Нефтекамская Епархия | Башкортостанская Митрополия Московский Патриархат

Информационная служба

Эл. почта: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

1 октября 2012 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя открылся XVI Всемирный русский народный собор «Рубежи истории — рубежи России». Церемонию открытия и первое пленарное заседание возглавил глава ВРНС Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Уважаемая Валентина Ивановна! Уважаемый Сергей Борисович! Уважаемый Президиум! Участники XVI Всемирного русского народного собора!

Тема нынешнего Собора — «Рубежи истории — рубежи России». Я хотел бы вместе с вами поразмышлять над этими словами. Смысл первой части фразы понятен: речь идет о памятных датах, которые мы отмечаем в нынешнем году. Гораздо сложнее и глубже, однако, значение второй части, где говорится о рубежах России. Какие рубежи мы имеем в виду? Идет ли речь о чем-то исключительно материальном, осязаемом, вещественном? Или о чем-то большем? О ценностях, идеалах и смыслах, о том, что нельзя измерить в квадратных километрах и в рублях?

Для нас, собравшихся в этом зале, очевидно, что рубежи России — это не только ее географические границы. Вне всякого сомнения, понятие рубежей наполнено духовным смыслом. Оно включает в себя, прежде всего, нравственные границы, нравственные пределы, за которые мы не можем и не должны отступать.

Вспомним слова, произнесенные в суровые дни 1941 года, когда смертельный враг стоял у ворот столицы: «Отступать некуда, позади Москва!» Но не раз и не два в русской истории возникали моменты, когда полчища противника не бряцали оружием и по карте не пролегала линия фронта, однако нашим предкам приходилось произносить такие же священные слова: «Отступать некуда, за нами — наша страна, православные святыни, сердце нашей цивилизации». Наверное, именно такой ответственностью вдохновлялись в свое время Патриархи Гермоген, Тихон и Сергий, святой праведный Иоанн Кронштадтский, святые новомученики и исповедники нашей Церкви.

Сегодня, когда на смену физическим сражениям пришли информационные войны, когда на первое место выдвигается борьба за души людей, мы не должны забывать о существовании священных рубежей, за которые нельзя отступать, тех рубежей Отечества, на защите которых мы должны стоять так же непоколебимо, как стояли наши прадеды на Непрядве, под Бородино или в Сталинграде.

В этом году Россия отмечает три знаменательных юбилея. Это, во-первых, 400 лет изгнания интервентов и окончания Смуты — события, к которому отныне приурочено празднование Дня народного единства. Во-вторых, ровно два столетия назад было разгромлено нашествие дванадесяти языков во главе с Наполеоном Бонапартом, И, наконец, в грядущем ноябре исполняется 70 лет наступления под Сталинградом, которое стало поворотным событием в Великой Отечественной войне и в целом во Второй мировой войне.

Все эти эпохальные события — как в 1612-м, так и в 1812-м и в 1942 году — связаны с самыми драматическими страницами взаимоотношений России и Западной Европы. То были не просто столкновения двух армий. Всякий раз на полях сражений происходило не только сопоставление мощи вооруженных сил, но противоборство идеалов, в которых люди видят смысл жизни и ради которых они готовы идти на смерть.

История отношений России и Запада сложна и противоречива, ее невозможно втиснуть в прокрустово ложе примитивных схем, описать в одном тоне, в одной смысловой гамме. Если мы, вслед за Николаем Данилевским, Арнольдом Тойнби, Сэмюэлом Хантингтоном, признаем, что человечество представляет собой совокупность нескольких культурно-исторических типов, нескольких цивилизационных проектов, то Россию и Запад, безусловно, надо считать самыми близкими цивилизациями на Земле.

Собственно говоря, изначально это была, хотя культурно и многоликая, но, по сути, единая христианская цивилизация, мировоззренческие и этические основы которой сформировались под влиянием неразделенной Церкви.

Рим и вошедшие в орбиту его культурного влияния народы, Византия и христианизированный через миссионерский подвиг Кирилла и Мефодия славянский мир, были объединены единой купелью Христова Крещения. Западная и восточная части христианского мира находились в состоянии диалога и взаимного культурного обогащения. Конечно, отношения между Римом и Византией были далеко не идиллическими, но при всех сложностях и Восток, включая Киевскую Русь и славянский мир, и Запад являли собой единую христианскую европейскую цивилизацию, объединявшую три культурных потока: греческий, латинский и славянский.

Разделение Церквей и последовавшие затем крестовые походы на Восток, как и орденские нашествия на северо-запад Руси, привели к расколу европейской цивилизации.

Впоследствии нашим предкам пришлось не раз противостоять экспансии, защищая свое национальное бытие, свою культуру и духовную идентичность. Надо признать, что на протяжении последних пяти веков мало кто из народов выдержал натиск такой силы, который выдержали мы. И опасность этих агрессий была в том, что не только наши земли и богатство нужны были нашим завоевателям, — им нужны были наши души. То были попытки силой переформатировать духовную и культурную основу народной жизни. Русские люди смогли остановить армии завоевателей, идущих покорять не только нас, но и мир, устоять перед экспансией. И в этом — зримое свидетельство глубины и прочности наших духовных ценностей, свидетельство провиденциального значения нашего мировоззренческого выбора, сделанного еще в 988 году и определившего дальнейший путь развития всей исторической Руси.

Самые важные смыслы русской культуры, самые яркие черты русского характера неразрывно связаны с православным христианством, сохранившим в чистоте учение Древней Церкви. Неслучайно даже зарубежные теоретики цивилизационного учения, рассуждая о России как об особом культурно-историческом явлении, говорят о нашей цивилизации как о православной.

Все три вызова, брошенных нам в 1612-м, 1812-м и в 1942 году, имели не только общие черты, но и свои характерные особенности.

Во времена Смуты, 400 лет назад, мы имели дело с вызовом религиозного характера, когда главной целью нанесенного по Руси удара была сама вера. Сохранить духовное первородство Православия и веру отцов, или дать ассимилировать Русскую Православную Церковь? Именно так стоял вопрос в 1612 году. Очевидно, что если бы тогда не устояла Россия, то прочие православные народы, находившиеся под османским гнетом, также потеряли бы надежду сохранить свою религиозную идентичность. По существу, Минин и Пожарский не просто освобождали Москву от интервентов — они защищали судьбу Вселенского Православия.

В годину наполеоновского нашествия на первое место выдвинулась проблема защиты русской культуры, культурной идентичности — на фоне глобального натиска франкоцентризма, французского языка и культурных стандартов. Неслучайно именно после победы над Наполеоном и освобождения от наложенных в XVIII веке на нашу элиту духовных оков произошел бурный расцвет русской культуры, русской философской мысли, наступил «золотой век» Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Хомякова, Киреевского. Творцам русской культуры была необходима эта победа, чтобы отойти от подражания образцам Парижа и Версаля и обрести веру в силу собственного народа. Кроме того, упразднив геополитический проект Бонапарта, Россия создала благоприятные условия для национально-культурного разнообразия самой Западной Европы.

Наконец, самым страшным испытанием для России стало гитлеровское нашествие. Под угрозой оказалось само физическое существование нашего народа. Но было бы абсолютно неверно представлять Великую Отечественную войну как исключительно войну за выживание. На ее полях решался принципиальный вопрос человеческого бытия, вопрос о справедливости: равны ли люди Земли в своем достоинстве, или же они делятся на высшие и низшие расы? Иными словами: можем ли мы, члены огромной человеческой семьи, по-христиански обращаться друг к другу со словами «Братья и сестры!», либо мы навеки разделены непреодолимыми генетическими и культурными барьерами? Глубоко символично, что обнародованный руководством нашей страны призыв на борьбу с гитлеровским захватчиками начинался словами «Братья и сестры!» и был адресован всем соотечественникам, независимо от их национального происхождения, вероисповедания и политических взглядов.

Это был призыв к общенациональной солидарности, это было обретение понимания ее значения как одной из базисных ценностей, без которых общество обречено на распад и уничтожение.

В минувшем году на Всемирном русском народном соборе мы определили солидарность как силу, связывающую народ, обеспечивающую единство нации, ее целостность, ее жизнеспособность. Обращение к этой силе помогло нашим предкам не только в дни Великой Отечественной войны — оно сыграло решающую роль и в победе над Наполеоном, и в преодолении Смуты. В те дни представители элит — будь то кичливый боярин, усвоивший латынь, или дворянин, большую часть времени изъяснявшийся по-французски, или партийный руководитель, проповедующий доктрины марксизма, — осознали, что без обращения к народу, к его традиции и вере, не станет будущего ни у страны, ни у них самих. Этот урок должен быть усвоен и нынешними элитами, которые должны понимать главное: лишь общество, сплоченное идеалом солидарности, способно стать альтернативой хаосу и распаду. Только такое общество способно дать новый импульс к конструктивному социальному взаимодействию людей — не через принуждение, а через развитие новых и совершенствование традиционных общественных механизмов, основывающихся на базе моральных императивов, на основе «платформы морального большинства».

События 1612-го, 1812-го и 1942 годов — не просто поводы для исторического самоутверждения и проведения помпезных мероприятий. Дни подвига и славы, о которых мы вспоминаем в нынешнем году, — убедительное свидетельство духовной правоты наших предков. У стен Московского Кремля, под Бородино и Сталинградом мы защищали не только независимость России — мы утверждали духовные ценности, которые имеют вселенское, поистине общечеловеческое значение. И мы, преисполненные величайшим уважением к памяти победителей, можем ответственно заявить: их подвиги действительно изменили ход мировой истории.

Память об историческом пути России, о мирных и боевых подвигах ее народа — это тоже священный рубеж нашего Отечества. Убежден: от того, какое представление получат новые поколения о деяниях своих предков, будет зависеть их выбор завтрашнего дня России.

Полагаю, что неслучайно в последнее время мы являемся свидетелями целенаправленных попыток переписать историю России, вычеркнуть из народной памяти или представить в самом мрачном свете ее ключевые события. Чего только стоят усилия наших недоброжелателей в негативных красках представить Крещение Руси, поставить под сомнение факт Куликовской битвы, уравнять нашу страну с фашистской Германией в ответственности за начало Второй мировой войны! Все эти трактовки прошлого преследуют одну цель: посеять в душах людей, в первую очередь молодых, чувство ущербности, спровоцировать желание отречься от своих предков и их наследия.

Мы знаем, в том числе из уроков нашей собственной истории, что народ, утративший исторические ориентиры, отказавшийся от преемственности поколений, легко превращается в объект социальных и идеологических экспериментов. И плата за эти эксперименты слишком высока.

Русская история требует защиты со стороны гражданского общества. Мы не имеем права на безразличие перед лицом попыток ее злонамеренного искажения, мы должны уберечь от разрушения ее ключевые вехи. Это те рубежи, которые мы не имеем права сдать. Ведь сами исторические факты, свидетельствующие о духовной силе нашего народа в годы побед и об извлеченных горьких уроках в годы смут, способны остановить экспансию разрушительных социальных энергий.

Одним из таких свидетельств должно стать общенациональное празднование 400-летия окончания Смуты, которое грядет в следующем месяце. Это событие призвано не просто быть поводом для исторических воспоминаний и публичных дискуссий, а торжеством всероссийского масштаба, которое неизменно будет пробуждать в соотечественниках чувства гражданской ответственности и исторической памяти.

Это празднование состоится после весьма важного, представляющегося действительно историческим события. 17 августа сего года в Королевском дворце в Варшаве мною совместно с митрополитом Юзефом Михаликом, председателем Конференции католических епископов Польши, было подписано Совместное послание народам России и Польши. В этом Послании нет общей трактовки или согласованного комментария трудных страниц нашей истории, но есть что-то, что имеет куда большее значение. Мы договорились оставить историкам решать вопросы истории и взяли на себя ответственность обратиться от имени наших Церквей к народам России и Польши с призывом к взаимному прощению. Никакой, даже самый тщательный исторический анализ неспособен примирить страны и народы, если сохраняется обида в сердце. Примирение через взаимное прощение — это духовный акт, совершаемый умом и сердцем. В основе нашего совместного деяния — ясное осознание невозможности для двух славянских народов, живущих бок о бок, бесконечно питаться негативной энергией исторических обид, проецируя эти обиды на многие сферы двусторонних отношений.

В Послании говорится также о готовности двух Церквей совместно отстаивать христианские ценности в Европе, которые сегодня подвергаются сознательному разрушению.

Если в прошлом цивилизационная граница между Востоком и Западом, совпадающая с границей между Россией и Польшей, нередко обагрялась кровью, то есть надежда, что в нынешней ситуации она может стать местом диалога, направленного на сохранение общих для Востока и Запада христианских основ европейской цивилизации. И что очень важно сейчас понять, — что утрата Западом этих христианских основ, в свою очередь, грозит стать новым цивилизационным барьером между Россией и Европой. Почему? Да потому что Россия, прошедшая через горнило атеистической идеологии и осознавшая весь трагизм построения безбожного общества, на опыте знает, какие угрозы личности несет такое общество.

Уже в нашем, XXI веке народ преодолел еще одну смуту, начавшуюся после распада Советского Союза. События тех лет имели много общего с эпизодами русской истории начала XVII века. Празднуя 400-летие победы, одержанной в 1612 году, мы должны раз и навсегда подвести черту, за которой останутся годы национального унижения, паралича народной воли, нравственного одичания и социального хаоса.

Надо извлечь исторические уроки не только из событий минувших веков, но и из нашего недавнего прошлого. Это нужно для того, чтобы четко различать те мировоззренческие и ценностные координаты, следуя которым, мы будем способны сохранить гражданский мир и государственный суверенитет. Защищая эти ценности, мы должны ясно видеть те нравственные, социальные, культурные, политические границы, которые ни при каких обстоятельствах нельзя сдавать, которыми никогда нельзя поступаться. Только так мы сможем сохранить себя как народ, сохранить нашу страну и нашу цивилизацию.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

 

30 сентября 2012 года воспитанники Воскресной школы кафедрального Свято-Никольского собора города Белебей посетили вместе с родителями и педагогами село Усень-Иваново Белебеевского района дом-музей русской поэтессы Марины Цветаевой и старообрядческую церковь. В поездке приняло участие 52 человека.

По прибытии в село, ребята посетили памятник Цветаевой, установленный одним из первых в России в 1992 году, Дом-музей, где было рассказано о пребывании молодой поэтессы в селе Усень-Иваново в 1911 году, о ее встрече с будущим мужем Сергеем Эфроном, и о  трагической судьбе Марины Ивановны. Смотрителем музея была проведена интересная глубокая беседа о духовных исканиях поэтессы, были прочитаны ее стихи об  Иисусе Христе и Церкви.  

 Также ребятам было рассказано об истории села, в названии которого кроется имя св. Иоанна Крестителя.

Завершилась эта поездка посещением старообрядческой церкви, где воспитанники Воскресной школы узнали об отличиях православной и старообрядческой веры и о культурных традициях старообрядчества.

По завершении экскурсии всех были просто переполнены эмоциями и на обратном пути делились друг с другом впечатлениями.

2 октября 2012 года на восстанавливающуюся колокольню Свято-Никольского Кафедрального собора города Белебей были подняты колокола.

 

В богоборческое время, когда храмы уничтожались, закрывались и использовались под разные нужды Советской властью кануло в бездну. Сейчас храмы восстанавливаются и приобретают былое величие того времени, когда в них совершались молитвы и звучал колокольный звон, созывая верующих на молитву и после богослужения радостно благовествовал о празднуемом событии, переливаясь разными трезвонами.

 

Это событие одно из важных и главных в жизни собора. На нём присутствовали ключарь собора протоиерей Геннадий Плохов с прихожанами, батюшка благословил рабочих перед началом дела, вместе сотворили молитву и под пение тропаря «Спаси Господи люди твоя…», колокола были подняты на звонницу.

Село основано во времена правления Иоанна IV Грозного на месте явления чудотворной иконы Святителя и Чудотворца Николая (Николо-Камской, Николо-Берёзовской, Камско-Берёзовской). Время явления иконы – ~1550 год. По преданию: торговый караван именитых бояр и землевладельцев Строгановых плыл по Каме и был чудесно остановлен среди реки, и только тогда мог продолжать путь, когда сошедшие на левый берег нашли на берёзе икону Свт. Николая. Через некоторое время (по легенде) икона сия побывала и в Москве у царя Иоанна, одарившего её серебряно-вызолоченной ризою. Во время башкирских бунтов и пугачёвщины икона подвергалась опасности, и её неоднократно прятали, даже зарывали в землю. 


Первый храм во имя свт. Николая в виде клети построил П.С. Строганов (видимо один из обретавших) вскоре после обретения, где и была поставлена чудотворная икона. О второй церкви не сохранилось никаких сведений, лишь то, что она тоже была Никольской, возведена была также одним из бояр Строгановых примерно в конце XVI в. и сожжена иноверцами около 1613 г. Третий храм был уже Троицким с Никольским приделом, на месте этого придела после исчезновения церкви был установлен чугунный памятник с надписью, что на сём месте и явилась чудотворная икона (памятник существовал до ~1934 г.). Известно также, что очередную Николоберёзовскую церковь (3-ю или 4-ю?) выжгли пугачёвцы летом 1774 г.


Нынешний кирпичный храм, выстроенный в ~1806-16 гг., по преданию уже 4-й или 5-й в селе. Храмовая (холодная) часть с главным престолом во имя Святыя Живоначальныя Троицы закончена строительством в ~1808 г. (последнее освящение 1882 г.). Архитектура храма трудно поддаётся классифицированию. Главная часть – позднее сдержанное барокко, смешанное с классицизмом: высокий восьмерик на четверике с гранёным куполом и световым восьмеричком на нём. Большая вместительная апсида алтаря. Широкая трапезная часть пристроена к храму, вероятно, в 1880-е гг., заменив собою небольшие старые трапезную и колокольню. Полы в храме мраморные и чугунные. Боковые (тёплые) престолы, примыкают с юга и севера к трапезной: южный – в честь Святителя и Чудотворца Николая (посл. освящ. 1881 г.), северный – во имя великомученицы Екатерины (осв. в 1816 г.). Над придельными алтарями возвышались световые ротонды, завершавшиеся полусферными куполами с восьмеричками. Все три алтаря венчали одинаковые главки, каждая – в виде правильного шара со крестом. 


Но апофеозом архитектурного замысла о храме, его законченной полнотою стала великая четырёхъярусная колокольня, возведённая в ~1902-04 гг. Уникальная для Уфимской губернии и нигде больше не повторённая, эта красно-кирпичная твердыня вознеслась как некий могучий символ Российской Империи. Архитектура – кирпичное необарокко; своеобразный мощный и высокий постамент из двух непохожих ярусов возносит в небо два огромных верхних яруса звона, венчает всё произведение вздутый четырёхлопастный купол с классическим шпилем. Мощный силуэт колокольни стал узнаваемой "визиткою" села, маяком, заметным за десяток вёрст в необозримости камских пространств. 
Крестными ходами почти круглый год чудотворную Николо-Берёзовскую икону носили по сёлам и деревням Бирского, Уфимского и Сарапульского уездов (в Уфе икону принимал Воскресенский собор и ей была воздвигнута Никольская часовня на Трактовой улице). В 1910 и 1914 гг. Николо-Берёзовский храм и строящийся за версту в нагорной части села монастырь посещала будущая вмчца вел. кн. Елизавета Феодоровна Романова. По замыслу архитекторов монастырский соборный храм во имя св. Серафима Саровскаго должен визуально подхватывать через р. Берёзовку колокольню Троицкого-Никольского храма и гармонично сочетаться с нею. 


С приходом советской власти слава и мощь крупного русского купеческого села с пристанью стала меркнуть. Храм был закрыт в марте 1934 г. и жестоко разграблен. Исчезла и ограда из чугунных узорных решёток и чугунных столбов на кирпичном фундаменте. Чудотворная икона исчезла в неизвестность (по одной из версий привезена в Уфу). 


В здании церкви были: склад, кабак, пекарня. В 1970-нач.80-х гг. прибрежная часть села была выселена и подготовлена к затоплению Нижнекамским водохранилищем. Перестройка в стране спасла от разрушения храм и два десятка кирпичных зданий-памятников истории и архитектуры. В 1993 г. был создан благотворительный фонд «Никольский храм», а в 1994-м – Николо-Берёзовский историко-культурный центр.

 
Главным храмоздателем и обустроителем стал известный предприниматель и патриот малой родины Валерий Григорьевич Тетерев. За 10 лет реставрации Троицкого (Никольского) храма восстановлено многое: воссозданы покрытие купола, восьмеричок с маковкою на главном куполе и верх колокольни, заново оштукатурены храмовая и трапезная части и мн. пр. Во втором ярусе колокольни устроен церковно-краеведческий музей села. Но и впереди работы непочатый край: обустройство трапезной части и приделов, устройство трёх иконостасов, росписи стен, воссоздание над обоими приделами уничтоженных главок. И самое главное – окончательная отмена «затопительных планов», оживление нижней части Николо-Берёзовки, реставрация уникального комплекса купеческих зданий-памятников, создание музея-заповедника. 


С 1994 г. в селе по инициативе В.Г. Тетерева при поддержке администрации района и М.А. Чванова проводятся 22-24 мая празднества по случаю дня Николы Вешнего и Дня славянской письменности и культуры (дня св. равноапп. Кирилла и Мефодия). Служба в храме особо торжественная, на прицерковной площади многолюдно: проводятся выставки художников и фотографов, выступления артистов, певцов, разыгрываются театрализованные представления, пляски, звучат народные песни. Несколько лет проводился и праздник колокольного звона, где показали искусство звонари из разных епархий России. 

Дорогие братья и сестры!
Отдел по культуре Уфимской епархии и приход святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей словенских, приглашает принять участие во II ежегодном музыкальном конкурсе «Рождественская овация», приуроченному к Великому празднику Рождества Христова и окончанию Рождественского поста.

В конкурсе могут принять участие все желающие самодеятельные хоровые коллективы Уфимской епархии.
Конкурс будет проводиться в двух номинациях:
1. Церковное пение. В обязательную программу входит исполнение тропаря и кондака Рождества Христова на глас, произвольно – любое песнопение на рождественскую тематику.
2. Народное пение. Обязательно исполнение колядки, произвольно – два любых произведения на рождественскую тематику.

Место проведения конкурса: храм свв. равноапп. Мефодия и Кирилла, г. Уфа ул. Комсомольская 161а.
По всем вопросам можно звонить по телефону 8-9872515386 Елена
Предварительная дата проведения – 9 января 2013 года.

 

26 сентября 2012 года в Совете Федерации Федерального Собрания РФ состоялся круглый стол, посвященный укреплению отношений народов России и Польши и вкладу в этот процесс Русской Православной Церкви и Римско-Католической Церкви Польши.

В работе круглого стола, соорганизаторами которого выступили Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, Синодальный информационный отдел и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, приняли участие представители Русской Православной Церкви: председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион, секретарь ОВЦС по делам дальнего зарубежья протоиерей Сергий Звонарев, исполняющий обязанности секретаря по межхристианским отношениям ОВЦС протоиерей Димитрий Сизоненко.

Римско-Католическую Церковь представлял апостольский нунций в Российской Федерации архиепископ Иван Юркович.

В мероприятии также приняли участие члены Совета Федерации Федерального Собрания РФ, представители Администрации Президента России, Государственной Думы, федеральных министерств и ведомств, общественных организаций.

Мероприятие открылось вступительным словом первого заместителя председателя Совета Федерации А.П. Торшина.

Далее прозвучало выступление митрополита Волоколамского Илариона, посвященное итогам визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Польшу 16-19 августа текущего года. 17 августа 2012 года в Королевском дворце Варшавы Предстоятелем Русской Православной Церкви и председателем Польской католической епископской конференции митрополитом Юзефом Михаликом было подписано Совместное послание народам России и Польши. Данное обращение, ставшее результатом нескольких лет совместной работы, является общей инициативой Русской Православной Церкви и Римско-Католической Церкви Польши.

Суть послания заключается в призыве к примирению и взаимному прощению в духе христианской любви. Политики, общественные деятели, ученые, люди искусства и культуры призываются к развитию диалога, восстановлению взаимного доверия между российским и польским народами. В числе сфер совместных усилий указываются защита института семьи и брака, человеческой жизни, отстаивание традиционных нравственных ценностей.

В своем выступлении митрополит Иларион отметил, что народы России и Польши сегодня постепенно возвращаются к вере своих предков, христианской культуре, руководствуясь религиозным мировоззрением не только в личной, но и в общественной жизни. «Призыв к покаянию и прощению – для нас не политический лозунг, а само основание духовной жизни в Боге, ведущей как к преображению отдельной личности, так и всего общества. Это трудный, но единственно правильный путь», – сказал председатель ОВЦС.

По словам владыки Илариона, события последнего времени (кощунственные акции в Храме Христа Спасителя, спиливание поклонных крестов в Киеве, Челябинске, Санкт-Петербурге и Архангельске, богохульные выставки) побуждают христиан России и Польши объединить усилия в противостоянии этим проявлениям агрессивного секуляризма: «Это не межцерковный корпоративный интерес, а общее делание, цель которого – сохранить веру и нравственность в обществе, не допустить повторения трагических экспериментов построения общественного благополучия без Бога».

Подписанием документа христианские религиозные лидеры России и Польши открыли дорогу для восстановления и укрепления мира и добрососедства двух народов, считает митрополит Иларион. «Теперь необходимы конкретные шаги, направленные на сближение русских и поляков. Мы должны быть терпеливы друг ко другу, возлагая надежды на молодое поколение, которое будет отстаивать идентичность наших народов, выросшую на общем фундаменте христианской цивилизации», – сказал митрополит Иларион в завершение своего выступления.

В числе выступавших также были первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам В.М. Джабаров; член Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике С.Е. Щеблыгин; первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Л.Н Пономарева; заместитель директора Третьего европейского департамента Министерства иностранных дел РФ В.В. Седых; посол Республики Польша в РФ В. Зайончковский; представитель Федеральной польской национально-культурной автономии «Конгресс поляков в России» Г.Б. Романова; апостольский нунций в Российской Федерации архиепископ Иван Юркович.

Собравшиеся высоко оценили значение Совместного послания народам России и Польши как важного вклада в укрепление и развитие отношений двух стран.

В завершение встречи А.П. Торшин поблагодарил митрополита Илариона за информационную и организационную поддержку круглого стола.

Затем состоялся брифинг, на котором председатель Отдела внешних церковных связей ответил на вопросы журналистов.

«Над польским вопросом должны продолжить работу историки и философы. Мы как представители Церквей сделали очень важный шаг для решения этого вопроса. Мы старались посмотреть на отношения между Россией и Польшей, между русским и польскими народами в христианской перспективе, – сказал владыка Иларион. — Когда мы работали над документом, то поняли, что есть такие исторические моменты, по которым между нами всегда будут разногласия, потому что каждая страна имеет не только свою историю, но и свое видение истории. И мы не можем свое видение навязать другому, как не можем отказаться от своего видения в пользу каких-то иных точек зрения. Но мы можем постараться именно в христианской перспективе прощения и примирения взглянуть на наше прошлое, чтобы, освободившись от груза обид и взаимных обвинений, посмотреть в будущее и увидеть, что у нас очень много общих задач, перед нами очень много общих вызовов, и мы можем трудиться вместе для нашего совместного будущего».

Владыка Иларион подчеркнул важность совместного богослужения, совершенного Предстоятелями Русской и Польской Православных Церквей на горе Грабарке в день Преображения Господня. Каждый год в этот день на Грабарку стекаются десятки тысяч православных верующих. «Многие люди идут  пешком из Белостока и даже из Варшавы (это более ста километров). Люди несут кресты и ставят их в этом месте. Вся святая гора уставлена большими и маленькими крестами. Я думаю, это самый красноречивый ответ всем тем, кто сегодня пытается подорвать нашу Церковь путем спиливания крестов. Вместо каждого спиленного креста будет поставлено десять новых крестов», – убежден митрополит Иларион.

Очень важно, по словам Владыки, что документ был оглашен во всех католических церквах Польши, зачитан в Храме Христа Спасителя и через СМИ дошел до всех православных верующих в день его подписания. «Я думаю, что это начало долгого и положительного процесса, — отметил председатель ОВЦС. — Когда через несколько недель мы будем вспоминать 400-летие окончания смуты, то вновь вернемся к тем же самым темам, к тем же самым вопросам и вновь увидим, насколько своевременным и важным был этот документ».

Служба коммуникации ОВЦС

2 октября 2012 года председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион принял участие в Международной научно-практической конференции «Духовный подвиг святых равноапостольных Константина и Елены – начало и торжество христианского мира в истории человечества».

Организаторы конференции, прошедшей в Центральном доме ученых Российской Академии наук, — Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата и Фонд святых равноапостольных Константина и Елены.  Форум приурочен к 1675-летию со дня кончины святого равноапостольного царя Константина и 1700-летию Миланского эдикта.

Открыла  конференцию президент Фонда святых равноапостольных Константина и Елены А.П. Оситис.

От имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла собравшихся приветствовал  митрополит Волоколамский Иларион.

В своем докладе председатель ОВЦС отметил, что Миланский эдикт «вошел в мировую историю как важнейший юридический документ, разделивший две эпохи – языческого Рима и христианской Европы». По свидетельству владыки Илариона, «могущественная государственная машина не смогла справиться с безоружными и даже не сопротивлявшимися христианами, что привело к кардинальным изменениям в империи, инициатором и проводником которых стал святой равноапостольный Константин Великий».

Владыка Иларион подчеркнул, что цель конференции – «осмысление 1700-летнего пути Церкви Христовой от Миланского эдикта до наших дней. И важнейшим в этом осмыслении является ответ на вопрос о будущем христианства, месте и роли христианских ценностей в жизни общества, семьи и отдельной личности».

Приветственное послание Патриаршего экзарха всей Белоруссии митрополита Минского и Слуцкого Филарета в адрес участников форума огласил протоиерей Николай Балаховский.

На пленарном заседании прозвучали выступления председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина;  первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций С.А. Попова;   доцента Московской духовной академии протоиерея Валентина Асмуса; председателя «Всеукраинского союза православных женщин» О.В. Коваленко; доктора исторических наук, профессора, декана историко-филологического факультета Российского православного университета С. В. Перевезенцева; заслуженного юриста России, доктора юридических наук, заместителя директора Федеральной службы исполнения наказаний А.М. Величко; действительного члена Академии Российской словесности, члена Союза писателей России, профессора Ноттингемского университета (Великобритания) Л.Н. Васильевой и других.

Сомодераторами конференции выступили секретарь ОВЦС по делам дальнего зарубежья протоиерей Сергий Звонарёв и  президент Фонда святых равноапостольных Константина и Елены А.П. Оситис.

Служба коммуникации ОВЦС

 

В Архангельской епархии создан центр по изучению и сохранению памяти новомучеников и исповедников Российских. Руководит объединением историк-краевед Н. Суханов.

Центр состоит из музея новомучеников и исповедников Российских, отделов православного краеведения и археолого-поисковой работы, дирекции крестных ходов и паломнической службы.

В задачи объединения входит проведение традиционного крестного хода во имя новомучеников и исповедников Российских от музея деревянного зодчества «Малые Корелы» в с. Лявлю, разработка маршрутов новых крестных ходов к местам расстрелов, обустройство мемориалов на местах массовых захоронений и сбор материалов для комиссии по канонизации.

Центр по изучению и сохранению памяти о новомучениках и исповедниках Российских создан во исполнение определения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2011 года «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших». В соборном определении указывается на необходимость «активно укреплять в обществе памяти о новомучениках как примере стояния в вере», содержится призыв «умножить усилия для распространения в народе почитания святых новомучеников и исповедников».

Архангельская епархия/Патриархия.ru

1 октября 2012 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион принял в ОВЦС группу офицеров Военно-воздушных сил России.

В состав группы вошли генерал-лейтенант Дальней авиации М.М. Опарин, полковники В.В. Петров, В.И. Козлов, В.Н. Белашенко, А.Ю. Яблонских, подполковник С.В. Терехов.

Владыка тепло поздравил гостей со знаменательным юбилеем — 100-летием российской авиации, отмечаемым в нынешнем году.

Глава делегации генерал-лейтенант М.М. Опарин отметил традиционно дружественные отношения с Русской Православной Церковью российских авиаторов, в частности, преподавателей Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина в подмосковном Монино, напомнив, что они имели возможность неоднократно встречаться со Святейшим Патриархом Кириллом в бытность его председателем ОВЦС. По мнению М.М.Опарина, нынешнее посещение Отдела внешних церковных связей продолжает эту добрую традицию.

Гости рассказали о современном положении российской военной авиации. М.М. Опарин вручил митрополиту Илариону памятную медаль «100 лет авиации России», а также преподнес книгу одного из основоположников российского авиастроения И.И. Сикорского «Небо и Небеса».

На память о встрече председатель ОВЦС подарил каждому из гостей свою книгу «Как обрести веру», фильм о Святейшем Патриархе Кирилле и аудиодиски с записями своих музыкальных произведений.

Во встрече также участвовал секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

 

1 октября 2012 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры митрополит Волоколамский Иларион принял директора Государственного архива Российской Федерации, заведующего кафедрой отечественной истории XIX - начала XX вв. Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова профессора С.В. Мироненко.

В ходе беседы, которая прошла в стенах Общецерковной аспирантуры, были затронуты вопросы взаимодействия учебного заведения с архивом, в том числе проблемы подготовки публикаций документов по истории Русской Православной Церкви и династии Романовых.

Митрополит Иларион поблагодарил гостя учебного заведения за содействие в организации курсов подготовки церковных архивистов, которые пройдут в ближайшее время в Общецерковной аспирантуре и в Российском государственном гуманитарном университете.

С.В. Мироненко и митрополит Иларион подписали соглашения о сотрудничестве Общецерковной аспирантуры и Государственного архива Российской Федерации.

На встрече присутствовал секретарь Ученого совета Общецерковной аспирантуры и докторантуры А.И. Мраморнов, ответственный за взаимодействие учебного заведения с архивными учреждениями.

Общецерковная аспирантура и докторантура/Патриархия.ru

Вы здесь: Главная События Епархиальные новости Информационная служба

Популярные статьи