Нефтекамская Епархия | Башкортостанская Митрополия Московский Патриархат

Информационная служба

Эл. почта: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Уважаемый Сергей Евгеньевич! Уважаемый Виктор Антонович! Профессора, студенты, все высокое собрание!

Я сердечно приветствую вас в связи с проведением конференции, которая является очень актуальной в связи с годом, на который выпало так много важных юбилеев, касающихся истории нашей Родины.

Я приношу глубокую благодарность ученой корпорации Московского университета за ту высокую честь, которой вы меня удостоили. Поскольку сам я начал свое продвижение в Церкви с академической деятельности и в течение десяти лет был ректором духовной академии, то, наверное, нет более высокой награды для меня, чем награда от научного сообщества. Я хорошо знаю атмосферу высшего учебного заведения, атмосферу заседаний Ученых советов, я знаю, как в этом коллективе оттачивается мысль, останавливаются неразумные речения, знаю, как дисциплинируется ум человека и дисциплинируется его слово. И, пожалуй, нет никакой другой среды, кроме академической, которая бы так влияла на формирование личности, в том числе на способность человека несколько раз подумать перед тем, как сказать.

Мы проводим эту конференцию в стенах Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, что тоже является как бы символическим действием, потому что Московский университет — это лидер в нашей стране, это подлинный научный, интеллектуальный, образовательный центр, с именем которого связаны огромные достижения в нашей науке, в образовании, в культуре. Очень большое количество людей, которые прославились своей деятельностью, относились именно к Московскому университету, для них это была alma mater.

Позвольте мне сказать несколько слов на тему конференции, поскольку после вручения докторского диплома полагается сделать какой-то отчет перед аудиторией. Вот и я позволю себе поделиться с вами некоторыми мыслями, которые возникли у меня в связи с нашим Годом истории и в связи с совпадением многих юбилейных дат. Мне кажется, выбранная для обсуждения тема представляется действительно актуальной, поскольку затрагивает, в частности, такой важный вопрос, как роль духовного, в том числе православного наследия в становлении и развитии российской государственности.

Любое строительство начинается с проекта. А еще ранее — с самого общего видения того, что, собственно, собираешься строить, с воображения, с создания образа. Иногда это происходит на уровне фантазии, иногда на уровне мечты, но любому проекту предшествует эта мечта или эта фантазия, этот образ, который порой возникает чисто интуитивно. Созидание будущего предполагает реализацию этого образа. Как кажется, сегодня одна из проблем нашей общественной жизни — это как раз отсутствие такого образа будущего. Люди охотно выражают свое недовольство настоящим, но им гораздо труднее сформулировать, куда они хотели бы прийти от нынешнего состояния дел, какую страну хотели бы построить. Конечно, у многих профессиональных сообществ есть конкретные цели и задачи — проложить дороги, построить города, повысить уровень сельскохозяйственного производства, вообще развить экономику. Но речь идет не об отдельных отраслях и даже не только о внешнем обустройстве жизни страны — речь идет об образе этой страны, которую мы должны или хотим построить.

Известный афоризм гласит: понимание того, куда нам надо идти, проистекает от знания того, откуда мы пришли в данную точку. Только так путь человека или нации обретает шанс оказаться похожим на вектор, а не на сложную ломаную кривую. Иными словами, достойное будущее может быть создано только на прочном историческом фундаменте, и в этом смысле история — это не только наука о прошлом. Это что-то более важное, потому что без знания истории, без осознания того, что есть исторический фундамент бытия, невозможно возводить здание.

Я хотел бы сказать особенно о фундаменте традиции духовного и культурного преемства. При слове «традиция» современные люди, особенно молодые, нередко выражают недоумение и даже скептицизм. «Традиция», «традиционалист», «традиционный» связаны с чем-то давно прошедшим, ненужным, мешающим. На самом деле традиция — это ведь не воспоминание о прошлом, а традиция — это способ передачи ценностей из поколения в поколение. Ведь даже самый радикально настроенный в отношении традиции студент открывает учебник, написанный не его сверстниками, а человеком, которого, может быть, и в живых нет. Он возрастает на мыслях, на знаниях, на опыте тех, кого уже нет.

А как перешли эти знания, опыт, мысли, идеи? Они достались нам по традиции. Традиция — это способ сохранения и передачи ценностей из поколения в поколение. Это не значит, что традиция призвана сохранять все, что принадлежало прошлому. Ведь мы не сохраняем мусор, мы его выкидываем. Человек, живя и работая, производит много ненужного для сохранения на будущее. Но подлинная ценность передается не иначе, как по традиции. Поэтому я думаю, что нужно со всей серьезностью отнестись к пониманию того, что есть традиционное начало в жизни общества.

Попытки разрушить всё до основания, в том числе сломать традицию, а потом на этих обломках строить новый мир, не приводят ни к чему хорошему и ставят нацию на грань духовной катастрофы. Свидетельство тому — история России XX века. Поэтому так важно, что сегодня мы обращаем наши взоры к истокам российской государственности.

В основании любого общественного устройства находится некая система взглядов, философия, которая задает место человека в мироздании, определяет его отношения с вечностью, его обязательства по отношению к ближним, к другим людям. Фундамент европейской цивилизации, частью которой является Россия, зиждется на двух краеугольных камнях: на греко-римской традиции философского осмысления мира и на библейском откровении. Творческий синтез того и другого мы находим у раннехристианских писателей, трудившихся в течение первого тысячелетия, которых мы называем святыми отцами; некоторые авторы и в средние века продолжали ту же традицию. Святоотеческий синтез соединял античные знания, античную науку и богословское ведение, основанное на божественном откровении. Этот синтез поддерживался системой образования Римской империи как в западной, так и в восточной ее части — в Византии. Именно Православие и распространяемая им ученость и книжность включили Русь, а затем и Россию, в культурную традицию империи ромеев.

Являясь культурными и духовными преемниками Византии, мы вместе с тем на протяжении веков стремились бережно сохранять свою славянскую самобытность. Цивилизация, фундамент которой был заложен гением и трудами святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, и сегодня жизнеспособно соединяет европейское культурное и интеллектуальное наследие с православной духовностью и славянским мироощущением.

Между тем, когда нам говорят о «европейском пути» развития, как правило, имеют в виду подражание и воспроизводство западных политических и культурных моделей. Подражание, копирование всегда уступает подлиннику, так как в нем отсутствует оригинальное начало, подлинное авторство. За редчайшим исключением копия и по качеству своему отстает от подлинника; и тот, кто творит копию, поставляет себя в подчиненное положение по отношению к автору оригинала. Всегда есть зазор в сторону понижения. Поэтому строить цивилизацию на основе подражания означает детерминировать развитие таким образом, что оно в принципе всегда будет отставать от тех, кто рождал и рождает подлинник. Быть ведомым — это опасно, по крайней мере для взрослого возраста. Быть ведомым в молодости, в детстве необходимо, но когда ребенок вырастает, он перестает быть ведомым, и тогда раскрывается потенциал его свободной личности.

Бездумную, подчас агрессивную вестернизацию история нашей страны знала не раз и, по мысли Арнольда Тойнби, она «на деле лишь помогала силам, сдерживающим прогресс» (А.Дж. Тойнби. Постижение истории. Часть 6). Важно понимать, что подлинно европейский путь предполагает не подражание чужому, но осознание собственных европейских корней и возвращение к ним с учетом конкретных культурных и исторических условий. Сказанное применимо, в том числе, и к государственному строительству. Верность ценностям собственной традиции позволяет самостоятельно осознать цели и задачи государственной власти, задуматься о назначении института государства.

Что же наша традиция говорит об этом? Священное Писание утверждает абсолютную необходимость института гражданской власти в пораженном грехом мире. Цитирую апостола Павла: «Противящийся власти противится Божиему установлению» (Рим. 13: 2). Силы зла, увы, реальны, и чтобы люди могли жить мирно, трудиться, растить детей, необходимо государство, которое будет сдерживать зло, в том числе и силой. Мы видим, что там, где государство исчезает или ослабевает настолько, что уже не может исполнять свои функции, в обществе водворяется хаос.

Православные христиане, по заповеди апостола, молятся <em>«за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам
жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте»</em> (1 Тим. 2:2), понимая, что такая жизнь обеспечивается
служителями государства, которые пресекают злую волю преступников и готовы отразить нашествие иноплеменников. Поэтому большое место в православной традиции занимает этика государственного служения. В наших святцах немало имен царей, князей, правителей, воинов, отдавших свою жизнь служению ближним и защите Отечества. И это вовсе неслучайно, ведь представители государственной власти, которые поддерживают порядок и пресекают беззаконие, исполняют миссию, возложенную на них Самим Богом. Вот что говорит об этом апостол Павел: «если делаешь зло — бойся, ибо тот, у кого власть, не напрасно носит меч: Он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (см. Рим. 13:4).

Конечно, все то, о чем сейчас было сказано, имеет отношение не к конкретным лицам, не к конкретным политическим системам, а к самому институту власти. Институт власти возник в мире, в обществе, подверженном греху, для сохранения этого общества, для того, чтобы люди были способны жить сообща, чтобы разнонаправленные интересы не разрушали возможности людей солидарно трудиться, в том числе и для достижения общего блага. Поэтому четкая и совершенно определенная поддержка Церковью института государственной власти не означает оценок, которые каждый представитель Церкви может иметь в отношении тех или иных политических деятелей, государственных деятелей. Но при этом всякий раз необходимо понимать, что сохранение института власти является залогом процветания общества.

Уже у языческих мыслителей мы находим представление о естественном законе, о правде, которой должно служить государство. Напомню знаменитые слова Цицерона: <em>«Истинный закон — это разумное положение, соответствующее
природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая; запрещая, от преступления отпугивает... Предлагать полную или частичную отмену такого закона — кощунство; сколько-нибудь ограничивать его действие не дозволено; отменить его полностью невозможно, <...> на все народы в любое время будет распространяться один извечный и неизменный закон, причем будет один общий как бы наставник и повелитель всех людей — Бог, создатель, судья, автор закона. Кто не покорится ему, тот будет беглецом от самого себя и, презрев человеческую природу, тем самым понесет величайшую кару»</em> (Марк Туллий Цицерон. О государстве,
книга III, глава XXII).

То, что прозревали мудрейшие из язычников, получило подтверждение в библейском откровении. По слову святого апостола Павла, нравственный закон написан Богом в сердцах людей, <em>«ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе
законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую»</em> (Рим. 2:14-15).

Миссия государства, таким образом, состоит в поддержании правды; в своих действиях оно призвано руководствоваться естественным законом. Государство является не источником естественного закона, но только его интерпретатором; оно решает, как вечный нравственный закон должен преломляться в данной эпохе и в данной культуре, в том числе и через систему законодательства. В рамках этого, традиционного для русской (и европейской в целом) культуры подхода, если 95 % населения в соответствии со всеми легальными демократическими процедурами проголосуют за истребление остальных 5 %, то это все равно будет беззаконие, потому что закон, запрещающий отнимать невинную жизнь, установлен не государством и не людьми вообще, и никакие национальные или международные человеческие институты не могут его отменить.

Задача государства — опираясь на Богом данный нравственный закон, таким образом интерпретировать его в соответствии с местом, временем, культурой, чтобы нравственное начало через действие законодательства укреплялось в жизни личности и общества.

Представление о государстве как о Божественном установлении, священном институте, защищающем высшую правду и справедливость, глубоко укоренено в сознании нашего народа. Как писал наш современник, а для многих из вас, наверное, и коллега — замечательный философ, политолог и публицист Александр Сергеевич Панарин, <em>«идентичность русских
людей скреплял православный идеал священного царства, основанный на высшей правде и жертвенном служении вере»</em> (А.С. Панарин. «Православная цивилизация в глобальном мире»).

К сожалению, ныне, как и раньше, мы сталкиваемся с совершенно иными подходами к закону. Сегодня закон нередко провозглашает полную человеческую автономию от нравственного начала, неограниченный произвол в установлении тех норм, которые в данный момент законодатели сочтут удобными. Отрицание права на жизнь за младенцем в утробе матери, умерщвление стариков и больных, которые, по мнению некоторых современных мыслителей, «обязаны умереть», чтобы не оттягивать на себя ресурсы общества, попытки пересмотреть определение такого фундаментального для человеческой природы института, как брак, — все это отражает глубокий сдвиг в восприятии мира и человека, сдвиг, который христиане находят разрушительным и опасным. «Все можно разрушить и потом заново отстроить». Но если разрушается Богом данный нравственный закон, если он удаляется из общественных отношений, то люди перестают быть способными организовываться в общества — любые общества, будь то семья, трудовой коллектив или государство.

Как любое человеческое общество в этом падшем мире, государство может удаляться от своего предназначения. История дает множество примеров того, как государство и власть изменяли своему призванию — служить высшему нравственному закону. ХХ век видел временное торжество антихристианских идеологических диктатур, которые не столько пресекали беззаконие, сколько сами его творили. Это страшное время показало нам пример того, что происходит, когда государство видит себя не слугой высшего нравственного закона, но поставляет самое себя высшим судией и законодателем.

Сталкиваясь с неправдой и грехом, Церковь может выступить с обличением, в том числе и правителей, когда они изменяют своему долгу. Примером такого обличения может служить святитель Филипп Московский, выступивший против неправосудия царя Иоанна Грозного. Люди, наделенные властью, сталкиваются с особыми соблазнами и нуждаются в особом пастырском попечении.

Рассматривая отношения Церкви и государства в наши дни, мне хотелось бы развести идеалы, которые для Церкви являются неизменными, и реалии, которые отражают именно нынешнюю ситуацию. Россия — одна из самых секуляризированных европейских стран. То, что в других странах Старого Света практически является само собой разумеющимся, как например: кафедры теологии в вузах, капелланы в армии, выходные дни в большие религиозные праздники, обучение религии в школах и многое другое, в частности, касающееся проявлений религиозной культуры, — в нашу жизнь входит с трудом и под зубовный скрежет тех, кто представляет себе «светское государство» исключительно в виде государства атеистического, исключающего присутствие религии в общественных процессах.

Но время атеистической диктатуры, надеемся, прошло. Присутствие Церкви в публичной сфере — это совершенно нормальное для свободного общества явление.

Церковь и государство — разные установления. Церковь есть добровольное сообщество, которое обращается к своим членам с пастырским словом, рассчитывая на их добровольное послушание. Государство объемлет всех жителей страны, имея власть принуждать к исполнению своих законов, в том числе и силой. Церковь не стремится к государственной власти, не собирается усваивать себе государственных функций. Более того, она не стремится к государственному статусу, которым обладают Церкви большинства в ряде европейских стран. Требовать от Церкви, чтобы она «не сливалась с государством» — значит ломиться в открытую дверь.

Однако часто за этими требованиями стоит другое: попытки заставить Церковь отказаться от ее пастырской ответственности за своих членов, а православных людей — от их гражданских прав и обязанностей. Члены Церкви являются также и гражданами государства, и членами общества. Они призваны руководствоваться в исполнении своих гражданских обязанностей христианской совестью. Это относится и к рядовым гражданам, и к тем, кто занимает ответственные посты в государстве. Вместе с тем, православные граждане, каждый на своем месте, призваны сотрудничать с людьми иных религиозных убеждений и взглядов в поддержании мира и справедливости. И в этом отношении Россия — одна из самых продвинутых стран мира, потому что традиция межрелигиозного мира в нынешних непростых условиях поддерживается не только религиозными лидерами, но и абсолютным большинством верующих людей.

Церковь не формирует органы государственного управления и не издает государственных законов. Она формирует души людей, призванных к братскому служению друг другу и общему благу. Она утверждает непреложность нравственного закона, на котором только и может быть воздвигнуто справедливое общество и государство. Она свидетельствует о Царстве Духа. Как пишет Н.А. Бердяев, <em>«никогда не сможет полностью вместиться [Церковь] в царство Кесаря, поскольку вечна и стремится к
бесконечности» (Н.А. Бердяев. «Царство Духа и царство Кесаря»).

Благодарю вас за внимание.

27 сентября 2012 года Высокопреосвященнейший митрополит Уфимский и Стерлитамакский Никон в сослужении Преосвященных епископов: Салаватским и Кумертауским Николаем и Нефтекамским и Белебеевским Амвросием совершил Божественную литургию на праздник Воздвижения Креста Господня.

Так же в этот день Преосвященный епископ Николай отмечает годовщину своей архиерейской хиротонии. По окончании Божественной литургии Преосвященный епископ Амвросий поздравил владыку Николая с памятной датой в его жизни и преподнёс памятный подарок Крест и Панагию.

После, митрополитом Никоном был совершён чин освящения нового, построенного здания Епархиального управления на котором помолились епископы: Салаватский Николай и Нефтекамский Амвросий.

Во время поездки Его Преосвященство владыку Амвросия сопровождал протоиерей Алексий Тихонов, секретарь епархиального управления.

26 сентября 2012 года состоялось Всенощное бдение в Кафедральном Князь-Димитриевском соборе города Салавата накануне праздника Воздвижения Креста Господня. По приглашению епископа Салаватского Николая, который на следующий день отмечает годовщину своей архиерейской хиротонии, епископ Нефтекамский Амвросий сослужил его Преосвященству на Всенощном бдении.

После богослужения преосвященный епископ Амвросий в сопровождении правящего архиерея Салаватской епархии епископа Николая, посетил новое, отстроенное здание Епархиального управления.

Во время поездки в Салаватскую и Кумертаускую епархию, по случаю торжеств дня архиерейской хиротонии епископа Николая, Преосвященного епископа Нефтекамского и Белебеевского Амвросия сопровождал протоиерей Алексий Тихонов, секретарь епархиального управления.

 

25 сентября 2012 года город Бирск посетили участники Воскресенского православного братства города Москвы.

Приезд в город имел определенную цель – исполнили просьбу своего друга Архангельского А. И. Передать биографические данные и фотографии его прадеда – священника Вячеслава Николаевича Архангельского, бывшего настоятелем Михаило-Архангельского храма г. Бирска в 1921-1922 гг. и в дальнейшем пострадавшего за веру.

Благочинный Бирского округа протоиерей Сергий Рыжаков провел для паломников экскурсию по храмам и центральной исторической части города. В конце дня гости присутствовали на вечернем богослужении.

 Провожая паломников, отец Сергий благословил их в дорогу и пригласил в гости на 350-летие города Бирск.

 

Наталья Левчук.

26 сентября 2012 года, благочинный Бирского округа протоиерей Сергий Рыжаков совершил рабочую поездку в село Печенкино Бирского района в восстанавливающийся храм Рождества Христова. Отец Сергий отслужил молебен с чтением акафиста святителю Николаю Чудотворцу.

 После богослужения батюшка обсудил с местными жителями дальнейшие планы по реконструкции храма. На сегодняшний день в храме вставлены пластиковые окна, установлен иконостас. В планах перекрытие крыши над алтарем и в храмовой части, строительство колокольни.

  На восстановлении храма трудятся сами жители села Печенкино. Мужчины бесплатно трудятся на стройке, женщины поддерживают порядок и чистоту в церкви, занимаются поисками и закупкой строительного материала. Силами благодетеля Белова Георгия Алексеевича был залит фундамент. Омпелева Анна Михайловна пожертвовала кирпич на алтарь.

 

Наталья Левчук.

 

Четверг, 27 Сентябрь 2012 15:43

Чин присоединения к Православию

26 сентября 2012 в архиерейском подворье Свято-Никольского храма села Николо-Березовки совершилось Таинство Крещения и чин присоединения к Православию представителей армянской диаспоры г. Нефтекамска. Молодая пара приняла Таинство Крещения и Миропомазания, в ближайшие время над ними совершится Таинство Венчания. Также в Православие обратилась девушка, которая была крещена в армянской-григорианской церкви. По каноническим правилам членов армянско-григорианской церкви положено принимать через Таиство исповеди, но так как девушка засвитетельствовала только о крещении совершенном над ней, то чин присоединения к Православию был совершен через Таинство Миропомазания, согласно чинопоследованию из требника митрополита Киевского Петра Могилы. Таинства и чин присоединения к Православию совершил заведующий канцелярией Епархиального Управления иеромонах Дорофей (Пурис).

 

23 сентября 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершилвеликое освящение храма Усекновения главы Иоанна Предтечи в Братеево — первого храма, возведенного в Москве в рамках «Программы-200». По окончании чина освящения и Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Ваше Высокопреосвященство, владыка Арсений! Ваше Преосвященство, владыка Тихон! Многочтимый отец Олег! Дорогие отцы, братия и сестры! Уважаемый Георгий Викторович, префект Южного округа града Москвы! Дорогие отцы, братия и сестры!

Я хотел бы всех вас сердечно поздравить с большим событием в жизни города Москвы и всей России. Начатая три года назад программа строительства 200 храмов, которая осуществляется по милости Божией несмотря на многие обстоятельства — сложные, греховные, суетные, —увенчалась уже на этом этапе освящением первого храма — Усекновения главы Иоанна Предтечи в Братееве. Замечательный величественный храм, который был задуман еще до начала «Программы-200», возведен именно в рамках этой программы, что помогло решить множество разного рода проблем, ранее стоявших на пути его созидания. Я уже выразил свою благодарность отцу Олегу и в завершение своего слова выражу благодарность всем тем, кто здесь особо потрудился.

А сейчас я бы хотел обратить ваше внимание на сегодняшний день, который согласно церковному Уставу называется неделей пред Воздвижением. Неделя в переводе со славянского на русский — воскресенье; значит, речь идет о воскресенье перед праздником Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Апостольское и евангельское чтения (Гал. 6:11-18; Ин. 3:13-17) сегодня посвящаются Кресту — но не Распятию, как это бывает в Великую пятницу, а смыслу того, что есть Крест для жизни мира, для жизни всего человеческого рода. Так, в Послании к Галатам апостол Павел говорит: «Я не желал бы хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира».

Мы часто прочитываем поразительные по своему значению слова, содержащиеся в Новом Завете, наполовину, на четверть, а иногда вообще не вникая в смысл, — слова настолько глубокие, что даже люди, живущие вне Церкви, могут, читая их, понять, чтоесть Крест Христов. Напомню вам, что справа и слева от Спасителя были распяты разбойники — люди, действительно тяжко преступившие закон, судимые по закону и подлежавшие смертной казни. И разбойник, который был справа от Христа Спасителя, совершенно непонятным, необъяснимым по-человечески образом — ведь он был разбойник, а не пророк — увидел в Господе Иисусе Сына Божиего. Понятно, когда апостолы на горе Фавор увидели преображенного Спасителя в славе, в свете. Понятно, когда они увидели Его воскресшим, Когда Он через стену прошел в комнату, где они были собраны, и сказал им: «Мир вам». Понятно, когда они видели Его восходящим на небо. Но как это могло быть в момент уничижения, когда, казалось, все закончено и никакой это не Сын Божий, никакой не пророк, а несчастный проповедник, который пытался сказать людям что-то доброе, значительное, даже исцелял людей и воскрешал, — но где же теперь Его сила? Вот Он висит на кресте — избитый, униженный, оскорбленный, более того, умирающий! Никакой победы — только поражение! Но в уничиженном, распятом Спасителе разбойник, что был справа, увидел Сына Божиего и сказал Ему: «Помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое».

За всю историю рода человеческого не было такого исповедания Господа Спасителем и Сыном Божиим и, наверное, не будет. Своя собственная боль — ведь он страдал так же, как Спаситель, — должна была закрыть ему глаза на всякое прозрение, на всякую милость, на всякое доброе слово, что и произошло с его товарищем, что висел слева от Христа. Тот хулил Его и говорил: «Ты, так много сделавший, спаси Себя, а заодно и нас». В общем, естественная логика: если Ты всемогущий, если Ты исцелял, если Ты воскрешал, так давай сейчас прояви Свою силу, и мы вместе с Тобой сойдем с креста и спасемся… Господь простил разбойника, что был справа, и сказал: «Ныне будешь со Мной в раю». И ничего не сказал, что тот, кто слева, погибал физически и погибал духовно.

На Кресте была явлена правда, которую неспособен был в тот момент увидеть никто — ни Пилат, ни Ирод, ни даже те, кто стоял около Креста. Даже апостол Иоанн, стоявший у Креста, в то время, наверное, не понимал. На Кресте на Голгофе была явлена правда Божия, и разбойник, что справа, оказался оправдан, хотя был разбойником, а тот, что слева, — осужден. И этот удивительный суд Креста отображен в нашем русском распятии, когда нижняя перекладина справа поднята вверх, а слева опущена: Крест как весы, как мера правосудия, как мера добра и зла, как мера истины.

Что же означают эти дивные слова апостола Павла, которые мы сегодня слышали: «Для меня мир распят Крестом, а я для мира»? Если бы он сказал, что на Кресте распят мир, тогда каждый бы из нас понял, что на Кресте распяты грехи мира. А что означает «мир распят Крестом»? Означает только одно, что через Крест миру дано отличить добро от зла и правду от лжи. И если мир не отличает добро от зла, прилагая этот чудотворный, исполненный страданиями Самого Бога критерий, но живет своим разумом, формулирует свои мерила добра и зла, создает свои идеологии от самых что ни на есть заумных, философских, до самых простых, прозаических, потребительских идеологий похоти, греха, то мир распинается Крестом. Потому что в Кресте — окончательная правда, которая так же непонятна сегодня многим, как непонятна была разбойнику слева, как непонятна была римским воинам, которые стояли у Креста, — они не видели этой правды и не могли ничего увидеть, кроме истекающего, израненного, уничиженного Человека.

Вот и сегодня очень многие, взирая на Крест Христов, ничего не видят, кроме того, что кто-то о Кресте рассказывает как о некоей сказке, о заблуждении или о том, что Крест ничего не принес миру и что Церковь, которая призвана проповедовать о Кресте миру, не соответствует этой проповеди: и священники плохие, и не на таких машинах ездят, и не то делают… Сколько всего говорится, чтобы человек отвернул свой взгляд от Креста Господня, чтобы сказал в лучшем случае: «не знаю, что означает Крест», а в худшем: «и знать не хочу».

«А для меня, — говорит апостол, — мир сей имеет на себе печать Креста как великого мерила Божией правды». И как созвучны с этим слова Евангелия от Иоанна, которые тоже сегодня слышали и которые, конечно, относятся к смыслу и значению Голгофской Жертвы: «Не для того Бог послал Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир был спасен через Него». И Крест — это не печать страданий, это не знак суда, а символ спасения, потому что каждый, кто принимает Крест как мерило правды и принимает в сердце свое подвиг Христа Спасителя, тот вместе с разбойником, с тем, что был распят справа, имеет великую надежду услышать от Господа: «Со Мною будеши в раи». И это замечательное воскресенье перед праздником Воздвижения Креста Господня дает нам остроту духовного зрения, чтобы видеть, что происходит с нами, с миром, с родом человеческим, прилагая к этой картине Крест Христов. Именно потому и открыто было в видении «сим победиши» равноапостольному Константину, при котором христиане получили свободу. При этом имелась в виду не только победа Константина над Максентием, не только победа христианства как общественной институции — имелась в виду та самая победа, о которой мы сегодня говорим. «Сим победиши» — Крестом победиши! Ибо если следуешь тому, куда указывает Крест, то идешь по дороге правды, а значит, по пути спасения, а спасение — это и есть победа человека над всякой неправдой и над всяким злом силой благодати Божией.

Я всех вас сердечно поздравляю с этим замечательным днем и радуюсь, что именно сегодня имел возможность вместе с вами совершить освящение этого первого из 200 московских храмов — в замечательном районе Москвы, в Братееве. Я хотел бы в память о сегодняшнем освящении храма преподнести Казанскую икону Божией Матери. Пусть она находится в этом храме и напоминает всем вам, и вашим детям, внукам и следующим поколениям, о том дивном историческом событии, участниками и свидетелями которого мы были сегодня.

Я также хотел бы выразить свою сердечную благодарность тем людям, чьими материальными жертвами, добротой сердца был воздвигнут этот храм. В его строительстве принимали участие тысячи и тысячи людей. Кто-то жертвовал очень много, а кто-то столько, сколько мог, но пред Богом жертва каждого является благоуханной, ибо деньги эти были пожертвованы не на строительство чего-то, чем люди бы просто наслаждались в этой жизни, а на строительство дома Божиего, в котором благодать снисходит на верующих людей и где мы можем возносить к Престолу Всевышнего свои молитвы.

Еще раз всех вас, мои дорогие, поздравляю с праздником, с воскресным днем; причастников — с принятием Святых Христовых Таин. Молитвами святого пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, величайшего из рожденных женами, как о нем было сказано Самим Христом, Господь да управит нашу жизнь ко спасению и дарует мир, радость в сердце, здравие и благополучие каждому. Храни вас Господь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

26 сентября 2012 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Свято-Даниловом монастыре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял группу выдающихся спортсменов России.

Во встрече приняли участие: заслуженный тренер России по волейболу, главный тренер сборной России — олимпийских чемпионов 2012 года В.Р. Алекно; трехкратная олимпийская чемпионка по синхронному плаванию, многократная чемпионка мира и Европы О.А. Брусникина; двукратный чемпион мира по боксу, депутат Государственной Думы ФС РФ Н.С. Валуев; четырехкратный чемпион мира по ММА в тяжелом весе по версии Pride FC Ф.В. Емельяненко; олимпийская чемпионка 2006 года по конькобежному спорту, чемпионка мира по спринтерскому многоборью С.С. Журова; чемпион мира по настольному теннису, участник Паралимпийских игр, заслуженный мастер спорта России С.А. Поддубный; двукратная чемпионка мира по боксу, обладательница Кубка мира, двукратная чемпионка Европы Н.Ю. Рагозина; олимпийский чемпион 2000 года по греко-римской борьбе В.В. Самургашев; четырехкратный чемпион мира по хоккею с мячом Е.А. Иванушкин; а также президент Федерации хоккея с мячом России Б.И. Скрынник и вице-президенты Международной федерации хоккея с мячом (FIB) В.Е. Гришпун, В.Н. Захаров, М.Ю. Федяев.

В числе участников встречи были председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по физической культуре, спорту и делам молодежи И.А. Ананских, депутаты Государственной Думы В.Г. Гридин и П.М. Федяев, президент Благотворительного фонда Николая Валуева М.А. Кастырин, руководитель проекта «Православные детские сады» Е.В. Федорова.

На встрече также присутствовали секретарь Патриаршего совета по культуре, настоятель Сретенского ставропигиального мужского монастыря г. Москвыархимандрит Тихон (Шевкунов) и председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда.

«Спортсмены, как, может быть, никто другой сегодня, понимают, что такое подвиг, потому что всякая спортивная победа — это подвиг. Подвиг слагается из очень многих факторов и всегда имеет внутреннее, духовное измерение, — сказал, приветствуя гостей, Предстоятель Русской Православной Церкви. — Видя ваши достижения, можно сказать, что за всеми этими прекрасными победами — огромная работа, связанная, в том числе, с самоограничением, с самодисциплиной, если хотите, с некоей аскезой. Мы в Церкви называем это аскетикой: когда человек ограничивает самого себя, когда он ограничивает свои желания, когда он подчиняет их совершенно конкретным целям и задачам. Если человек во имя спасения души ограничивает свои потребности, то это, несомненно, подвиг. Но ведь то же самое делает спортсмен!»

Святейший Патриарх Кирилл выразил надежду на то, что на предстоящих Олимпийских играх в Сочи российские спортсмены покажут лучшее, на что они способны. «Олимпиада должна быть стимулом к развитию спорта, стимулом к развитию патриотического, нравственного чувства», — подчеркнул Святейший Владыка.

В ходе состоявшейся беседы обсуждались роль духовных ценностей в спорте, влияние спортивных достижений на общество, значение нравственного примера спортсменов для молодежи.

25 сентября 2012 года в стенах Ново-Иерусалимского монастыря в г. Истра Московской области состоялось четвертое заседание Попечительского совета Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря.

В заседании, которое возглавили сопредседатели Попечительского совета Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев, приняли участие спецпредставитель Президента РФ по взаимодействию с Форумом стран-экспортеров газа, председатель Совета директоров ОАО «Газпром», председатель правления Фонда В.А. Зубков, полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов, заместитель руководителя аппарата Правительства, руководитель секретариата председателя Правительства РФ М.И. Тринога, наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря игумен Феофилакт (Безукладников) и др.

По прибытии в монастырь Святейший Патриарх Кирилл и Д.А.Медведев в сопровождении наместника обители осмотрели уже завершенные объекты — здание воскресной школы рядом со святыми вратами и надвратную церковь, а затем посетили основной храмовый комплекс, в котором проводятся масштабные реставрационные работы.

Затем в монастырских палатах состоялось заседание Попечительского совета, посвященное итогам деятельности Благотворительного фонда по восстановлению Ново-Иерусалимского монастыря в 2011 году, ходу реализации плана работы на 2012 год и программе дальнейших работ на период до декабря 2016 года.

Со вступительным словом к собравшимся обратился Д.А. Медведев. Глава Правительства выразил удовлетворение темпом и качеством реставрационных работ и выразил уверенность в том, что монастырь «будет восстановлен в первозданной красе, а, может быть, даже и лучше», и в намеченные сроки — к 2016 году. Отметив, что за период 2009–2012 годов государство выделило на работы по восстановлению монастыря 4 млрд. рублей, премьер-министр подтвердил, что финансирование будет продолжено.

«На сайте Фонда размещаются материалы, есть подробные отчеты. Очень важно, что публикуются имена людей и списки организаций, которые принимают участие в восстановлении монастыря. Очень важно, что ни одно имя не исчезает, потому что это наша русская традиция — чтобы каждый пожертвовавший частичку своих средств остался в памяти. Это наше общее дело, — сказал в заключение Д.А. Медведев. — Надеюсь, что принципы работы Фонда, его открытость, прозрачность его деятельности сохранятся и на будущее».

Затем прозвучало выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Как подчеркнул Предстоятель Русской Православной Церкви, восстановление Ново-Иерусалимского монастыря должно предполагать «не просто консервацию и сохранение оставшихся объектов, но восстановление обители в ее целостности, с учетом того, что различные эпохи оставили свой след на ее облике».

Кроме того, Святейший Владыка призвал учесть еще на этапе реставрации, что обитель должна быть восстановлена не только как памятник архитектуры, но и как действующий монастырь, что предполагает «возрождение во всей полноте монашеской, богослужебной паломнической, хозяйственной жизни, а также научно-просветительской и духовно-образовательной деятельности с опорой на традиции, заложенные Патриархом Никоном».

Особое внимание Предстоятель обратил на необходимость подготовки проектных предложений по воссозданию элементов сакральной топографии вокруг монастырского ансамбля, воспроизводившей, по замыслу его создателей, топографию святых мест Палестины. «Реализация такого проекта — фактически форма общественного договора, опирающегося на поддержку органов власти, православной общественности, на понимание и интерес широких слоев населения нашей страны, который даст надежду на возрождение уникального духовного центра России», — подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл и предложил провести по данной теме специальный круглый стол.

В заключение Предстоятель Русской Церкви указал на недопустимость незаконной высотной застройки в охранной зоне монастыря и отметил, что если подобная практика продолжится, «огромные усилия», прилагаемые для восстановление обители, будут в значительной степени сведены на нет.

Также в ходе заседания были заслушаны доклады председателя правления Благотворительного фонда по восстановлению Ново-Иерусалимского монастыря В.А.Зубкова и наместника обители игумена Феофилакта.

Ново-Иерусалимский монастырь был основан в 1656 году в ПодмосковьеПатриархом Никоном. По его замыслу обитель была призвана стать центром православного мира.

Топография, топонимика, церковные сооружения монастыря и окружающей территории, простиравшейся на несколько десятков километров, создавали образ Святой Земли и воспроизводили главные христианские святыни Палестины. На расположенном в центре этой территории холме, получившем название Сион, был основан монастырь — своеобразный город-храм. Некоторые здания монастырского комплекса повторяют очертания сооружений Святой Земли, а главный собор монастыря, освященный в 1685 году, построен по подобию Храма Гроба Господня в Иерусалиме. В соборе воспроизведены священные подобия горы Голгофы, пещеры Гроба Господня, места трехдневного погребения и Живоносного Воскресения Спасителя. Башни также имеют символические названия: Входоиерусалимская, Гефсиманская и т.д. Окружавшие монастырь холмы именовались Елеонским, Фаворским и пр., села — Преображенское, Назарет, Капернаум. По земле Российской Палестины течет быстрая извилистая река Истра, получившая имя Иордан; ручей, обтекающий монастырский холм, — Кедронский поток. Ныне значительную часть территории занимает город Истра, до 1930 года называвшийся Воскресенском.

В 1919 году монастырь был закрыт, на его территории открыт музей «Новый Иерусалим», а святые места были частью уничтожены, частью преданы забвению и до неузнаваемости изменены.

Начавший ветшать еще после закрытия, монастырь сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны. Во время трехнедельной немецкой оккупации в 1941 году музей был разграблен. При отступлении фашистских войск ансамбль монастыря был взорван, башня и колокольня монастыря разрушены, а собор значительно поврежден.

Реставрационно-восстановительные работы в монастыре начались в 1947 году; особенно интенсивно они велись в 1960-80-е годы. В 1994 году начался процесс передачи сооружений монастыря Русской Православной Церкви, в обители возобновилась богослужебная деятельность.

23 июля 2008 года монастырь посетили Президент России Д.А. Медведев и приснопамятный Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. По их инициативе был создан Благотворительный фонд по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. 20 октября 2008 года в Кремлесостоялось первое заседание Попечительского совета Благотворительного фонда.

6 марта 2009 года Президентом РФ Д.А. Медведевым был подписан указ «О мерах по воссозданию исторического облика Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря Русской Православной Церкви». Указом предусмотрено предоставление Благотворительному фонду субсидий из федерального бюджета на воссоздание исторического облика обители.

В настоящее время сопредседателями Попечительского совета Благотворительного фонда по восстановлению Ново-Иерусалимского монастыря являются председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

24 сентября 2012 года, протоиерей Сергей Рыжаков, благочинный Бирского округа, совершил водосвятный молебен и освящение накупольного креста молитвенного дома в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Ургуш Караидельского района.

 После богослужения крест был установлен на крыше молитвенного дома.

 Для местной православной общины, поднятие креста стало долгожданным и праздничным событием. С искренним благоговением предстояли они во время службы, подпевая священнику. На глазах некоторых прихожан блестели слезы радости.

 Водружение креста стало видимым знаком воссоздания православной веры в этом селе. Прихожане надеются, что теперь работы по реконструкции здания пойдут быстрее и православная жизнь в селе будет более деятельной.

 Около 12 лет назад Ватолина Тамара Вениаминовна, староста прихода, присмотрела пустующий и полуразрушенный купеческий дом дореволюционной постройки, стоящий без надобности на окраине села, под молитвенный дом. Прихожане своими силами, с верой и упованием на помощь Божью, начали по мере возможности реконструировать здание. Вставили окна, восстановили часть разрушенной стены, заменили истлевшие лестницы, переложили печи.

 Тамара Вениаминовна, болея душой за бедность обстановки молельного дома, откладывала деньги из своей небольшой пенсии, принимала пожертвования от местного населения. В свои 78 лет она сама ездила в епархиальное управление, где приобретала недостающие принадлежности для богослужения и иконы. Периодически богослужения здесь совершали священники из близлежащих сел.

 Теперь Тамара Вениаминовна, вместе со своей общиной мечтает о частых богослужениях в молитвенном доме. А в планах у них построить хоть небольшую, но настоящую церковь.

 «Для нас поднятие креста это большой праздник, – делится своими впечатлениями Патлусова Ангелина Федоровна, главная помощница старосты, – мы заранее очистили территорию вокруг дома, сделали по возможности мелкий ремонт. Сама я не спала несколько ночей, ожидая приезда батюшки. И вот, слава Богу, теперь над нашим домом сияет на солнце Крест – символ нашей веры и надежды на спасение. Слава Богу за все!»

 «Да, правда, долгожданное событие, – вторит помощнице Тамара Вениаминовна, – теперь надеемся, что службы у нас будут проходить чаще, и батюшки будут читать нам проповеди, толковать Священное Писание, укрепляя нас в вере, а где и совет дадут, как жить, как уберечься от зла. Очень уж мы нуждаемся в таких наставлениях».

 Первая продолжительная беседа со священником состоялась в тот же день во время праздничной трапезы, на которой прихожане смогли получить ответы на интересующие их вопросы.

 

Вы здесь: Главная События Общецерковные новости Информационная служба

Популярные статьи

Последние статьи

Публикации