Нефтекамская Епархия | Башкортостанская Митрополия Московский Патриархат

Информационная служба

Эл. почта: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

6 октября 2012 во второй половине дня в женской обители в честь Смоленско-Бугабашской иконы Божией матери села Бугабаш Бакалинского района состоялся чин закладки камня в основание строящегося храма во имя преподобного Сергия игумена Радонежского и всея России чудотворца.

 

Чин закладки по благословению епископа Нефтекамского Амвросия, возглавил протоиерей Алексий Тихонов, секретарь Епархиального управления. Сослужил ему священник Константин Зырянов, духовник женского монастыря. Диаконский чин возглаил протодиакон Георгий Заварский, благочинный Петро-Павловского кафедрального собора города Нефтекамск.

 

На богослужении молилась настоятельница обители игуменья Моисея с сестрами и жители близ лежащего села Бугабаш. По окончании чина закладки храма протоиерей Алексий обратился к верующим с поучительным словом и поздравил матушку игуменью с сестрами и прихожан монастыря со знаменательным и историческим событием для обители, закладки камня в основание храма Божия.

4 октября 2012 года Священный Синод Русской Православной Церкви удовлетворил прошение Преосвященного епископа Амвросия об изменении титула "Белебеевский". Было поставлено (Журнал № 100) Преосвященному Амвросию именоваться "епископом Нефтекамским и Бирским", так как город Бирск имеет более удобное месторасположение для встреч духовенства с архиереем и общих встреч духовенства. Кроме того, здесь находится самый большой храм епархии - Свято-Троицкий кафедральный собор.

Также Священный Синод (Журнал № 103/5) Преосвященного Амвросия, епископа Нефтекамского и Бирского утвердил в должности настоятеля, священноархимандрита, Пророко-Илиинского мужского монастыря села Месягутово Дуванского района Республики Башкортостан. В связи с назначением на должность священноархимандрита Пророко-Илиинского монастыря Преосвященного епископа Амвросия, Священный Синод (Журнал № 104/6) освободил игумена Луку (Выштыкалюка)  от должности настоятеля означенной обители.

Главе Башкортостанской митрополии Русской Православной Церкви (Московского Патриархата), Митрополиту Уфимскому и Стерлитамакскому Никону.

Уважаемый владыка! Примите мои сердечные поздравления с Днем рождения.

Многие годы вы выполняете благородную архипастырскую миссию в республике. Вы активно способствуете развитию Башкортостанской митрополии Московского Патриархата Русской Православной Церкви, приобщению людей к церковной традиции, сохранению духовности и нравственности.

Желаю Вам крепкого здоровья и благополучия. Новых духовных сил для добрых дел во благо Отечества.

С уважением, Президент Республики Башкортостан Р. Хамитов

 

Управляющему Уфимским епархиальным управлением РПЦ, Митрополиту Никону.

Ваше Высокопреосвященство! Сердечно поздравляю вас с Днем рождения! Вы снискали уважение и авторитет общества за последовательные выступления против проявлений экстремизма и ксенофобии, мужественное отстаивание традиционных ценностей Православия, активную деятельность по гармонизации межнациональных отношений в обществе.

Примите пожелания здоровья, счастья и благополучия, благочестивых и добрых дел, чистых помыслов на благо дальнейшего процветания многонационального Башкортостана и всей России!

С уважением, Председатель Государственного Собрания-Курултая Республики Башкортостан К.Толкачев

 

Управляющему Уфимской епархией РПЦ, митрополиту Уфимскому и Стерлитамакскому Никону.

Примите сердечные поздравления по случаю Дня Вашего рождения, а также пожелания крепкого здоровья добрых и ясных дней, бодрости духа, семейного благополучия, прекрасного настроения! Пусть Вам всегда сопутствует удача а также любовь и внимание близких! Профессиональных вам успехов во благо нашей Родины и нашего народа!

Заместитель председателя Комитета по жилищной политике и ЖКХ Государственной Думы Российской Федерации П.Р. Качкаев

 

Главе Башкортостанской митрополии, управляющему архиерею Уфимской епархии Русской Православной Церкви (Московского Патриархата), митрополиту Уфимскому и Стерлитамакскому Никону.

Ваше Высокопреосвященство!

От имени коллектива Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан и от себя лично сердечно поздравляю Вас с Днем рождения.

В этот торжественный и памятный для Вас день, примите искренние пожелания крепкого здоровья и счастья, радости и дальнейших успехов в Вашей богоугодной деятельности на благо Отечества!

С уважением, Министр внутренних дел по Республике Башкортостан М.И.Закомалдин.

 

Уважаемый Владыка Никон!

Руководство, коллегия и личный состав Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Башкортостан поздравляют Вас с Днем рождения!

На протяжении многих лет Вы свидетельствуете о вечных истинах, преображающей силе Православия, призывая людей к деятельной вере, милосердию, искренней любви, межнациональному согласию. Своим внимательным отношением к людям, заботой о возрождении духовности и нравственности, восстановлении православных святынь и традиций, Вы снискали искреннее уважение всех жителей нашей родной республики.

Желаем Вам крепкого здоровья и благополучия, неиссякаемой энергии и дальнейших успехов в деле служения Отечеству!

Врио начальника Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Башкортостан Т.А.Ибрагимов.

 

Ваше Высокопреосвященство!

От имени коллектива Управления государственного автодорожного надзора по республике Башкортостан Федеральной службы в сфере транспорта и от себя лично, сердечно поздравляю Вас с Днем Рождения!

Вся Ваша жизнь – яркий пример верности своему призванию и служения Господу! В этот праздничный день от всей души желаю Вам, уважаемый Владыка, доброго здоровья на многие годы и благословенных успехов в Вашем многотрудном архипастырском служении.

С Уважением, Начальник Управления государственного автодорожного надзора по республике Башкортостан Федеральной службы в сфере транспорта С.Н.Мережко 

 

Главе Башкортостанской митрополии Русской Православной Церкви (Московского Патриархата), Митрополиту Уфимскому и Стерлитамакскому Никону.

Уважаемый владыка Никон!

Примите мои самые искренние поздравления с днем рождения! Под вашим началом несет высокую миссию Башкортостанская Митрополия Московского Патриархата Русской Православной Церкви. Своим личным примером, проявляя приверженность к общечеловеческим ценностям мира, справедливости и добра, Вы оказываете большое влияние на улучшение нравственного состояния и духовное обновление общества.

От всей души желаю Вам, Ваше Высокопреосвященство, крепкого здоровья и благополучия, новых свершений в вашем благородном служении!

С уважением, Управляющий делами Президента Республики Башкортостан А.П.Трухан

 

Митрополиту Уфимскому и Стерлитамакскому Никону, управляющему Уфимской епархией Русской Православной Церкви.

Уважаемый владыка Никон!

Поздравляем Вас с Днем Рождения! Желаем доброго здоровья, благополучия, успехов и новых достижений в Вашей деятельности на благо Республики Башкортостан и ее столицы!

Председатель Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан Е.А.Семивеличенко,

Глава Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан И.И.Ялалов

 

Уфимскому и Стерлитамакскому владыке Никону

Уважаемый владыка Никон!

От всей души поздравляю вас с Днем рождения! Желаю Вам счастья, мира, любви, тепла и бесконечного числа радостных моментов, которые дарит общение с близкими друзьями и единомышленниками! Пусть на Вашем пути встречаются только добрые светлые люди, а яркие события и свершения озаряют его положительными эмоциями! Крепкого вам здоровья долгих лет и счастливой жизни!

Глава Администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан Р.А.Рахматуллин.

 

Ваше Высокопреосвященство, митрополит Никон!

Примите мои самые искренние поздравления по случаю дня Вашего рождения!

Пусть Ваша жизнь всегда остается наполненной плодотворным трудом и творческими свершениями, а успех и удача сопутствуют всем Вашим начинаниям!

Пусть радостью и теплом будет наполнен для Вас этот знаменательный день, а минуты душевного комфорта станут источником силы и бодрости духа!

С уважением, Член Совета Федерации Федерального Собрания России А.М. Бондарчук.

 

Члену Общественной палаты Российской Федерации, Никону, Митрополиту Уфимскому и Стерлитамакскому.

Ваше Высокопреосвященство! Примите самые искренние поздравления с Днём Вашего рождения!

От всей души желаю Вам крепкого здоровья, счастья, всемерного благополучия, творческих успехов в деле развития гражданского общества, защите прав и свобод граждан России.

С уважением, Член Общественной палаты Российской Федерации В.Г.Михайлов

 

Уважаемый Митрополит Никон!

Поздравляю Вас с Днем рождения! Желаю Вам здоровья, счастья, личного и семейного благополучия, мира в душе, гармонии и вдохновения! Пусть в работе Вас всегда сопровождают достойные соратники, коллеги и во всем сопутствует удача!

Председатель Федерации профсоюзов Камчатки, Член Общественной палаты РФ А.В.Зимин

 

Митрополиту Уфимскому и Стерлитамакскому владыке Никону.

Ваше Высокопреосвященство!

Примите мои искренние поздравления по случаю вашего Дня рождения! Хочу пожелать Вам успехов и благополучия на работе и дома, счастья и здоровья вам и вашим близким!

Генеральный директор Госкорпорации РОСАТОМ С.В.Кириенко

 

Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Никону, митрополиту Уфимскому и Стерлитамакскому.

Ваше Высокопреосвященство, уважаемый владыка Никон!

Примите сердечные поздравления Днем Вашего рождения.

От всего сердца желаю вам крепкого здоровья, духовной радости и любви, благополучия и долгоденствия, помощи Божией в новых свершениях во славу Русской Православной Церкви и родного Отечества.

Позвольте выразить вам искреннюю благодарность и признательность за укрепление мира, согласия и стабильности жизни людей, сохранение и приумножение духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей святого Православия, постоянное деятельное служение добру и справедливости, неустанное социальное служение, благотворительность и милосердие.

Пусть хранит вас Господь в добром здравии и благоденствии на многая многая лета.

С уважением, губернатор Кемеровской области А.Тулеев

 

Управляющему Уфимской епархией Русской Православной Церкви митрополиту Уфимскому и Стерлитамакскому Никону.

Ваше Высокопреосвященство! Уважаемый владыка Никон!

От имени коллектива Башкирской академии государственной службы и
управления при Президенте Республики Башкортостан и от себя лично, поздравляю Вас с Днем рождения! Желаю Вам крепкого здоровья и счастья, долгих лет жизни, благополучия, дальнейших успехов в деле служения Отечеству

Ректор БАГСУ С.Н.Лаврентьев

 

Глубокоуважаемый Высокопреосвященнейший Митрополит Уфимский и Стерлитамакский Никон!

Искренне, от всего сердца поздравляю Вас с Днем Рождения. Желаю Вам крепкого здоровья, радости чистого сердца, любви, помощи Божией в Вашем нелегком труде служения Богу и ближним. Надеемся на продолжение дальнейших плодотворных духовных контактов в Вами.

Ректор САМГУПС А.В.Ковтунов

 

Ваше Высокопреосвященство, митрополит Никон!

Примите самые теплые поздравления по случаю вашего Дня рождения!

Разрешите выразить Вам признание за Ваше служе­ние и слово, которое вы несете людям.

Искренне желаю Вам доброго здоровья, мира и радо­сти, неиссякаемой энергии и прекрасного настроения, дол­годенствия и Божьей помощи в дальнейшем служении.

С уважением, Генеральный директор компании «Респект»,Председатель Совета Союза предпринимателей г. Уфы О.Л.Одинокова.

 

Митрополиту Уфимскому и Стерлитамакскому Никону

Ваше высокопреосвященство, уважаемый владыка Никон! Сердечно поздравляю Вас с днем рождения! От всей души желаю вам многая и благая лета, здоровья и свойственной Вам духовной стойкости.

С глубоким уважением, Ванок Е.В.

 

Ваше Высокопреосвященство Высокопреосвященнейший Митрополит Никон!

Сердечно поздравляем Вас с Днем рождения!

В этот памятный день желаем Вам, крепости душевных и телесных сил, мудрости, терпения и благословенных успехов в Вашем дальнейшем служении во благо Святой Церкви.

Да хранит Вас Господь в здравии и благоденствии на многая и благая лета!

С уважением, генеральный директор ЗАО Инженерный центр «Грант» В.О.Савченко и коллектив работников.

 

Митрополиту Никону.

Ваше Высокопреосвященство, досточтимый владыко Никон! Примите сердечные поздравления от тружеников ООО ХПП «Софрино» РПЦ и от меня лично с Днем рождения!

Мы от души желаем Вам, владыко, доброго здоровья, долгоденствия, мира и благополучия, щедрой всесильной помощи Божией в Ваших усердных и плодотворных архипастырских трудах на многая и благая лета!

Испрашивая ваших молитв и благословения, с уважением, Генеральный директор ООО ХПП «Софрино» РПЦ, Пархаев Е.А.

3 октября 2012 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион принял посла Российской Федерации в Республике Сербия А.В. Чепурина.

Во встрече участвовали секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук и сотрудник секретариата ОВЦС по делам дальнего зарубежья иеродиакон Роман (Киселев).

От имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла председатель ОВЦС вручил А.В. Чепурину Патриаршую грамоту во внимание к трудам на благо Церкви Христовой и в связи с 60-летием со дня рождения.

В ходе беседы, прошедшей в дружественной обстановке, стороны обсудили различные вопросы российско-сербских отношений.

Митрополит Иларион отметил высокий уровень взаимодействия Отдела внешних церковных связей с посольством России в Сербии и поздравил собеседника с назначением главой дипломатической миссии в этой стране. В свою очередь А.В. Чепурин выразил готовность продолжить плодотворное сотрудничество с Русской Православной Церковью на новом месте своей дипломатической службы.

В завершение встречи архипастырь вручил дипломату книгу «На службе Церкви. К 65-летию Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата».

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

4 октября 2012 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Свято-Даниловом монастырепод председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла открылось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви.

Постоянными членами Священного Синода являются: митрополит Киевский и всея Украины Владимир; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир; митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир; митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Волоколамский Иларион, председательОтдела внешних церковных связей Московского Патриархата.

Решением Священного Синода от 5 октября 2011 года (журнал № 99) в число постоянных членов Священного Синода Русской Православной Церкви включены митрополит Астанайский и Казахстанский Александр и митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий — с последующим утверждением этого решения Архиерейским Собором.

Для участия в зимней сессии (сентябрь-февраль) 2012-2013 гг. также приглашены митрополит Омский и Таврический Владимир,митрополит Пензенский и Нижнеломовский Вениамин, архиепископ Хустский и Виноградовский Марк, архиепископ Мурманский и Мончегорский Симон, епископ Тираспольский и Дубоссарский Савва.

Открывая заседание, Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся со вступительным словом:

«Сердечно приветствую всех членов Священного Синода — постоянных и временных.

Сегодня у нас предпоследнее заседание в этом году — начало осенне-зимней сессии. Я хотел бы особенно приветствовать новых временных членов Синода, которые присоединились к нам на этой сессии. Мы продолжим работу, которую осуществляли в течение всего года, в том числе по созданию новых епархий, открытию митрополий, по решению важных кадровых вопросов.

Сегодня нам предстоит рассмотреть целый ряд вопросов, связанных с замещением вакансий на архиерейские кафедры, которые открыты в регионах Российской Федерации, и, кроме того, обсудить вопрос создания еще двух митрополий на территории России.

В повестке дня также оценка и рассмотрение различных аспектов, связанных с поездками Патриарха, в том числе за рубеж.

Я хотел бы обратить ваше особое внимание на то, что произошло во время моего визита в Польшу, когда вместе с руководством Католической Церкви Польши мы подписали совместное Послание к народам России и Польши. Этот документ получил высокую оценку как в православном, так и в католическом мире, а также у светской общественности. Полагаю, что мы с вами должны обратить внимание на это Послание, и важно, чтобы со стороны Церкви также было получено одобрение этого документа. Конференция католических епископов в Польше на своем заседании тайно голосовала еще за проект документа и единогласно его поддержала. У нас с вами несколько иная процедура — Синод одобряет такие документы постфактум. Но, тем не менее, важно придать этому Посланию соответствующий церковно-канонический авторитет.

Будет рассмотрен целый ряд вопросов, связанных с внешней деятельностью Русской Православной Церкви, и, как всегда, кадровые вопросы, связанные с деятельностью наших учебных заведений и монастырей.

В повестке дня — 23 вопроса».

Во внимание к усердным архипастырским трудам на благо Церкви и в связи с 60-летием со дня рождения митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир был награжден орденом преподобного Сергия Радонежского I степени.

Журналы Синода будут опубликованы по завершении заседания.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

1 октября 2012 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя открылся XVI Всемирный русский народный собор «Рубежи истории — рубежи России». Церемонию открытия и первое пленарное заседание возглавил глава ВРНС Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Уважаемая Валентина Ивановна! Уважаемый Сергей Борисович! Уважаемый Президиум! Участники XVI Всемирного русского народного собора!

Тема нынешнего Собора — «Рубежи истории — рубежи России». Я хотел бы вместе с вами поразмышлять над этими словами. Смысл первой части фразы понятен: речь идет о памятных датах, которые мы отмечаем в нынешнем году. Гораздо сложнее и глубже, однако, значение второй части, где говорится о рубежах России. Какие рубежи мы имеем в виду? Идет ли речь о чем-то исключительно материальном, осязаемом, вещественном? Или о чем-то большем? О ценностях, идеалах и смыслах, о том, что нельзя измерить в квадратных километрах и в рублях?

Для нас, собравшихся в этом зале, очевидно, что рубежи России — это не только ее географические границы. Вне всякого сомнения, понятие рубежей наполнено духовным смыслом. Оно включает в себя, прежде всего, нравственные границы, нравственные пределы, за которые мы не можем и не должны отступать.

Вспомним слова, произнесенные в суровые дни 1941 года, когда смертельный враг стоял у ворот столицы: «Отступать некуда, позади Москва!» Но не раз и не два в русской истории возникали моменты, когда полчища противника не бряцали оружием и по карте не пролегала линия фронта, однако нашим предкам приходилось произносить такие же священные слова: «Отступать некуда, за нами — наша страна, православные святыни, сердце нашей цивилизации». Наверное, именно такой ответственностью вдохновлялись в свое время Патриархи Гермоген, Тихон и Сергий, святой праведный Иоанн Кронштадтский, святые новомученики и исповедники нашей Церкви.

Сегодня, когда на смену физическим сражениям пришли информационные войны, когда на первое место выдвигается борьба за души людей, мы не должны забывать о существовании священных рубежей, за которые нельзя отступать, тех рубежей Отечества, на защите которых мы должны стоять так же непоколебимо, как стояли наши прадеды на Непрядве, под Бородино или в Сталинграде.

В этом году Россия отмечает три знаменательных юбилея. Это, во-первых, 400 лет изгнания интервентов и окончания Смуты — события, к которому отныне приурочено празднование Дня народного единства. Во-вторых, ровно два столетия назад было разгромлено нашествие дванадесяти языков во главе с Наполеоном Бонапартом, И, наконец, в грядущем ноябре исполняется 70 лет наступления под Сталинградом, которое стало поворотным событием в Великой Отечественной войне и в целом во Второй мировой войне.

Все эти эпохальные события — как в 1612-м, так и в 1812-м и в 1942 году — связаны с самыми драматическими страницами взаимоотношений России и Западной Европы. То были не просто столкновения двух армий. Всякий раз на полях сражений происходило не только сопоставление мощи вооруженных сил, но противоборство идеалов, в которых люди видят смысл жизни и ради которых они готовы идти на смерть.

История отношений России и Запада сложна и противоречива, ее невозможно втиснуть в прокрустово ложе примитивных схем, описать в одном тоне, в одной смысловой гамме. Если мы, вслед за Николаем Данилевским, Арнольдом Тойнби, Сэмюэлом Хантингтоном, признаем, что человечество представляет собой совокупность нескольких культурно-исторических типов, нескольких цивилизационных проектов, то Россию и Запад, безусловно, надо считать самыми близкими цивилизациями на Земле.

Собственно говоря, изначально это была, хотя культурно и многоликая, но, по сути, единая христианская цивилизация, мировоззренческие и этические основы которой сформировались под влиянием неразделенной Церкви.

Рим и вошедшие в орбиту его культурного влияния народы, Византия и христианизированный через миссионерский подвиг Кирилла и Мефодия славянский мир, были объединены единой купелью Христова Крещения. Западная и восточная части христианского мира находились в состоянии диалога и взаимного культурного обогащения. Конечно, отношения между Римом и Византией были далеко не идиллическими, но при всех сложностях и Восток, включая Киевскую Русь и славянский мир, и Запад являли собой единую христианскую европейскую цивилизацию, объединявшую три культурных потока: греческий, латинский и славянский.

Разделение Церквей и последовавшие затем крестовые походы на Восток, как и орденские нашествия на северо-запад Руси, привели к расколу европейской цивилизации.

Впоследствии нашим предкам пришлось не раз противостоять экспансии, защищая свое национальное бытие, свою культуру и духовную идентичность. Надо признать, что на протяжении последних пяти веков мало кто из народов выдержал натиск такой силы, который выдержали мы. И опасность этих агрессий была в том, что не только наши земли и богатство нужны были нашим завоевателям, — им нужны были наши души. То были попытки силой переформатировать духовную и культурную основу народной жизни. Русские люди смогли остановить армии завоевателей, идущих покорять не только нас, но и мир, устоять перед экспансией. И в этом — зримое свидетельство глубины и прочности наших духовных ценностей, свидетельство провиденциального значения нашего мировоззренческого выбора, сделанного еще в 988 году и определившего дальнейший путь развития всей исторической Руси.

Самые важные смыслы русской культуры, самые яркие черты русского характера неразрывно связаны с православным христианством, сохранившим в чистоте учение Древней Церкви. Неслучайно даже зарубежные теоретики цивилизационного учения, рассуждая о России как об особом культурно-историческом явлении, говорят о нашей цивилизации как о православной.

Все три вызова, брошенных нам в 1612-м, 1812-м и в 1942 году, имели не только общие черты, но и свои характерные особенности.

Во времена Смуты, 400 лет назад, мы имели дело с вызовом религиозного характера, когда главной целью нанесенного по Руси удара была сама вера. Сохранить духовное первородство Православия и веру отцов, или дать ассимилировать Русскую Православную Церковь? Именно так стоял вопрос в 1612 году. Очевидно, что если бы тогда не устояла Россия, то прочие православные народы, находившиеся под османским гнетом, также потеряли бы надежду сохранить свою религиозную идентичность. По существу, Минин и Пожарский не просто освобождали Москву от интервентов — они защищали судьбу Вселенского Православия.

В годину наполеоновского нашествия на первое место выдвинулась проблема защиты русской культуры, культурной идентичности — на фоне глобального натиска франкоцентризма, французского языка и культурных стандартов. Неслучайно именно после победы над Наполеоном и освобождения от наложенных в XVIII веке на нашу элиту духовных оков произошел бурный расцвет русской культуры, русской философской мысли, наступил «золотой век» Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Хомякова, Киреевского. Творцам русской культуры была необходима эта победа, чтобы отойти от подражания образцам Парижа и Версаля и обрести веру в силу собственного народа. Кроме того, упразднив геополитический проект Бонапарта, Россия создала благоприятные условия для национально-культурного разнообразия самой Западной Европы.

Наконец, самым страшным испытанием для России стало гитлеровское нашествие. Под угрозой оказалось само физическое существование нашего народа. Но было бы абсолютно неверно представлять Великую Отечественную войну как исключительно войну за выживание. На ее полях решался принципиальный вопрос человеческого бытия, вопрос о справедливости: равны ли люди Земли в своем достоинстве, или же они делятся на высшие и низшие расы? Иными словами: можем ли мы, члены огромной человеческой семьи, по-христиански обращаться друг к другу со словами «Братья и сестры!», либо мы навеки разделены непреодолимыми генетическими и культурными барьерами? Глубоко символично, что обнародованный руководством нашей страны призыв на борьбу с гитлеровским захватчиками начинался словами «Братья и сестры!» и был адресован всем соотечественникам, независимо от их национального происхождения, вероисповедания и политических взглядов.

Это был призыв к общенациональной солидарности, это было обретение понимания ее значения как одной из базисных ценностей, без которых общество обречено на распад и уничтожение.

В минувшем году на Всемирном русском народном соборе мы определили солидарность как силу, связывающую народ, обеспечивающую единство нации, ее целостность, ее жизнеспособность. Обращение к этой силе помогло нашим предкам не только в дни Великой Отечественной войны — оно сыграло решающую роль и в победе над Наполеоном, и в преодолении Смуты. В те дни представители элит — будь то кичливый боярин, усвоивший латынь, или дворянин, большую часть времени изъяснявшийся по-французски, или партийный руководитель, проповедующий доктрины марксизма, — осознали, что без обращения к народу, к его традиции и вере, не станет будущего ни у страны, ни у них самих. Этот урок должен быть усвоен и нынешними элитами, которые должны понимать главное: лишь общество, сплоченное идеалом солидарности, способно стать альтернативой хаосу и распаду. Только такое общество способно дать новый импульс к конструктивному социальному взаимодействию людей — не через принуждение, а через развитие новых и совершенствование традиционных общественных механизмов, основывающихся на базе моральных императивов, на основе «платформы морального большинства».

События 1612-го, 1812-го и 1942 годов — не просто поводы для исторического самоутверждения и проведения помпезных мероприятий. Дни подвига и славы, о которых мы вспоминаем в нынешнем году, — убедительное свидетельство духовной правоты наших предков. У стен Московского Кремля, под Бородино и Сталинградом мы защищали не только независимость России — мы утверждали духовные ценности, которые имеют вселенское, поистине общечеловеческое значение. И мы, преисполненные величайшим уважением к памяти победителей, можем ответственно заявить: их подвиги действительно изменили ход мировой истории.

Память об историческом пути России, о мирных и боевых подвигах ее народа — это тоже священный рубеж нашего Отечества. Убежден: от того, какое представление получат новые поколения о деяниях своих предков, будет зависеть их выбор завтрашнего дня России.

Полагаю, что неслучайно в последнее время мы являемся свидетелями целенаправленных попыток переписать историю России, вычеркнуть из народной памяти или представить в самом мрачном свете ее ключевые события. Чего только стоят усилия наших недоброжелателей в негативных красках представить Крещение Руси, поставить под сомнение факт Куликовской битвы, уравнять нашу страну с фашистской Германией в ответственности за начало Второй мировой войны! Все эти трактовки прошлого преследуют одну цель: посеять в душах людей, в первую очередь молодых, чувство ущербности, спровоцировать желание отречься от своих предков и их наследия.

Мы знаем, в том числе из уроков нашей собственной истории, что народ, утративший исторические ориентиры, отказавшийся от преемственности поколений, легко превращается в объект социальных и идеологических экспериментов. И плата за эти эксперименты слишком высока.

Русская история требует защиты со стороны гражданского общества. Мы не имеем права на безразличие перед лицом попыток ее злонамеренного искажения, мы должны уберечь от разрушения ее ключевые вехи. Это те рубежи, которые мы не имеем права сдать. Ведь сами исторические факты, свидетельствующие о духовной силе нашего народа в годы побед и об извлеченных горьких уроках в годы смут, способны остановить экспансию разрушительных социальных энергий.

Одним из таких свидетельств должно стать общенациональное празднование 400-летия окончания Смуты, которое грядет в следующем месяце. Это событие призвано не просто быть поводом для исторических воспоминаний и публичных дискуссий, а торжеством всероссийского масштаба, которое неизменно будет пробуждать в соотечественниках чувства гражданской ответственности и исторической памяти.

Это празднование состоится после весьма важного, представляющегося действительно историческим события. 17 августа сего года в Королевском дворце в Варшаве мною совместно с митрополитом Юзефом Михаликом, председателем Конференции католических епископов Польши, было подписано Совместное послание народам России и Польши. В этом Послании нет общей трактовки или согласованного комментария трудных страниц нашей истории, но есть что-то, что имеет куда большее значение. Мы договорились оставить историкам решать вопросы истории и взяли на себя ответственность обратиться от имени наших Церквей к народам России и Польши с призывом к взаимному прощению. Никакой, даже самый тщательный исторический анализ неспособен примирить страны и народы, если сохраняется обида в сердце. Примирение через взаимное прощение — это духовный акт, совершаемый умом и сердцем. В основе нашего совместного деяния — ясное осознание невозможности для двух славянских народов, живущих бок о бок, бесконечно питаться негативной энергией исторических обид, проецируя эти обиды на многие сферы двусторонних отношений.

В Послании говорится также о готовности двух Церквей совместно отстаивать христианские ценности в Европе, которые сегодня подвергаются сознательному разрушению.

Если в прошлом цивилизационная граница между Востоком и Западом, совпадающая с границей между Россией и Польшей, нередко обагрялась кровью, то есть надежда, что в нынешней ситуации она может стать местом диалога, направленного на сохранение общих для Востока и Запада христианских основ европейской цивилизации. И что очень важно сейчас понять, — что утрата Западом этих христианских основ, в свою очередь, грозит стать новым цивилизационным барьером между Россией и Европой. Почему? Да потому что Россия, прошедшая через горнило атеистической идеологии и осознавшая весь трагизм построения безбожного общества, на опыте знает, какие угрозы личности несет такое общество.

Уже в нашем, XXI веке народ преодолел еще одну смуту, начавшуюся после распада Советского Союза. События тех лет имели много общего с эпизодами русской истории начала XVII века. Празднуя 400-летие победы, одержанной в 1612 году, мы должны раз и навсегда подвести черту, за которой останутся годы национального унижения, паралича народной воли, нравственного одичания и социального хаоса.

Надо извлечь исторические уроки не только из событий минувших веков, но и из нашего недавнего прошлого. Это нужно для того, чтобы четко различать те мировоззренческие и ценностные координаты, следуя которым, мы будем способны сохранить гражданский мир и государственный суверенитет. Защищая эти ценности, мы должны ясно видеть те нравственные, социальные, культурные, политические границы, которые ни при каких обстоятельствах нельзя сдавать, которыми никогда нельзя поступаться. Только так мы сможем сохранить себя как народ, сохранить нашу страну и нашу цивилизацию.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

 

30 сентября 2012 года воспитанники Воскресной школы кафедрального Свято-Никольского собора города Белебей посетили вместе с родителями и педагогами село Усень-Иваново Белебеевского района дом-музей русской поэтессы Марины Цветаевой и старообрядческую церковь. В поездке приняло участие 52 человека.

По прибытии в село, ребята посетили памятник Цветаевой, установленный одним из первых в России в 1992 году, Дом-музей, где было рассказано о пребывании молодой поэтессы в селе Усень-Иваново в 1911 году, о ее встрече с будущим мужем Сергеем Эфроном, и о  трагической судьбе Марины Ивановны. Смотрителем музея была проведена интересная глубокая беседа о духовных исканиях поэтессы, были прочитаны ее стихи об  Иисусе Христе и Церкви.  

 Также ребятам было рассказано об истории села, в названии которого кроется имя св. Иоанна Крестителя.

Завершилась эта поездка посещением старообрядческой церкви, где воспитанники Воскресной школы узнали об отличиях православной и старообрядческой веры и о культурных традициях старообрядчества.

По завершении экскурсии всех были просто переполнены эмоциями и на обратном пути делились друг с другом впечатлениями.

2 октября 2012 года на восстанавливающуюся колокольню Свято-Никольского Кафедрального собора города Белебей были подняты колокола.

 

В богоборческое время, когда храмы уничтожались, закрывались и использовались под разные нужды Советской властью кануло в бездну. Сейчас храмы восстанавливаются и приобретают былое величие того времени, когда в них совершались молитвы и звучал колокольный звон, созывая верующих на молитву и после богослужения радостно благовествовал о празднуемом событии, переливаясь разными трезвонами.

 

Это событие одно из важных и главных в жизни собора. На нём присутствовали ключарь собора протоиерей Геннадий Плохов с прихожанами, батюшка благословил рабочих перед началом дела, вместе сотворили молитву и под пение тропаря «Спаси Господи люди твоя…», колокола были подняты на звонницу.

Село основано во времена правления Иоанна IV Грозного на месте явления чудотворной иконы Святителя и Чудотворца Николая (Николо-Камской, Николо-Берёзовской, Камско-Берёзовской). Время явления иконы – ~1550 год. По преданию: торговый караван именитых бояр и землевладельцев Строгановых плыл по Каме и был чудесно остановлен среди реки, и только тогда мог продолжать путь, когда сошедшие на левый берег нашли на берёзе икону Свт. Николая. Через некоторое время (по легенде) икона сия побывала и в Москве у царя Иоанна, одарившего её серебряно-вызолоченной ризою. Во время башкирских бунтов и пугачёвщины икона подвергалась опасности, и её неоднократно прятали, даже зарывали в землю. 


Первый храм во имя свт. Николая в виде клети построил П.С. Строганов (видимо один из обретавших) вскоре после обретения, где и была поставлена чудотворная икона. О второй церкви не сохранилось никаких сведений, лишь то, что она тоже была Никольской, возведена была также одним из бояр Строгановых примерно в конце XVI в. и сожжена иноверцами около 1613 г. Третий храм был уже Троицким с Никольским приделом, на месте этого придела после исчезновения церкви был установлен чугунный памятник с надписью, что на сём месте и явилась чудотворная икона (памятник существовал до ~1934 г.). Известно также, что очередную Николоберёзовскую церковь (3-ю или 4-ю?) выжгли пугачёвцы летом 1774 г.


Нынешний кирпичный храм, выстроенный в ~1806-16 гг., по преданию уже 4-й или 5-й в селе. Храмовая (холодная) часть с главным престолом во имя Святыя Живоначальныя Троицы закончена строительством в ~1808 г. (последнее освящение 1882 г.). Архитектура храма трудно поддаётся классифицированию. Главная часть – позднее сдержанное барокко, смешанное с классицизмом: высокий восьмерик на четверике с гранёным куполом и световым восьмеричком на нём. Большая вместительная апсида алтаря. Широкая трапезная часть пристроена к храму, вероятно, в 1880-е гг., заменив собою небольшие старые трапезную и колокольню. Полы в храме мраморные и чугунные. Боковые (тёплые) престолы, примыкают с юга и севера к трапезной: южный – в честь Святителя и Чудотворца Николая (посл. освящ. 1881 г.), северный – во имя великомученицы Екатерины (осв. в 1816 г.). Над придельными алтарями возвышались световые ротонды, завершавшиеся полусферными куполами с восьмеричками. Все три алтаря венчали одинаковые главки, каждая – в виде правильного шара со крестом. 


Но апофеозом архитектурного замысла о храме, его законченной полнотою стала великая четырёхъярусная колокольня, возведённая в ~1902-04 гг. Уникальная для Уфимской губернии и нигде больше не повторённая, эта красно-кирпичная твердыня вознеслась как некий могучий символ Российской Империи. Архитектура – кирпичное необарокко; своеобразный мощный и высокий постамент из двух непохожих ярусов возносит в небо два огромных верхних яруса звона, венчает всё произведение вздутый четырёхлопастный купол с классическим шпилем. Мощный силуэт колокольни стал узнаваемой "визиткою" села, маяком, заметным за десяток вёрст в необозримости камских пространств. 
Крестными ходами почти круглый год чудотворную Николо-Берёзовскую икону носили по сёлам и деревням Бирского, Уфимского и Сарапульского уездов (в Уфе икону принимал Воскресенский собор и ей была воздвигнута Никольская часовня на Трактовой улице). В 1910 и 1914 гг. Николо-Берёзовский храм и строящийся за версту в нагорной части села монастырь посещала будущая вмчца вел. кн. Елизавета Феодоровна Романова. По замыслу архитекторов монастырский соборный храм во имя св. Серафима Саровскаго должен визуально подхватывать через р. Берёзовку колокольню Троицкого-Никольского храма и гармонично сочетаться с нею. 


С приходом советской власти слава и мощь крупного русского купеческого села с пристанью стала меркнуть. Храм был закрыт в марте 1934 г. и жестоко разграблен. Исчезла и ограда из чугунных узорных решёток и чугунных столбов на кирпичном фундаменте. Чудотворная икона исчезла в неизвестность (по одной из версий привезена в Уфу). 


В здании церкви были: склад, кабак, пекарня. В 1970-нач.80-х гг. прибрежная часть села была выселена и подготовлена к затоплению Нижнекамским водохранилищем. Перестройка в стране спасла от разрушения храм и два десятка кирпичных зданий-памятников истории и архитектуры. В 1993 г. был создан благотворительный фонд «Никольский храм», а в 1994-м – Николо-Берёзовский историко-культурный центр.

 
Главным храмоздателем и обустроителем стал известный предприниматель и патриот малой родины Валерий Григорьевич Тетерев. За 10 лет реставрации Троицкого (Никольского) храма восстановлено многое: воссозданы покрытие купола, восьмеричок с маковкою на главном куполе и верх колокольни, заново оштукатурены храмовая и трапезная части и мн. пр. Во втором ярусе колокольни устроен церковно-краеведческий музей села. Но и впереди работы непочатый край: обустройство трапезной части и приделов, устройство трёх иконостасов, росписи стен, воссоздание над обоими приделами уничтоженных главок. И самое главное – окончательная отмена «затопительных планов», оживление нижней части Николо-Берёзовки, реставрация уникального комплекса купеческих зданий-памятников, создание музея-заповедника. 


С 1994 г. в селе по инициативе В.Г. Тетерева при поддержке администрации района и М.А. Чванова проводятся 22-24 мая празднества по случаю дня Николы Вешнего и Дня славянской письменности и культуры (дня св. равноапп. Кирилла и Мефодия). Служба в храме особо торжественная, на прицерковной площади многолюдно: проводятся выставки художников и фотографов, выступления артистов, певцов, разыгрываются театрализованные представления, пляски, звучат народные песни. Несколько лет проводился и праздник колокольного звона, где показали искусство звонари из разных епархий России. 

Дорогие братья и сестры!
Отдел по культуре Уфимской епархии и приход святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей словенских, приглашает принять участие во II ежегодном музыкальном конкурсе «Рождественская овация», приуроченному к Великому празднику Рождества Христова и окончанию Рождественского поста.

В конкурсе могут принять участие все желающие самодеятельные хоровые коллективы Уфимской епархии.
Конкурс будет проводиться в двух номинациях:
1. Церковное пение. В обязательную программу входит исполнение тропаря и кондака Рождества Христова на глас, произвольно – любое песнопение на рождественскую тематику.
2. Народное пение. Обязательно исполнение колядки, произвольно – два любых произведения на рождественскую тематику.

Место проведения конкурса: храм свв. равноапп. Мефодия и Кирилла, г. Уфа ул. Комсомольская 161а.
По всем вопросам можно звонить по телефону 8-9872515386 Елена
Предварительная дата проведения – 9 января 2013 года.

 

Вы здесь: Главная События Общецерковные новости Информационная служба

Популярные статьи

Последние статьи

Случайные статьи

Публикации