруживают свою злую, садистскую природу. Но делают это хитро: чтобы раньше времени не спугнуть жертву, они постепенно и планомерно увеличивают дозу страданий. Человек, занимающийся оккультизмом, начинает страдать повышенной нервозностью, физическим недомоганием, подвергается непонятным авариям и разным неприятностям, по временам испытывает панический страх, начинает помышлять о самоубийстве. Когда он догадывается, что, вероятно, это духи наводят на него все эти несчастья, пытается освободиться от них и прекратить свою оккультную деятельность, тогда духи утраивают свою свирепость и затопляют его морем еще больших несчастий с тем, чтобы напугать и заставить вернуться к себе. Так натягивая и отпуская вожжи, они постепенно порабощают оккультиста и в конце концов губят его.

Это наблюдение подтверждает доктор Nandor Fodor, автор авторитетной Encyclopedia of Psychic Science:

 "Попытки подавить в себе медиумистические способности, оборачиваются разными заболеваниями. А когда же человек возвращается к оккультным занятиям, то симптомы исчезают" (Secaucus, NJ, Citadel, 1974). Знаменитый парапсихолог Edgar Cayse является яркой иллюстрацией. Joseph Millard, пишет, что "он фактически был жалкой марионеткой потусторонних сил" (Edgar Choice: Mystery Man of Miracles, Greenwich, CT, Faucett, 1967).

Бывший медиум Raphael Gasson писал из личного опыта:

"Многие сильно пострадали от того, что начали исследовать медиумизм и испытали большую тревогу, когда пытались освободиться от него. Семьи распадались, попытки самоубийства и психические заболевания начинали одолевать тех, кто познакомился с этим занятием, а потом захотел освободиться от его силы. Те же, кто обрел спасение, должны только Бога благодарить за Его милость" (The Challenging Counterfeit, Plainfield, NJ, Logos, 1966).

Спирит и гуру Sri Chinmoy, "советник " при Организации Объединенных Наций, замечает:

"Многие, многие колдуны и люди, общающиеся с духами, были или задушены, или убиты. Я знаю это потому, что лично столкнулся с несколькими подобными случаями" (Astrology, the Supernatural and the Beyond, Jamaica, NY, Angi Press, 1973). Профессор Kurt Koch, который 45 лет посвятил изучению аномальных явлений, свидетельствует, что "среди людей, занимающихся оккультизмом, существует огромный процент самоубийств, трагических аварий и сумасшествий".

Он и множество других специалистов в области парапсихологии утверждают, что многолетнее занятие оккультизмом неизменно разрушает физическое здоровье человека: как будто некий внутренний вампир сосет силы из оккультиста.

Люди попадают в сети оккультизма, потому что поначалу они не видят опасности, напротив, все кажется таким замечательным и приятным. Malachin Martin в книге Hostage to the Devil описывает судьбу некоего "Карла", дипломированного физика и психолога с живым интересом к религии и парапсихологии. Карл удивлял знакомых своими незаурядными психическими способностями. Следуя своему "призванию", он серьезно изучает учение о перевоплощении и астральных путешествиях. По мере постижения этих оккультных наук, все новые и новые горизонты открывались перед ним. Карл был умен и осторожен. Он был уверен, что его изыскания принесут пользу науке и человечеству. Получив кафедру при одном из университетов в США, он продолжает экспериментировать в области парапсихологии и мистических явлений. Постепенно, однако, он начинает замечать некоторые отрицательные изменения в своем характере и настроении. Потом его начинает беспокоить чувство недоверия и даже страха по поводу духов, с которыми он общается. И вот, Карл приходит к убеждению, что необходимо в корне изменить метод своего изыскания и отказаться от своих изначальных тезисов. Но тут его разбивает паралич, и он в "вегетативном" состоянии попадает в больницу. Лишь одиннадцать месяцев спустя, после интенсивного лечения, сопровождаемого молитвами родственников и знакомых, Карл выздоравливает. Выйдя из больницы, он отрекается от всех своих достижений в области парапсихологии и открывает тайну своей болезни:

"Я торжественно и добровольно отдал себя злому духу. Хотя этот дух и представил себя добрым, обещая помочь мне и усовершенствовать меня, однако с самого начала я внутренним чутьем понимал, что он является злым".

Тем не менее, несмотря на то, что десятки тысяч людей пострадали от оккультных занятий и есть столько документальных данных об опасностях оккультизма, многие продолжают придерживаться мифов будто оккультизм - или безобидное шарлатанство, или невинное препровождение времени, или даже положительное духовное искание. Оно не является ни тем, ни другим, ни третьим. Неправильно также мнение, будто кроме "опасной" формы, существует "безопасная" форма оккультизма. Некоторые надеются, что с известной предосторожностью можно из оккультизма извлечь пользу. К сожалению, все данные говорят о том, что в любой форме оккультной деятельности что-то отрицательное и разрушительное "прилепляется" к человеку, от чего он не может избавиться без помощи свыше. Это потустороннее начинает манипулировать судьбой человека и толкает его все глубже и глубже в тину оккультизма. Происходит нечто подобное заболеванию СПИД. Этот вирус, попав в организм, обманывает здоровые клетки тем, что представляется им "своим" и безопасным. Клетка складывает свой оборонительный механизм, и вирус входит в нее наподобие "троянского коня". Лишь внутри клетки вирус обнаруживает свою разрушительную силу. Правда, человек и после инфекции еще несколько лет живет сравнительно нормальной жизнью и, может быть не подозревает, что дни его сочтены. Только в последней стадии болезни становится очевидным присутствие всегубительного вируса. Но уже слишком поздно.

Есть еще другой важный фактор, который редко упоминается в научных исследованиях оккультизма, однако исключительно важный, который обнаруживает подлинную богоборческую природу оккультных духов: это то необъяснимое отвращение к Богу и всему священному, которое испытывает человек после того, как получил от них помощь или био-зарядку. Верующему человеку особенно ощутимо резкое изменение в духовном настроении. Как только он получит какую-то помощь от экстрасенса или оккультиста, в нем пропадает всякое желание молиться, читать Священное Писание, идти в церковь и т.д. Причем это отвращение прямо пропорционально силе, полученной оккультным путем. Повторное обращение к оккультному делают человека богоборчески настроенным.

Kurt E. Koch рассказывает следующий случай. В одной из деревень Таиланда жил туземец-крестьянин, который был активным членом своей христианской церкви. Однажды он чем-то повредил свою руку, от чего на ней образовалась гнойная рана. В тропическом климате воспаление стало быстро распространяться, и вскоре часть руки покрылась большим темно-красным, почти черным пятном. Однако, так как было довольно далеко до ближайшего врача, этот крестьянин старался вылечить руку домашними средствами. Наконец, когда гангрена почти достигла плеча, он поехал к врачу. Врач заявил ему, что необходимо срочно ампутировать руку, иначе он вскоре умрет от гангрены. Таиландец в панике воскликнул: "Но что же я буду делать с одной рукой? Кто будет за меня сажать и собирать рис?" Таиландцем овладело ужасное смятение. Тут он вспомнил об одном старом индусе, который лечил людей какой-то таинственной силой. Хотя он знал, что христиане не должны обращаться к колдунам, однако его отчаянное положение толкнуло его все же обратиться к индусу за помощью. Оказалось, что этот индус был далеко не шарлатаном, и его магические силы делали невозможное. Гнойное воспаление было остановлено, и рука была спасена. Но в скором времени после получения помощи от колдуна таиландец перестал ходить в церковь и вернулся к языческой вере своих предков. Так за спасение руки он заплатил своей душой (Occult Bondage and Deliverance, Kregel Publications, Grand Rapids, Michigan, 1970).

Немного дальше проф. K. Koch рассказывает, что самым сильным колдуном, которого он когда-либо встретил, был эскимосский шаман Алуалук. Его оккультные силы были настолько велики, что он даже воскресил нескольких умерших язычников. Один из них после своего воскрешения прожил еще десять лет. Однако этот шаман, будучи просвещен каким-то проповедником, поверил в Христа и крестился. После этого он потерял всю свою магическую силу. Когда Koch поинтересовался, какой силой он совершал свои чудеса, то бывший шаман категорически заявил: "Конечно, бесовской!" При этом он добавил, что его сила никогда не распространялась на убежденных христиан.

В наше время опасность оккультизма увеличилась особенно потому, что оно часто предлагается как религиозное и даже христианское занятие. Традиционно все виды оккультизма не скрывали своего антихристианства. В наши же дни от экстрасенсов и других оккультистов можно услышать такие советы, как "пойди покрестись", "постой в храме", "причастись", "выпей святой воды" и т.д. Некоторые из экстрасенсов на своих сеансах даже призывают имя Божие, читают молитвы, делают крестное знамение, чем создают впечатление, что через них действует Божия сила. Все это ужасный обман! Всякий вид оккультизма, в какие бы ризы его ни облекать, по своей природе антирелигиозен.

Действительно, все основные признаки оккультизма налицо в современных "христианизированных" эктрасенских сеансах: попытка манипуляции сверхъестественными силами ради корыстных целей. Религия требует покорности Творцу, веры, покаяния, нравственного исправления, стремления к небесному, бескорыстного служения добру. Здесь же цель: впитать "светлой энергии", добиться успеха в житейском, познать тайны и т.д. - и все это без моральных обязательств перед Богом. Человек, занимающийся оккультным, идя в церковь, ищет там не Христа, а силы биополя. Смотря на иконы, он не Бога видит, а источник питания. Он самонадеянно простирает руки к священным предметам, чтобы "подзарядиться" для своих нечистых дел, чем оскорбляет величие Творца.

А что экстрасенсы говорят сами о себе? Обратимся к беседе с Юрием Тарасовым, озаглавленной: "Я колдун в четвертом поколении". На вопрос корреспондентки:

"Вот я уловила, что вы колдовали над больным остеохондрозом с помощью вашего биополя, мануальной терапии и психотерапии. Все это широко известно. Некоторых представителей нетрадиционной медицины мы знаем - например, Джуна, Кашпировский … А вы един в трех лицах? В чем же колдовство?" Тарасов ответил: "В вашем вопросе содержится ответ. Почему я не называю себя экстрасенсом? Да потому, что экстрасенс умеет делать примерно десятую долю того, чем владеет любой средней руки колдун. То же самое можно сказать и о гипнотизерах, знахарях, психотерапевтах … Каждое из этих направлений - только верхушка айсберга".

Сказано предельно откровенно. "Верхушка айсберга", основание которого спускается в преисподнюю.

По причине богоборческой природы всех видов оккультных занятий Священное Писание строго запрещает заниматься ими. Приведем здесь несколько текстов.

"Не должен находиться у тебя прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это" (Втор. 18:10-13); "Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: Пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им, - то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего, ибо чрез сие искушает вас Господь Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа Бога вашего от всего сердца вашего … А пророка того или сновидца того должно предать смерти за то, что он уговаривал вас отступить от Господа Бога вашего" (Втор. 13:1-5).

Итак, в то время, как здоровая религиозная жизнь просветляет и нравственно облагораживает человека, нездоровая псевдо-религиозная оккультная деятельность нравственно калечит и губит его. Все виды оккультизма непременно ведут к общению с падшими духами. И хотя поначалу эти занятия приносят успех в делах и создают впечатление, что открывают перед человеком неограниченные возможности, в конечном итоге человеку приходится очень дорого платить за услуги, полученные от падших духов.

"Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?" (Мф. 16:26).

 

 

5 августа 2012 г., в Неделю 9 по Пятидесятнице, Преосвященный епископ Нефтекамский Амвросий совершил Божественную литургию в храме свт. Василия Великого г. Дюртюли.

Его Преосвященству сослужили: благочинный Дюртюлинского благочиннического округа и настоятель храма свт. Василия Великого г. Дюртюли протоиерей Федор Савельев, благочинный Октябрьского благочиннического округа иерей Сергий Попонин, настоятель Иоанно-Предтеченского храма с. Андреевка иерей Александр Бронников.

На Малом входе Преосвященный владыка удостоил иерея Александра Бронникова права ношения камилавки.

По окончании богослужения состоялась встреча епископа Нефтекамского с заместителем главы Дюртюлинского района по социальным вопросам Рамилем Билаловичем Хасановым, курирующего работу религиозных организаций в районе. 

4 августа 2012 г., в день памяти святой равноапостольной Марии Магдалины, Преосвященнейший Амвросий, епископ Нефтекамский и Белебеевский, совершил Божественную Литургию в Соборном Храме апостолов Петра и Павла г. Нефтекамска.

Его Преосвященству сослужили: председатель епархиального информационного отдела и пресс-секретарь епархии иеромонах Дорофей (Пурис), клирик Молдавской митрополии архидиакон Викентий, руководитель комиссии по воскресным школам протодиакон Георгий (Заварский).

По окончании Божественной литургии был совершен молебен равноапостольной Марии и Преосвященный владыка обратился ко всем с пастырским словом, в котором рассказал о жизни Марии Магдалины и обратил внимание на то, что Господь не отверг ее, зная о том, что она блудница; Он обратился к ней с словами назидания, чтобы больше не грешила. Мария Магдалина исполнила слова Спасителя и ревностно проповедовала в дальнейшем Евангелие, показав пример глубочайшего смирения и покаяния.

Илия (др.-евр. אֵלִיָּהוּ (Элийя́ху), אֵלִיָּה (Элийя́) — «Бог мой Яхве») — (1-я пол. IX в. до Р. Х.), один из ветхозаветных пророков.
Имя пророка Илии переводится как «Бог мой Господь», что выражает основное содержание его служения (ср.: 3 Цар 18. 36) — ревностна борьба за поклонение единому Богу и своими делами являвшего Его могущество.


Жизнь пророка Илии

Пророк Илия — один из самых почитаемых святых Ветхого Завета. Он родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Рождества Христова. Согласно преданию, дошедшему до нас от святого Епифания Кипрского, когда родился Илия, отцу его было таинственное видение: мужи благообразные приветствовали младенца, пеленали его огнем и питали пламенем огненным.

Святой пророк Илия действительно был пламенным ревнителем веры и благочестия, с малых лет он посвятил себя Единому Богу, жил в пустыне, проводил время в посте, молитве и благочестии. Его пророческое служение пришлось на царствование самого нечестивого израильского царя Ахава. Иезавель, жена Ахава, убедила мужа принять языческую религию.

В стране культивировалось поклонение Ваалу, народ отпал от истинной веры предков в Единого Бога, пророков израильских преследовали и убивали. Для вразумления царя и развращенного им израильского народа пророк Илия поразил землю трехлетней засухой, «молитвою небеса заключив». После этого он, чтобы избежать гнева Иезавели, по указанию Божию, скрылся у потока Хораф, куда вороны каждое утро и вечер приносили ему хлеб и мясо.

Народ же в то время страдал от нестерпимого зноя и голода. Ветхозаветное предание рассказывает о том, что Господь по Своему милосердию, видя страдания людей, готов был пощадить всех и послать дождь на землю, но не хотел нарушить слова пророка Илии. Для пророка было важным обратить сердца израильтян к покаянию и возвратить их к истинному Богопочитанию.
Пророчества и чудеса

Божественный пророче, ты ревнуя по Господе Вседержители, молитвою небеса заключил еси, рек: дождь и роса да не снидет на землю, токмо глаголом уст моих.

Через некоторое время поток высох. Пророк Илья, по слову Божию, отправился в Сарепту Сидонскую к бедной вдове. За то, что она не пожалела последней горсти муки и масла, по молитве пророка Илии мука и масло с тех пор не истощались в доме вдовы. Здесь же пророк Илия совершает еще одно чудо: он оживил внезапно заболевшего и умершего сына вдовы, сострадая горю женщины.

На третий год засухи пророк Илия вернулся к Ахаву. Пророк Илия предложил устроить состязание со жрецами Ваала, чтобы выяснить, чей бог истинный. Собрав народ на горе Кармил, пророк Илия предложил соорудить два жертвенника: один — от жрецов Ваала, другой — от пророка Илии для служения Истинному Богу. «На который из них спадет огонь с неба, тот будет указанием, чей Бог истинен, — сказал пророк Илия, — и все должны будут поклониться Ему, а не признающие Его будут преданы смерти».

Жрецы Ваала плясали, молились и кололи себя ножами весь день, но ничего не случилось. К вечеру святой пророк Илия воздвиг свой жертвенник из 12 камней, по числу колен Израилевых, возложил жертву на дрова, приказал выкопать вокруг жертвенника ров и повелел поливать жертву и дрова водой. Когда ров наполнился водой, пламенный пророк обратился к Богу с горячей молитвой и прошением, чтобы Господь ниспослал с неба огонь для вразумления заблуждающихся и ожесточившихся израильских людей и обратил сердца их к Себе. Огонь пал с неба и возжег жертву пророка Илии.

Народ закричал: «Воистину Господь есть Бог Един и нет другого Бога, кроме Него!». Тогда по повелению пророка Илии жрецы были убиты. По молитве пророка Илии Господь послал на землю обильный дождь, засуха кончилась.

Однако, несмотря на чудеса и великие знамения, которые свершились по молитве пророка, Иезавель желала убить его за то, что он предал смерти жрецов вааловых. Снова начинаются преследования и гонения. Илья бежит в пустыню. Этот суровый и непреклонный ревнитель истинной веры впервые впал в отчаяние — ему казалось, что лишь он один остался верен истинному Богу, что не осталось на земле никого, кому он мог бы передать и сохранить веру отцов в Единого Бога.

И вот на горе Харив этот великий пророк удостоился, насколько это возможно для человека, созерцания лицом к лицу Бога. Господь утешил его, сказав, что остались еще люди на земле, никогда не поклонявшиеся идолам, и указал Илие на Елисея, которого Он выбрал пророком после Илии. Столь яркое событие в жизни пророка Илии показало ему, насколько Господь милостив, что Он не только грозный карающий судия. Елисей стал учеником пророка Илии и свидетелем его восхождения на небо в огненной колеснице.

Илия был взят на Небо живым: «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо» (4Цар.2:11). Согласно Библии, до него живым на небеса был взят лишь Енох, живший до Потопа (Быт.5:24).

Апокрифическая Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова описывает это событие так: «Илия сокрыт был вихрем, — и Елисей исполнился духом его» (Сирах.48:12). Согласно ей, Илия оставил пророку Елисею свою верхнюю одежду («милоть»), сбросив её тому уже с огненной колесницы.

Илиа пророк предивный, зарею ум просветив, весь бысть божествен: и царя нечестива суд неправедный зря негодует, темже и судом Божиим отречение посылает на него: такожде и царицу яко немилостиву, и златолюбиву, суду Божию предаде. Но молитвами, Христе, Твоего пророка Илии спаси всех нас, яко милосерд.
Пророк Илия в Новом Завете

Пророк Илия вновь появляется в Новом Завете: во время Преображения Господня, он вместе с пророком Моисеем явился на горе Фавор, чтобы беседовать с Иисусом Христом.
По преданию Церкви, пророк Илия явится на Земле снова. Он будет предтечею второго пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть.


Почитание пророка Илии на Руси

Пророк Илия был одним из первых угодников Божиих, которых стали почитать на Руси. Во имя его еще при князе Аскольде, в начале IX века, был воздвигнут соборный храм в Киеве. И святая равноапостольная княгиня Ольга поставила церковь во имя пророка Божия Илии на севере Руси, в селе Выбуты.

Святой пророк Илия, подвизавшийся в древние времена в далекой Палестине, всегда воспринимался православным русским народом как один из ближайших нашему отечеству святых. В «Ильинских» церквях совершались и совершаются крестные ходы, особенно в засуху.

Ильин день считался границей сезонов, при этом у южных славян (напр., в Македонии) этот день назывался серединой лета, а в России — поворотом на зиму. После Ильина дня ожидали дождей и было запрещено купаться (чтобы не утонуть или не заболеть). В этот день можно было начинать пользоваться плодами нового урожая. Праздник связывался в представлениях славян с брачной темой и символикой плодородия: молились о богатом урожае, а девушки — о том, чтобы выйти замуж.
 

Обретение мощей преподобного Серафима Саровского, чудотворца. В начале прошлого века на свещнице Русской Православной Церкви возгорелась новая яркая свеча. Господь благоволил послать земле нашей великого молитвенника, подвижника и чудотворца.

Преподобный Серафим Саровский
Преподобный Серафим Саровский

В 1903 году состоялось прославление преподобного Серафима Саровского, через 70 лет после его кончины. (Житие святого помещено 2 января, в день его преставления). 19 июля, в день рождения святого, с великим торжеством были открыты его мощи и помещены в приготовленную раку. Долгожданное событие сопровождалось многими чудесными исцелениями больных, в большом количестве прибывших в Саров. Почитаемый очень широко еще при жизни, преподобный Серафим становится одним из самых любимых святых православного русского народа, так же как и Преподобный Сергий Радонежский.

Преподобный Серафим Саровский
Преподобный Серафим Саровский

Духовный путь преподобного Серафима отмечен большой скромностью, присущей русским святым. С детства избранный Богом, саровский подвижник без колебаний и сомнений восходит от силы в силу в своем стремлении к духовному совершенству. Восемь лет послушнических трудов и восемь лет храмового служения в сане иеродиакона и иеромонаха, пустынножительство и столпничество, затвор и безмолвие сменяют друг друга и венчаются старчеством. Подвиги, далеко превосходящие естественные человеческие возможности (например, молитва на камне в течение тысячи дней и ночей), гармонично и просто входят в жизнь святого.

Преподобный Серафим Саровский
Преподобный Серафим Саровский

Тайна живого молитвенного общения определяет духовное наследие преподобного Серафима, но он оставил Церкви еще одно богатство - краткие, но прекрасные наставления, записанные отчасти им самим, а отчасти слышавшими их. Незадолго до прославления святого была найдена и в 1903 году напечатана "Беседа преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни", состоявшаяся в конце ноября 1831 г., за год с небольшим до его преставления. Беседа эта явилась самым драгоценным вкладом подвижника в сокровищницу русского святоотеческого учения. Кроме учения о сущности христианской жизни, в ней содержится новое изъяснение многих важнейших мест Священного Писания.

Преподобный Серафим Саровский на пути в ближнюю пустыню
Преподобный Серафим Саровский на пути в ближнюю пустыню

"Пост, молитва, бдение и всякие другие дела христианские, - учил Преподобный, - сколько ни хороши сами по себе, однако не в делании лишь только их состоит цель нашей жизни христианской, хотя они и служат средствами для достижения ее. Истинная цель жизни нашей христианской есть стяжание Духа Святаго Божия". Однажды, находясь в Духе Божием, преподобный видел всю Русскую землю, и была она наполнена и как бы покрыта фимиамом молитв верующих, молящихся ко Господу.

В описаниях жизни и подвигов святого Серафима приводится много свидетельств благодатного дара прозрения, которым он пользовался для возбуждения в людях раскаяния во грехах и нравственного исправления.

Преподобный Серафим Саровский в молении на камне
Преподобный Серафим Саровский в молении на камне

"Господь открыл мне, - сказал он, - что будет время, когда архиереи Земли Русской и прочие духовные лица уклонятся от сохранения Православия во всей его чистоте, и за то гнев Божий поразит их. Три дня стоял я, просил Господа помиловать их и просил лучше лишить меня, убогого Серафима, Царствия Небесного, нежели наказать их. Но Господь не преклонился на просьбу убогого Серафима и сказал, что не помилует их, ибо будут учить учениям и заповедям человеческим, сердца же их будут стоять далеко от Меня".

Преподобный Серафим Саровский в молении на камне
Преподобный Серафим Саровский в молении на камне

Являя благодатные дары и силу Божию людям, преподобный Серафим назидал приходивших к нему, как идти узким путем спасения. Он заповедал своим духовным детям послушание и сам до конца жизни был верен ему. Проведя всю жизнь в подвигах, непосильных для обычных людей, он советовал идти святоотеческим "царским (средним) путем" и не брать на себя чрезмерно трудных деяний: "выше меры подвигов принимать не должно; а стараться, чтобы друг - плоть наша - был верен и способем к творению добродетелей".

Самым главным подвигом и средством к стяжанию Святого Духа Преподобный считал молитву. "Всякая добродетель, Христа ради делаемая, дает блага Духа Святого, но... молитва более всего приносит Духа Божия, и ее удобнее всего всякому исправлять".

Преподобный Серафим советовал во время Богослужения стоять в храме то с закрытыми глазами, то обращать свой взор на образ или горящую свечу и, высказывая эту мысль, предлагал прекрасное сравнение жизни человеческой с восковой свечой.

Преподобный Серафим Саровский с 12 клеймами жития
Преподобный Серафим Саровский с 12 клеймами жития

Если святому старцу жаловались на невозможность исполнять молитвенное правило, то он советовал молиться постоянно: и во время труда, и шествуя куда-либо, и даже в постели. А если кто располагает временем, говорил Преподобный, пусть присоединяет и другие душеполезные молитвословия и чтения канонов, акафистов, псалмов, Евангелия и Апостола. Советовал святой изучать порядок Богослужения и держать его в памяти.

Преподобный Серафим Саровский
Преподобный Серафим Саровский

Преподобный Серафим считал необязательным длинные молитвенные правила и своей Дивеевской общине дал правило легкое. Божия Матерь запретила о. Серафиму обязывать послушниц чтению долгих акафистов, чтобы этим не наложить лишней тяжести на немощных. Но при этом святой строго напоминал, что молитва не должна быть формальной: "Те монахи, кои не соединяют внешнюю молитву со внутренней, не монахи, а черные головешки!" Знаменитым стало Серафимово правило для тех мирян, которые в силу жизненных обстоятельств не могут читать обычные утренние и вечерние молитвы: утром, перед обедом и вечером трижды читать "Отче наш", трижды - "Богородице Дево, радуйся", единожды "Верую"; занимаясь необходимыми делами, с утра до обеда творить молитву Иисусову: "Господи, Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного" или просто "Господи, помилуй", а от обеда до вечера - "Пресвятая Богородице, спаси мя грешного" или "Господи, Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешного".

Серафим Саровский
Серафим Саровский

"В молитвах внимай себе, - советовал подвижник, - т. е. ум собери и соедини с душею. Сначала день, два и больше твори молитву сию одним умом, раздельно, внимая каждому особо слову. Потом, когда Господь согреет сердце твое теплотою благодати Своей и соединит в тебе оную в един дух: тогда потечет в тебе молитва оная беспрестанно и всегда будет с тобою, наслаждая и питая тебя..." Преподобный говорил, что, исполняя это правило со смирением, можно достигнуть христианского совершенства и в мирской жизни.

Преподобный Серафим Саровский кормящий медведя
Преподобный Серафим Саровский кормящий медведя

"Душу снабдевать надобно Словом Божиим. Всего же более должно упражняться в чтении Нового Завета и Псалтири. От сего бывает просвещение в разуме, который изменяется изменением Божественным", - наставлял святой подвижник Саровский, сам постоянно прочитывавший весь Новый Завет в течение недели.

Преподобный Серафим Саровский
Преподобный Серафим Саровский

Каждое воскресенье и каждый праздник неопустительно приобщаясь Святых Таин, преподобный Серафим на вопрос, как часто следует приступать к Причащению, ответил: "Чем чаще, тем лучше". Священнику Дивеевской общины Василию Садовскому он говорил: "Благодать, даруемая нам Приобщением, так велика, что как бы ни недостоин и как бы ни грешен был человек, но лишь бы в смиренном токмо сознании всегреховности своей приступал ко Господу, искупляющему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов, и будет очищаться благодатию Христовою, все более и более светлеть, совсем просветлеет и спасется".

Праведная кончина преподобного Серафима Саровского
Праведная кончина преподобного Серафима Саровского

"Верую, что по великой благости Божией ознаменуется благодать и на роде причащающегося..." Святой, однако, не всем давал одинаковые наставления относительно частого причащения. Многим он советовал говеть во все четыре поста и во все двунадесятые праздники. Необходимо помнить его предупреждение о возможности приобщения в осуждение: "Бывает иногда так: здесь на земле и приобщаются; а у Господа остаются неприобщенными!"

Серафим Саровский
Серафим Саровский

"Нет хуже греха и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныния, - говорил святой Серафим. Он сам светился радостию духовной, и этой тихой, мирной радостью он с избытком наполнял сердца окружавших, приветствуя их словами: "Радость моя! Христос воскресе!" Всякое жизненное бремя становилось легким вблизи подвижника, и множество скорбящих и ищущих Бога людей постоянно толпилось около его келлии и пустыньки, желая приобщиться благодати, изливающейся от угодника Божия. На глазах всех подтверждалась истина, высказанная самим святым в великом ангельском призыве: "Стяжи мир, и вокруг тебя спасутся тысячи". Эта заповедь о стяжании мира возводит к учению о стяжании Святого Духа, но и сама по себе является важнейшей ступенью на пути духовного возрастания. Преподобный Серафим, опытно прошедший всю древнюю православную науку аскетического подвига, провидел, каким будет духовное делание грядущих поколений, и учил искать мир душевный и никого не осуждать: "Kто в мирном устроении ходит, тот как бы лжицею черпает духовные дары". "Для сохранения мира душевного... всячески должно избегать осуждения других... Чтобы избавиться от осуждения, должно внимать себе, ни от кого не принимать посторонних мыслей и быть ко всему мертву".

Преподобный Серафим Саровский
Преподобный Серафим Саровский

Преподобный Серафим по праву может быть назван учеником Божией Матери. Пресвятая Богородица трижды исцеляла его от смертельных болезней, многократно являлась ему, наставляла и укрепляла его. Еще в начале своего пути он услышал, как Божия Матерь, указывая на него, лежавшего на одре болезни, сказала апостолу Иоанну Богослову: "Сей от рода нашего".

По выходе из затвора преподобный много сил отдал устроению девичьей монашеской общины в Дивееве и сам говорил, что ни одного указания не давал от себя, делал все по воле Царицы Небесной.

Преподобный Серафим Саровский с видом Саровского монастыря
Преподобный Серафим Саровский с видом Саровского монастыря

Преподобный Серафим стоит в начале поразительного взлета русской православной духовности. С великой силой звучит его напоминание: "Господь ищет сердца, преисполненного любовью к Богу и ближнему; вот престол, на котором Он любит восседать и являться в полноте Своей пренебесной Славы. "Сыне, даждь Ми сердце твое, - говорит Он, - а все прочее Я Сам приложу тебе", - ибо в сердце человеческом Царство Божие вмещаться может".

1 августа 2012 года, в праздник обретения мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Серафимо-Дивеевском монастыре.

По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Георгий! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Многоуважаемая матушка игумения! Дорогие отцы, братия и сестры!

Всех вас сердечно приветствую с великим праздником не только для Дивеевской обители, не только для Нижегородской земли — для всей Руси, для всего православного мира — памятью святого преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского.

Мы в таком множестве собираемся у его мощей — мощей простого старца, который всю свою жизнь провел в монастырях, в пустынях, который не выходил в свет, который не публиковал статей в газетах, который не вступал ни в какие диалоги и распри с внешним обществом, который никому никогда ничего не доказывал. Но сегодня весь мир около него: и люди глубоко верующие, церковные, и те, кто только приближается к храму Божиему, кто только начинает чувствовать в сердце своем веру; и высокопоставленные люди, имеющие власть, деньги и силу, и простые люди, в том числе убогие, нищие, инвалиды; и люди образованные, и совсем простые. Мы все здесь, потому что чувствуем силу, исходящую от этих дивных нетленных останков святого преподобного Серафима. Нет на них тления как некоего физического образа разложения, распада и небытия, потому что душа преподобного Серафима стяжала себе плоды Духа Святого.

Именно об этих плодах мы и слышали сегодня дивные слова апостола Павла из его Послания к Галатам (5:22-6:2): «плод же духа есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона». Что означают эти слова: «на таковых нет закона»? Апостол Павел обращался к христианам, многие из которых еще жили под сенью ветхозаветного закона, которые связывали свое спасение с исполнением норм этого закона. Но апостол говорит, что на того, кто имеет плод Духа, не распространяются нормы закона.

Может быть, его слова имели узкое, исторически ограниченное значение и их можно отнести только к тогдашним иудеям? Если так, то они бы не были известны всему миру. Эти слова обращены ко всем людям: нет закона над теми, кто живет по закону Духа. Закон предполагает ответственность; нарушение закона предполагает суд; суд предполагает, в случае обнаружения вины, наказание. А если над таковыми нет закона, то нет ни суда, ни наказания.

Может быть, сказанное относится только к нашей земной жизни? Опять-таки, если так, то не знал бы весь мир этих слов. Сказанное имеет отношение и к жизни вечной — на таковых нет закона, над таковыми не будет и суда, Божиего суда. И мы вспоминаем другое место из Священного Писания, где сказано, что над таковыми нет суда, но они прейдут от смерти к жизни и не будут судимы (см. Ин. 5:24).

Суд есть непременная и очень важная институция в человеческом обществе, деятельность которой направлена на установление правды и справедливости. Но человек, который живет по закону Духа, вне этой реальности, на него ничто не распространяется. Может быть, такой человек имеет какую-то особую защиту от Бога? Совсем нет, об этом ничего не сказано. Просто такой человек никогда не преступит ни Божественного, ни человеческого закона, потому что он живет по Духу. «Если вы живете по Духу, то Духом и поступать должны», — говорит апостол Павел (Гал. 5:25).

Это удивительные слова. Мы знаем, как много неправды в нашем мире, как много преступлений — страшных преступлений, как общество требует улучшить судебную и правоохранительную систему, принять более строгие законы, ужесточить ту или иную норму — в надежде, что укрепление государственных институтов и исправление законов приведут к их исполнению, изменят климат в обществе, сделают народ лучше.

Это лишь отчасти справедливо. Добрый человек, живущий по Духу, в любви, радости, мире, долготерпении, благости, кротости, не нарушает никаких законов, ведь человеческие законы связаны с моралью, нравственностью. А когда происходит разрыв между законом и нравственностью, тогда люди выступают против законов как несправедливых, потому что чувство справедливости связано с нравственным чувством, которое Бог заложил в природу людей. Именно поэтому можно не знать писаных законы, как не знает его абсолютное большинство добропорядочных и добрых людей. Но законы исполняются — естеством законное творим, как говорит апостол Павел (см. Рим. 2:14).

С другой стороны, что произойдет, если мы свое внимание будем уделять в первую очередь человеческим механизмам совершенствования межличностных отношений, но не будем обращать внимание на самое главное — на души людей? Законы будут нарушаться теми, кто их прекрасно знает, и род человеческий при всем знании законов будет погружаться в бездну греха и преступлений. И не надо удивляться, что кто-то, входя в переполненный кинотеатр, открывает стрельбу, кто-то убивает своих новорожденных детей, а кто-то морит голодом и убивает своих родителей. Можно умножать и умножать эти страшные примеры, в том числе из жизни так называемых правовых обществ и государств. Когда разрушается нравственная основа бытия, никакие законы не спасут.

С другой стороны — а знал ли хоть один закон преподобный Серафим? Ни одного. Он, наверное, никогда в руках не держал Свод законов Российской империи. Но к нему приехал сам император, склонив пред ним свою главу. Никому в голову не могло прийти, что это незнание законов может как-то повлиять на внутреннюю, духовную жизнь старца или на его отношение к людям. Преподобный Серафим являет нам дивный, яркий, неотразимый, несокрушимый, неопровержимый пример того, как внутренняя, духовная жизнь человека влияет на окружающий мир. Будь мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся — и при этом ты можешь не знать законов. Живи по Духу.

Это послание апостола Павла, обращенное к нам сегодня в стенах Дивеевской обители, должно помочь нам многое понять. И, самое главное, понять, что первично, а что вторично; что фундаментально, базисно, а что является второстепенным для нашей жизни. Фундаментом является состояние нашей души, нашего сознания, нашей воли, наших чувств. Если там светло, то вся жизнь светла. Если око твое светло, то все тело твое будет светло (см. Мф. 6:22). Если же там темнота, то каким бы благоустроенным ни был внешний мир, мы разрушим его этой тьмой и нечистотой. И при этом будем оправдывать себя, доказывая, что, нарушая закон, мы что-то делаем во имя неких высших интересов. Мы еще сформулируем эти интересы, найдем последователей, распространим свое мнение в блогах, в Интернете, в газетах — и что? И ничего. Добиваясь решения своих личных или клановых, групповых задач, мы разрушаем наш мир, потому что мы разрушаем душу человека.

Дай Бог нам всем это понять. Сегодня этот призыв звучит особенно актуально и сильно, потому что он исходит от гробницы святого преподобного Серафима Саровского, потому что он подкрепляется словом Божиим, яркими, убедительными и сильными словами апостола Павла и потому что он так соответствует тому, что сегодня происходит со всеми нами.

Помолимся святому преподобному и богоносному отцу нашему Серафиму, Саровскому чудотворцу, чтобы он, предстоя пред лицом Божиим, вознес молитву о всей исторической Руси, историческом Отечестве нашем, о державе Российской, о Церкви нашей и о всех, кто сознает важность устроения жизни человеческого духа по Божиему закону. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

1 августа 2012 г., в день обретения святых мощей преподобного Серафима Саровского, Преосвященнейший Амвросий, епископ Нефтекамский и Белебеевский, совершил Божественную литургию в Соборном Храме Святителя Николая Чудотворца г. Белебея.

Его Преосвященству сослужило соборное духовенство.

В чем разница между нами и первыми христианами? Что Христос обещает тем, кто последовал за Ним? Кто сейчас представляет реальную угрозу Церкви? На эти и другие вопросы отвечает архиепископ Гродненский Артемий.


- Ваше Высокопреосвященство, вся Церковь недавно отмечала день Крещения Руси. Что получили наши народы, решившись более чем 1000 лет назад следовать за Христом?

Мы все получили возможность усыновления Богу. Другими словами, мы получили возможность спасения. Но спасение сегодня часто понимается совсем не по-христиански. Крещение отнюдь не сулит избавление от трудностей, неприятностей, не обещает государственное процветание. Христос нигде в Евангелии не обещает нам комфорта, сытости, стабильности и спокойствия.

Парадокс, но самым верным Своим ученикам Он обещает самые страшные мучения. Он говорит, что всех, решившихся следовать за Ним, ждут проблемы. Поэтому все те, кто надеются с принятием Христа начать жить как в сказке, вынуждены будут разочароваться. Христианство — это самая дискомфортная, самая неудобная для человека религия.

Но в этом нет ничего печального или мрачного. Мрачным все это кажется только для тех, кто хоть и крестился, но все еще остался в прежней системе ценностей. Настоящие же христиане никогда не испытывали горя от всех тех гонений, которые на них обрушивались. Наоборот, они шли на них как на праздник, с улыбкой и сердечным весельем.

Казнят одного христианина – прибегает другой и просит его тоже казнить. Удивительно! Для обычного сознания это невероятно, это вопиющий абсурд. Но христианство как раз таки и принесло это новое сознание. Христианство принесло в мир невероятную свободу.

Тот комфорт, который все так ищут сегодня, в конечном счете, превращает человека в раба. Он ужасно боится с ним расстаться и пойдет на все, чтобы этого не случилось. Христианина же невозможно ничем напугать. Это самый неуправляемый человек в хорошем смысле этого слова. Людьми обычно управляют, играя на их ценностях. Но у христиан только одна Ценность, которую никто у них не отнимет – это Сам Христос.

В моей жизни было множество паломнических поездок, но самое глубокое впечатление оставил Рим. Правда, не собор св. Петра, а древние римские катакомбы. Помню, как гид говорил, что эти пещеры простираются на расстояние 600 километров. Только представьте: 600 километров гробов всех тех, кто отдал свои жизни за Христа!

А сегодня христиане, наоборот, очень часто ищут какого-то земного благополучия, требуют к себе уважения и почета. Мы ставим свечи, вычитываем целиком молитвословы, чтобы «все было хорошо». Вся эта атрибутика, исполнение всех этих предписаний видится нами как некий гарант защищенности от жизненных проблем.

Это очень успокаивает, я бы даже сказал, убаюкивает. И под эти елейно-заунывные песнопения наша совесть потихоньку засыпает и забывает, что христианство — это постоянное напряжение, постоянная работа над собой, за которую никто внешний не похвалит.

С этой ситуацией нужно что-то делать. Конечно, второго крещения, как и второго рождения, не бывает. Зато бывает реанимация, когда человек оказывается в критической ситуации между жизни и смертью и в ходе оперативных действий врачей вновь возвращается к нормальному состоянию.

- А как Вы оцениваете жизнь Церкви последних 20-ти лет? Реанимация после серьезной болезни общества коммунизмом удалась?

Я не думаю, что этот процесс завершен, и сегодня уже можно давать какие-то глобальные оценки этим двум десятилетиям как пройденному этапу возрождения. Мы скорее находимся в ситуации, когда для анализа следует собирать оперативную информацию, чтобы скорректировать свой план действий. Ведь, если уж оставаться в рамках этой метафоры, то, несмотря на множество положительных моментов, на сегодняшний день у «пациента» наблюдается и ряд осложнений.

И, в первую очередь, они связаны все с той же блаженной успокоенностью христиан, о которой я уже говорил. Прекращение гонений на Церковь, ее выход из подполья ее же во многом и расслабил. Многие священники забыли, что они являются в первую очередь пастырями, а не требоисполнителями.

Многие миряне забыли, что Церковь — это нечто большее, чем «бюро ритуальных услуг», что все то, о чем мы так усердно ставим свечи — здоровье, благополучие, деньги, успех и т.д. – все это не является ценностью для христианина, и ничего из этого нам не обещал Христос.

В конечном итоге это способствует тому, что религия уже воспринимается не как живое общение с Богом, но либо как часть культуры, либо как национальная идея. Нечто подобное было накануне революции. Если христиане не могут сами поддерживать себя в трезвении, им это помогают сделать более радикальными способами.

Вот об этой трезвости нам следует позаботиться. А точнее, уже новому поколению священников и самих христиан. Пусть их будет немного, пусть в каждом городе их будет хотя бы 12, но настоящих христиан, и этой закваски будет достаточно чтобы поднять все тесто.

- Владыка, не секрет, что в обществе сегодня развернута широкая антицерковная кампания. Как на это реагировать? Как с этим бороться христианам?

Во-первых, не секрет, что эта кампания развернута далеко не сегодня, а с самого момента рождения Церкви. И масштаб ее намного более эпичен, нежели беснование у алтаря четырех девиц.

У нас в Церкви своих проблем хватает помимо плясок на амвоне. Эти девочки просто пустое место по сравнению с нашими собственными церковными кликушами. И вот как раз о них никто не говорит, хотя они разрушают Церковь изнутри.

Они приходят и говорят, что архиерей — это никто, что он не настоящий, батюшка тоже не такой, и вообще в церковь нельзя ходить. В конечном итоге они находят себе «старичка» и вместе с ним смущают нормальных, адекватных верующих.

Вот это проблема. А с этими девушками нет проблем. Здесь все ясно, все на ладони. Они просто хотели показать себя. Герострат тоже сжег храм Артемиды, но не потому, что он был ярым противником язычества, а ради славы. Мне даже самого себя порой приходится одергивать, когда я пытаюсь что-либо сделать для Церкви: главная мысль у меня какая — самовыражение или реальная польза моей Церкви?

И этим девочкам таким специфическим способом тоже захотелось самовыразиться. Поэтому и реакция на них однозначная – отрицательная. А вот с этими кликушами не все так просто. Они все-таки действуют от имени Церкви, как бы во благо. И этот подвох не каждый разгадает.

Что же касается информационной шумихи последних месяцев, то всем нужно помнить, что Церковь — это не только епископы и священники. Церковь — это все христиане. Поэтому когда ругают Церковь, ругают не просто бородатых людей в рясах, а каждого христианина. И, следовательно, ответственны за это тоже все вместе.

Будет весьма удивительным, если те, кто называют себя православными, станут просто сидеть перед телевизором и сетовать: «Где же наша иерархия? Пускай бы хоть кто-нибудь высказался».

Кто такой епископ? Это просто надзиратель, не более. Он может как-то тактически управлять ситуацией, но сами христиане должны быть активны. Ну а то, каким образом мы должны отвечать на все эти выпады, хорошо известно всем нам из Евангелия. И мне к этому нечего добавить.

Беседовал Дмитрий Павлюкевич

Днем 29 июля 2012 г. Преосвященный епископ Нефтекамский Амвросий возглавил молебное пение и установление поклонного креста на месте разрушенного Михаило-Архангельского храма деревни Константиновка Туймазинского района. Его Преосвященству сослужило духовенство Туймазинского благочиния. На установке поклонного креста присутствовали глава администрации деревни Константиновка Хуснутдинов Фанис Ягунтдинович и местное население.

Тема дня

Предстоятель Русской Церкви возглавил хиротонию архимандрита Митрофана (Еврокатова) во епископа Нефтекамского

02 Март 2024

1 марта 2024 года, в день памяти священномученика Ермогена, Патриарха…

Вы здесь: Главная События Анонсы и объявления Информационная служба

Популярные статьи

Последние статьи

Случайные статьи

Публикации