Нефтекамская Епархия | Башкортостанская Митрополия Московский Патриархат

Информационная служба

Эл. почта: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Обнаруженный несколько месяцев назад чудотворный Малочернетчинский образ Спасителя «Хлеб Жизни», который считался утраченным почти сто лет назад, в годы Гражданской войны, принесен в Сумскую епархию.

В конце ХIX века эта икона прославилась многочисленными чудесами исцеления в с. Малая Чернетчина Сумского уезда Харьковской губернии. Малочернетчинский образ Спасителя почитался не только православными, но также лютеранами и католиками. Для этой иконы Святейший Синод в 1904 году установил ежегодный крестный ход, на который стекалось множество паломников. Память о чудотворном Малочернетчинском образе сохранилась у верующих Сумской области, несмотря на десятилетия гонений. Во многих храмах Сумщины до сих пор хранятся списки этой иконы. Долгие годы поисков самой святыни оставались безуспешными. В июле 2012 года чудотворная икона, обнаруженная в собрании донецкого коллекционера, была передана им Церкви. С 15 июля икона находилась в Свято-Успенской Святогорской лавре.

24 сентября в Святогорской лавре прошли торжества по случаю 20-летия восстановления монашеской жизни в древней обители и проводов Малочернетчинского образа в Сумы. Во время Божественной литургии, которая состоялась в этот день в Успенском соборе Лавры, в центре храма была установлена вновь обретенная святыня.

По окончании Литургии состоялся крестный ход с Малочернетчинским образом на Лаврскую площадь, где был отслужен молебен, после чего святыня была переданаепископу Сумскому и Ахтырскому Евлогию для препровождения в Сумскую епархию.

Вечером 24 сентября чудотворная икона была принесена в Свято-Троицкий Ахтырский монастырь, где ее встречали игумен обители архимандрит Симеон (Гагатик) с братией. В монастырском храме иноки совершили сугубые моления перед Сумской святыней.

25 сентября Малочернетчинский образ Спасителя прибыл в Сумы. Жители города и паломники из различных регионов Украины и ближнего зарубежья встретили вновь обретенную чудотворную икону на центральной площади Сум пасхальными песнопениями.

Святыню также встречали глава Сумской областной государственной администрации Ю.П. Чмырь, председатель Сумского областного совета Г.В. Михайленко, секретарь Сумского городского совета А.Л. Мовчан, другие представители областных и городских властей.

Для многочисленных верующих, прибывших в этот день в Сумы для участия в торжествах из ближних и дальних населенных пунктов, были специально подготовлены места парковки транспорта. Несколько тысяч человек смогли посетить в этот день Спасо-Преображенский кафедральный собор, где были совершены праздничные богослужения по пасхальному чину.

Божественную литургию в кафедральном соборе Сум по случаю второго обретения Малочернетчинского образа в сослужении сонма духовенства совершилиархиепископ Хустский и Виноградовский Марк, архиепископ Городницкий Александр, епископ Сумской и Ахтырский Евлогий, епископ Ямпольский Иосиф, епископ Конотопский и Глуховский Роман. В торжествах приняли участие пресс-секретарьБлаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира, председатель Синодального информационно-просветительского отдела протоиерей Георгий Коваленко, пресс-секретарь Донецкой епархии протоиерей Георгий Гуляев и многие другие гости.

В тот же день в Сумском епархиальном управлении состоялся архиерейский прием по случаю второго обретения чудотворного Малочернетчинского образа.

По материалам сайта «Православная Сумщина».

28 сентября 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в Международной научной конференции «От Древней Руси к Российской Федерации — история российской государственности», организованной Московским государственным университетом им. М.В. Ломоносова совместно с Отделением историко-филологических наук РАН.

У центрального входа в Главное здание МГУ на Ленинских горах Предстоятеля Русской Православной Церкви встретили ректор МГУ В.А. Садовничий, настоятель университетского храма мц. Татианы протоиерей Владимир Вигилянский, представители профессорско-преподавательской корпорации.

В кабинете ректора прошла беседа Святейшего Патриарха Кирилл с В.А. Садовничим. Затем в актовом зале МГУ состоялось открытие конференции.

В состав президиума вошли:

  • Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл;
  • С.Е. Нарышкин, председатель Государственной Думы ФС РФ, председатель Российского исторического общества;
  • В.А. Садовничий, академик, ректор МГУ;
  • С.П. Карпов, академик, декан исторического факультета МГУ;
  • В.А. Тишков, академик, руководитель секции истории Отделения историко-филологических наук РАН;
  • Н.А. Макаров, академик, директор Института археологии РАН;
  • А.О. Чубарьян, академик, директор Института всеобщей истории РАН;
  • В.Ф. Солдатенко, член-корреспондент Национальной академии наук Украины, директор Украинского института национальной памяти;
  • А.В. Торкунов, академик, ректор Московского государственного института международных отношений;
  • В.А. Никонов, декан факультета государственного управления МГУ;
  • Ю.А. Петров, директор Института российской истории РАН;
  • Х. Мальтезу, директор Института византийских и пост-византийских исследований в Венеции;
  • С.В. Мироненко, директор Государственного архива РФ;
  • Н.А. Пашаева, руководитель Филиала МГУ в г. Баку;
  • В.В. Данилович, директор Института истории Национальной академии наук Беларуси;
  • Е.И. Пивовар, член-корреспондент РАН, ректор Российского государственного гуманитарного университета.

Среди гостей и участников мероприятия также были председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви архиепископ Верейский Евгений, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, первый заместитель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, преподаватели и студенты Московского университета, представители других российских и зарубежных вузов, священнослужители.

Первое пленарное заседание научной конференции открыл ректор МГУ В.А. Садовничий. Затем к участникам мероприятия обратился С.Е. Нарышкин. «2012 год указом Президента был объявлен Годом Российской истории. Этот год богат на знаменательные даты — 1150-летие зарождения российской государственности, 400-летие освобождения Москвы народным ополчением, 200-летие Бородинской битвы. Всё это вехи российской нации, определившие ее государственное, духовное и цивилизационное развитие. Сама память о победах народа, о тех испытаниях, которые выпали на его долю, является хорошей основой для объединения нации», — заявил председатель Госдумы.

Приветствие председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ В.И. Матвиенко огласил начальник аналитического управления аппарата Совета Федерации В.Д. Кривов.

Затем состоялась церемония присуждения Святейшему Патриарху звания почетного доктора МГУ. Решение Ученого совета вуза зачитал В.А. Садовничий:

«Ученый совет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова в своем собрании от 18 ноября 2011 года постановил: за выдающийся вклад в дело духовного воспитания молодежи и тесное сотрудничество с Московским университетом присвоить Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу звание почетного доктора Московского университета».

Ректор МГУ вручил Святейшему Патриарху диплом и знак почетного доктора, после чего Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с речью.

***

28-29 сентября 2012 года Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова совместно с Отделением историко-филологических наук РАН проводят международную научную конференцию «От Древней Руси к Российской Федерации: история российской государственности», приуроченную к Году истории в России и 1150-летию российской государственности.

В форуме принимают участие специалисты в области гуманитарного знания России, стран ближнего и дальнего зарубежья, представители федеральных органов власти, общественных организаций.

Конференция призвана способствовать научному осмыслению исторического пути России, привлечению внимания общества к российской истории и роли России в мировом историческом процессе, дальнейшему укреплению российской государственности.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

29 сентября 2012 года глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион, находившийся с рабочей поездкой в Екатеринбурге, встретился с преподавателями и учащимися Екатеринбургской духовной семинарии и регентской школы.

Встреча состоялась в духовно-культурном центре «Патриаршее подворье» возле екатеринбургского Храма-на-Крови в честь Всех святых, в земле Российской просиявших.

Митрополита Илариона приветствовал ректор семинарии митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл.

Обращаясь к учащимся семинарии, митрополит Иларион отметил, что на нынешнем этапе развития церковной жизни возникли новые, ранее не известные большинству православных верующих трудности. Для многих церковных людей события последнего года оказались неожиданными, они не были готовы к тому, что Церковь окажется под прицелом СМИ, станет объектом информационной атаки: «Некоторые из нас растерялись и до сих пор пребывают в недоумении: как такое могло произойти, кто за этим стоит и что нам делать?»

Митрополит Иларион убежден, что, отвечая на нынешние нападки, люди Церкви «не должны оправдываться, вставать в позу обиженного». «Самым правильным ответом на происходящее должно быть продолжение дела, которым Церковь занималась на протяжении веков, — нести, прежде всего, людям позитив, которого сегодня так не хватает в обществе, — продолжил председатель ОВЦС. — Сегодня мы окружены негативом, который льется через СМИ, приходит через окружающих нас людей. В обществе очень высок градус агрессии, люди недовольны окружающим миром, материальным положением, многими другими аспектами своей жизни, и это недовольство они выплескивают друг на друга и в общественное пространство, в том числе через СМИ и интернет». Дополнительные возможности выплескивать свою агрессию создает анонимность в блогосфере, отметил далее иерарх: прячась под вымышленными именами, люди могут писать что угодно, не опасаясь, что их обнаружат.

Сегодня как никогда Церковь должна нести людям позитив, констатировал далее митрополит Иларион: «Господь наш Иисус Христос учит не отвечать злом на зло — когда нас бьют по одной щеке, мы должны подставить и другую. Значит ли это, что мы должны пассивно воспринимать то, что происходит вокруг нас? Нет. Мы должны защищать Церковь, отвечать на нападки, но не оправдываться, а доносить до людей тот позитив, которым Церковь живет».

Современные журналисты, с сожалением сказал далее архипастырь, в основном интересуются скандальными темами. Задавая вопросы о жизни Церкви, они, в первую очередь, спрашивают, почему тот или иной священнослужитель ездит на дорогой иномарке. Однако, продолжил митрополит Иларион, в большинстве случаев эти автомобили — служебные, и в скором времени тот, кто ими пользуется, может пересесть на «Жигули» или на трамвай. Абсолютное большинство священников (особенно в небогатых приходах) не ездит на дорогих машинах, но об этом пресса молчит, как молчит и о той огромной повседневной позитивной работе, которую проводит Церковь.

По словам председателя ОВЦС, отношение СМИ к Церкви можно уподобить их отношению к врачебному сообществу: почти никто не пишет о трудовых подвигах врачей, принимающих в день десятки пациентов, спасающих больных от смерти, стоя по многу часов у операционного стола. Но стоит врачу допустить ошибку или попасть в коррупционный скандал, об этом тотчас становится широко известно.

«Сегодня СМИ представляют людям окружающий мир таким образом, что может создаться впечатление, будто мы живем в королевстве кривых зеркал, — подчеркнул иерарх. — Однако такая информация не соответствует действительности: в нашей жизни куда больше позитива, чем в СМИ».

Сегодняшним семинаристам, считает митрополит Иларион, очень важно не только усвоить ту сумму знаний, которую дает духовная школа, но и получить определенный «позитивный заряд», которым они впоследствии смогут поделиться с людьми. Для того, чтобы овладеть этим искусством, надо работать над своей душой: «Что у человека внутри, то и снаружи, и редко кому удается скрыть внутреннюю темноту под личиной света». Если же кто-то и пытается это сделать, то люди быстро распознают фальшь и не верят проповеднику, который уподобляется фарисеям, напомнил архипастырь.

Митрополит Иларион напомнил собравшимся в зале слова святителя Григория Богослова: «Надо сначала очиститься — потом очищать; умудриться — потом умудрять; стать светом — потом просвещать; приблизиться к Богу — потом уже приводить к Нему других; освятиться — потом освящать».

«Источник этого Божественного света — Церковь и ее Таинства, прежде всего, Святая Евхаристия, — продолжил иерарх. — Желаю вам чаще приступать к Евхаристии как к главному источнику вдохновения, внутреннего мира, внутреннего содержания, которое вы будете передавать другим. Сегодня особенно актуальны слова преподобного Серафима Саровского: "Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся". Наверное, больше всего сегодня не хватает именно духа мирна. Люди раздерганы, взвинчены, каждый — словно пороховая бочка: поднеси фитиль, и он взорвется. Наша задача номер один — стяжать дух мирен, а задача номер два — передать этот дух другим».

Далее владыка коснулся темы духовного образования. В наше время, убежден митрополит Иларион, священнослужитель должен быть не только преданным Церкви и глубоко религиозным, но также и широко образованным человеком. «Мы должны говорить с людьми не только на узко церковные темы, но и обо всем, что их волнует, — отметил иерарх. — Чтобы иметь возможность общаться с людьми из разных общественных слоев, разного интеллектуального уровня, мы сами должны получить хорошее образование». В Общецерковной аспирантуре и докторантуре, ректором которой он является, учащимся предоставляются очень широкие и разнообразные возможности обучения, отметил митрополит Волоколамский Иларион.

Он также подчеркнул, что очень большую пользу может принести обучение за рубежом — «не потому, что там обучают лучше, чем у нас, а потому, что это дает возможность существенно расширить свой кругозор». Так, студент получает возможность естественным образом изучить иностранный язык, общаясь с его носителями и находясь в соответствующей языковой среде.

«Вообще же я считаю, что самый эффективный способ изучить язык — написать на нем докторскую диссертацию, — продолжил владыка. — Если не получается написать сразу докторскую, можно начать с магистерской диссертации, пройти интенсивный языковой курс. Такие возможности сегодня имеются, в том числе, в Общецерковной аспирантуре и докторантуре». Те из семинаристов, которые по окончании духовной школы желают продолжить образование, могут сделать это, поступив на магистерский курс Аспирантуры.

Обращаясь к учащимся семинарии, архипастырь подчеркнул: «Обучение, которое вы проходите в стенах духовных школ, имеет значение не только для вас лично, ваших близких и тех людей, которым вы впоследствии, когда станете священниками, сможете оказать реальную пастырскую помощь. Оно имеет значение сегодня для всей нашей страны и всего народа, потому что сегодня народ как никогда нуждается в слове Церкви и ее присутствии во всех сферах жизни. Сегодня нужно, чтобы Церковь в лице своих самых достойных и образованных представителей обращалась к людям со спокойным словом, которое может утешить, умиротворить их и наставить на путь истинный».

Митрополит Волоколамский Иларион пожелал слушателям помощи Божией в учебе, служении Церкви, сказав далее: «Пусть Господь помогает всем нам идти достойно по нашему христианскому жизненному пути».

По завершении встречи председатель ОВЦС отбыл в Москву. В аэропорту уральской столицы владыку провожали митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, клирики митрополии, представители городской администрации.

 

 

29 сентября 2012 года во второй половине дня Преосвященный епископ Нефтекамский и Белебеевский Амвросий в сопровождении протоиерея Алексея Тихонова, секретаря Нефтекамской епархии, посетил СПК «Дубник», где осмотрел место под строительство будущего храма в честь Святых Царственных Страстотерпцев.

В СПК «Дубник» Его Преосвященство встретил и сопровождал директор ООО «НефтеГазМонтаж» Шабалин Сергей Геннадьевич, который является благотворителем и инициатором строительства Церкви в этом населённом пункте.

Так же на встрече присутствовал глава СПК «Дубник» Болгов Геннадий Филиппович и архитектор Ирик Давлетов. Преосвященному владыке был показан первый проект храма. Участники встречи обсудили этапы строительства, в свою очередь Владыка Амвросий поблагодарил всех за помощь и участие в жизни Церкви. По окончании встречи Преосвященный епископ Амвросий пообщался с местными жителями, которых просил сугубо молиться о строительстве храма. 

29 сентября 2012 года Преосвященный епископ Нефтекамский и Белебеевский Амвросий совершил Божественную литургию в день празднования иконы Божией Матери «Призри на смирение» в Кафедральном соборе во имя Первоверховных апостолов Петра и Павла города Нефтекамска.

Его Преосвященству сослужили: протоиерей Вячеслав Архангельский, клирик Кафедрального собора во имя Петра и Павла; иеромонах Дорофей (Пурис), заведующий канцелярией епархиального управления. Диаконский чин возглавили: архидиакон Мелетий (Сопотян), клирик Кафедрального Никольского собора города Белебей; протодиакон Георгий Заварский, благочинный Кафедрального Петро-Павловского собора города Нефтекамска.

Во время богослужения Его Преосвященством в сан пресвитера был возведён диакон Сергий Корягин, клирик Петро-Павловского собора города Нефтекамск.

По окончании литургии Его Преосвященство епископ Амвросий обратился к верующим с поучительным словом, а по завершении богослужения в епархиальной трапезной Владыка поздравил главного бухгалтера Нефтекамской епархии Нестерову Людмилу Александровну с днём Ангела, пожелав ей крепкого здоровья, помощи Божией, покровительства Божией Матери, заступничества и ходатайства перед Богом её небесной покровительницы святой мученицы Людмилы Чешской. Владыка подарил Людмиле Александровне икону Пресвятой Богородицы "Казанская" и цветы, к поздравлению так же присоединились сотрудники Епархиального управления, клирики и прихожане Петро-Павловского собора города Нефтекамска.

Уважаемый Сергей Евгеньевич! Уважаемый Виктор Антонович! Профессора, студенты, все высокое собрание!

Я сердечно приветствую вас в связи с проведением конференции, которая является очень актуальной в связи с годом, на который выпало так много важных юбилеев, касающихся истории нашей Родины.

Я приношу глубокую благодарность ученой корпорации Московского университета за ту высокую честь, которой вы меня удостоили. Поскольку сам я начал свое продвижение в Церкви с академической деятельности и в течение десяти лет был ректором духовной академии, то, наверное, нет более высокой награды для меня, чем награда от научного сообщества. Я хорошо знаю атмосферу высшего учебного заведения, атмосферу заседаний Ученых советов, я знаю, как в этом коллективе оттачивается мысль, останавливаются неразумные речения, знаю, как дисциплинируется ум человека и дисциплинируется его слово. И, пожалуй, нет никакой другой среды, кроме академической, которая бы так влияла на формирование личности, в том числе на способность человека несколько раз подумать перед тем, как сказать.

Мы проводим эту конференцию в стенах Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, что тоже является как бы символическим действием, потому что Московский университет — это лидер в нашей стране, это подлинный научный, интеллектуальный, образовательный центр, с именем которого связаны огромные достижения в нашей науке, в образовании, в культуре. Очень большое количество людей, которые прославились своей деятельностью, относились именно к Московскому университету, для них это была alma mater.

Позвольте мне сказать несколько слов на тему конференции, поскольку после вручения докторского диплома полагается сделать какой-то отчет перед аудиторией. Вот и я позволю себе поделиться с вами некоторыми мыслями, которые возникли у меня в связи с нашим Годом истории и в связи с совпадением многих юбилейных дат. Мне кажется, выбранная для обсуждения тема представляется действительно актуальной, поскольку затрагивает, в частности, такой важный вопрос, как роль духовного, в том числе православного наследия в становлении и развитии российской государственности.

Любое строительство начинается с проекта. А еще ранее — с самого общего видения того, что, собственно, собираешься строить, с воображения, с создания образа. Иногда это происходит на уровне фантазии, иногда на уровне мечты, но любому проекту предшествует эта мечта или эта фантазия, этот образ, который порой возникает чисто интуитивно. Созидание будущего предполагает реализацию этого образа. Как кажется, сегодня одна из проблем нашей общественной жизни — это как раз отсутствие такого образа будущего. Люди охотно выражают свое недовольство настоящим, но им гораздо труднее сформулировать, куда они хотели бы прийти от нынешнего состояния дел, какую страну хотели бы построить. Конечно, у многих профессиональных сообществ есть конкретные цели и задачи — проложить дороги, построить города, повысить уровень сельскохозяйственного производства, вообще развить экономику. Но речь идет не об отдельных отраслях и даже не только о внешнем обустройстве жизни страны — речь идет об образе этой страны, которую мы должны или хотим построить.

Известный афоризм гласит: понимание того, куда нам надо идти, проистекает от знания того, откуда мы пришли в данную точку. Только так путь человека или нации обретает шанс оказаться похожим на вектор, а не на сложную ломаную кривую. Иными словами, достойное будущее может быть создано только на прочном историческом фундаменте, и в этом смысле история — это не только наука о прошлом. Это что-то более важное, потому что без знания истории, без осознания того, что есть исторический фундамент бытия, невозможно возводить здание.

Я хотел бы сказать особенно о фундаменте традиции духовного и культурного преемства. При слове «традиция» современные люди, особенно молодые, нередко выражают недоумение и даже скептицизм. «Традиция», «традиционалист», «традиционный» связаны с чем-то давно прошедшим, ненужным, мешающим. На самом деле традиция — это ведь не воспоминание о прошлом, а традиция — это способ передачи ценностей из поколения в поколение. Ведь даже самый радикально настроенный в отношении традиции студент открывает учебник, написанный не его сверстниками, а человеком, которого, может быть, и в живых нет. Он возрастает на мыслях, на знаниях, на опыте тех, кого уже нет.

А как перешли эти знания, опыт, мысли, идеи? Они достались нам по традиции. Традиция — это способ сохранения и передачи ценностей из поколения в поколение. Это не значит, что традиция призвана сохранять все, что принадлежало прошлому. Ведь мы не сохраняем мусор, мы его выкидываем. Человек, живя и работая, производит много ненужного для сохранения на будущее. Но подлинная ценность передается не иначе, как по традиции. Поэтому я думаю, что нужно со всей серьезностью отнестись к пониманию того, что есть традиционное начало в жизни общества.

Попытки разрушить всё до основания, в том числе сломать традицию, а потом на этих обломках строить новый мир, не приводят ни к чему хорошему и ставят нацию на грань духовной катастрофы. Свидетельство тому — история России XX века. Поэтому так важно, что сегодня мы обращаем наши взоры к истокам российской государственности.

В основании любого общественного устройства находится некая система взглядов, философия, которая задает место человека в мироздании, определяет его отношения с вечностью, его обязательства по отношению к ближним, к другим людям. Фундамент европейской цивилизации, частью которой является Россия, зиждется на двух краеугольных камнях: на греко-римской традиции философского осмысления мира и на библейском откровении. Творческий синтез того и другого мы находим у раннехристианских писателей, трудившихся в течение первого тысячелетия, которых мы называем святыми отцами; некоторые авторы и в средние века продолжали ту же традицию. Святоотеческий синтез соединял античные знания, античную науку и богословское ведение, основанное на божественном откровении. Этот синтез поддерживался системой образования Римской империи как в западной, так и в восточной ее части — в Византии. Именно Православие и распространяемая им ученость и книжность включили Русь, а затем и Россию, в культурную традицию империи ромеев.

Являясь культурными и духовными преемниками Византии, мы вместе с тем на протяжении веков стремились бережно сохранять свою славянскую самобытность. Цивилизация, фундамент которой был заложен гением и трудами святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, и сегодня жизнеспособно соединяет европейское культурное и интеллектуальное наследие с православной духовностью и славянским мироощущением.

Между тем, когда нам говорят о «европейском пути» развития, как правило, имеют в виду подражание и воспроизводство западных политических и культурных моделей. Подражание, копирование всегда уступает подлиннику, так как в нем отсутствует оригинальное начало, подлинное авторство. За редчайшим исключением копия и по качеству своему отстает от подлинника; и тот, кто творит копию, поставляет себя в подчиненное положение по отношению к автору оригинала. Всегда есть зазор в сторону понижения. Поэтому строить цивилизацию на основе подражания означает детерминировать развитие таким образом, что оно в принципе всегда будет отставать от тех, кто рождал и рождает подлинник. Быть ведомым — это опасно, по крайней мере для взрослого возраста. Быть ведомым в молодости, в детстве необходимо, но когда ребенок вырастает, он перестает быть ведомым, и тогда раскрывается потенциал его свободной личности.

Бездумную, подчас агрессивную вестернизацию история нашей страны знала не раз и, по мысли Арнольда Тойнби, она «на деле лишь помогала силам, сдерживающим прогресс» (А.Дж. Тойнби. Постижение истории. Часть 6). Важно понимать, что подлинно европейский путь предполагает не подражание чужому, но осознание собственных европейских корней и возвращение к ним с учетом конкретных культурных и исторических условий. Сказанное применимо, в том числе, и к государственному строительству. Верность ценностям собственной традиции позволяет самостоятельно осознать цели и задачи государственной власти, задуматься о назначении института государства.

Что же наша традиция говорит об этом? Священное Писание утверждает абсолютную необходимость института гражданской власти в пораженном грехом мире. Цитирую апостола Павла: «Противящийся власти противится Божиему установлению» (Рим. 13: 2). Силы зла, увы, реальны, и чтобы люди могли жить мирно, трудиться, растить детей, необходимо государство, которое будет сдерживать зло, в том числе и силой. Мы видим, что там, где государство исчезает или ослабевает настолько, что уже не может исполнять свои функции, в обществе водворяется хаос.

Православные христиане, по заповеди апостола, молятся <em>«за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам
жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте»</em> (1 Тим. 2:2), понимая, что такая жизнь обеспечивается
служителями государства, которые пресекают злую волю преступников и готовы отразить нашествие иноплеменников. Поэтому большое место в православной традиции занимает этика государственного служения. В наших святцах немало имен царей, князей, правителей, воинов, отдавших свою жизнь служению ближним и защите Отечества. И это вовсе неслучайно, ведь представители государственной власти, которые поддерживают порядок и пресекают беззаконие, исполняют миссию, возложенную на них Самим Богом. Вот что говорит об этом апостол Павел: «если делаешь зло — бойся, ибо тот, у кого власть, не напрасно носит меч: Он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (см. Рим. 13:4).

Конечно, все то, о чем сейчас было сказано, имеет отношение не к конкретным лицам, не к конкретным политическим системам, а к самому институту власти. Институт власти возник в мире, в обществе, подверженном греху, для сохранения этого общества, для того, чтобы люди были способны жить сообща, чтобы разнонаправленные интересы не разрушали возможности людей солидарно трудиться, в том числе и для достижения общего блага. Поэтому четкая и совершенно определенная поддержка Церковью института государственной власти не означает оценок, которые каждый представитель Церкви может иметь в отношении тех или иных политических деятелей, государственных деятелей. Но при этом всякий раз необходимо понимать, что сохранение института власти является залогом процветания общества.

Уже у языческих мыслителей мы находим представление о естественном законе, о правде, которой должно служить государство. Напомню знаменитые слова Цицерона: <em>«Истинный закон — это разумное положение, соответствующее
природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая; запрещая, от преступления отпугивает... Предлагать полную или частичную отмену такого закона — кощунство; сколько-нибудь ограничивать его действие не дозволено; отменить его полностью невозможно, <...> на все народы в любое время будет распространяться один извечный и неизменный закон, причем будет один общий как бы наставник и повелитель всех людей — Бог, создатель, судья, автор закона. Кто не покорится ему, тот будет беглецом от самого себя и, презрев человеческую природу, тем самым понесет величайшую кару»</em> (Марк Туллий Цицерон. О государстве,
книга III, глава XXII).

То, что прозревали мудрейшие из язычников, получило подтверждение в библейском откровении. По слову святого апостола Павла, нравственный закон написан Богом в сердцах людей, <em>«ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе
законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую»</em> (Рим. 2:14-15).

Миссия государства, таким образом, состоит в поддержании правды; в своих действиях оно призвано руководствоваться естественным законом. Государство является не источником естественного закона, но только его интерпретатором; оно решает, как вечный нравственный закон должен преломляться в данной эпохе и в данной культуре, в том числе и через систему законодательства. В рамках этого, традиционного для русской (и европейской в целом) культуры подхода, если 95 % населения в соответствии со всеми легальными демократическими процедурами проголосуют за истребление остальных 5 %, то это все равно будет беззаконие, потому что закон, запрещающий отнимать невинную жизнь, установлен не государством и не людьми вообще, и никакие национальные или международные человеческие институты не могут его отменить.

Задача государства — опираясь на Богом данный нравственный закон, таким образом интерпретировать его в соответствии с местом, временем, культурой, чтобы нравственное начало через действие законодательства укреплялось в жизни личности и общества.

Представление о государстве как о Божественном установлении, священном институте, защищающем высшую правду и справедливость, глубоко укоренено в сознании нашего народа. Как писал наш современник, а для многих из вас, наверное, и коллега — замечательный философ, политолог и публицист Александр Сергеевич Панарин, <em>«идентичность русских
людей скреплял православный идеал священного царства, основанный на высшей правде и жертвенном служении вере»</em> (А.С. Панарин. «Православная цивилизация в глобальном мире»).

К сожалению, ныне, как и раньше, мы сталкиваемся с совершенно иными подходами к закону. Сегодня закон нередко провозглашает полную человеческую автономию от нравственного начала, неограниченный произвол в установлении тех норм, которые в данный момент законодатели сочтут удобными. Отрицание права на жизнь за младенцем в утробе матери, умерщвление стариков и больных, которые, по мнению некоторых современных мыслителей, «обязаны умереть», чтобы не оттягивать на себя ресурсы общества, попытки пересмотреть определение такого фундаментального для человеческой природы института, как брак, — все это отражает глубокий сдвиг в восприятии мира и человека, сдвиг, который христиане находят разрушительным и опасным. «Все можно разрушить и потом заново отстроить». Но если разрушается Богом данный нравственный закон, если он удаляется из общественных отношений, то люди перестают быть способными организовываться в общества — любые общества, будь то семья, трудовой коллектив или государство.

Как любое человеческое общество в этом падшем мире, государство может удаляться от своего предназначения. История дает множество примеров того, как государство и власть изменяли своему призванию — служить высшему нравственному закону. ХХ век видел временное торжество антихристианских идеологических диктатур, которые не столько пресекали беззаконие, сколько сами его творили. Это страшное время показало нам пример того, что происходит, когда государство видит себя не слугой высшего нравственного закона, но поставляет самое себя высшим судией и законодателем.

Сталкиваясь с неправдой и грехом, Церковь может выступить с обличением, в том числе и правителей, когда они изменяют своему долгу. Примером такого обличения может служить святитель Филипп Московский, выступивший против неправосудия царя Иоанна Грозного. Люди, наделенные властью, сталкиваются с особыми соблазнами и нуждаются в особом пастырском попечении.

Рассматривая отношения Церкви и государства в наши дни, мне хотелось бы развести идеалы, которые для Церкви являются неизменными, и реалии, которые отражают именно нынешнюю ситуацию. Россия — одна из самых секуляризированных европейских стран. То, что в других странах Старого Света практически является само собой разумеющимся, как например: кафедры теологии в вузах, капелланы в армии, выходные дни в большие религиозные праздники, обучение религии в школах и многое другое, в частности, касающееся проявлений религиозной культуры, — в нашу жизнь входит с трудом и под зубовный скрежет тех, кто представляет себе «светское государство» исключительно в виде государства атеистического, исключающего присутствие религии в общественных процессах.

Но время атеистической диктатуры, надеемся, прошло. Присутствие Церкви в публичной сфере — это совершенно нормальное для свободного общества явление.

Церковь и государство — разные установления. Церковь есть добровольное сообщество, которое обращается к своим членам с пастырским словом, рассчитывая на их добровольное послушание. Государство объемлет всех жителей страны, имея власть принуждать к исполнению своих законов, в том числе и силой. Церковь не стремится к государственной власти, не собирается усваивать себе государственных функций. Более того, она не стремится к государственному статусу, которым обладают Церкви большинства в ряде европейских стран. Требовать от Церкви, чтобы она «не сливалась с государством» — значит ломиться в открытую дверь.

Однако часто за этими требованиями стоит другое: попытки заставить Церковь отказаться от ее пастырской ответственности за своих членов, а православных людей — от их гражданских прав и обязанностей. Члены Церкви являются также и гражданами государства, и членами общества. Они призваны руководствоваться в исполнении своих гражданских обязанностей христианской совестью. Это относится и к рядовым гражданам, и к тем, кто занимает ответственные посты в государстве. Вместе с тем, православные граждане, каждый на своем месте, призваны сотрудничать с людьми иных религиозных убеждений и взглядов в поддержании мира и справедливости. И в этом отношении Россия — одна из самых продвинутых стран мира, потому что традиция межрелигиозного мира в нынешних непростых условиях поддерживается не только религиозными лидерами, но и абсолютным большинством верующих людей.

Церковь не формирует органы государственного управления и не издает государственных законов. Она формирует души людей, призванных к братскому служению друг другу и общему благу. Она утверждает непреложность нравственного закона, на котором только и может быть воздвигнуто справедливое общество и государство. Она свидетельствует о Царстве Духа. Как пишет Н.А. Бердяев, <em>«никогда не сможет полностью вместиться [Церковь] в царство Кесаря, поскольку вечна и стремится к
бесконечности» (Н.А. Бердяев. «Царство Духа и царство Кесаря»).

Благодарю вас за внимание.

27 сентября 2012 года Высокопреосвященнейший митрополит Уфимский и Стерлитамакский Никон в сослужении Преосвященных епископов: Салаватским и Кумертауским Николаем и Нефтекамским и Белебеевским Амвросием совершил Божественную литургию на праздник Воздвижения Креста Господня.

Так же в этот день Преосвященный епископ Николай отмечает годовщину своей архиерейской хиротонии. По окончании Божественной литургии Преосвященный епископ Амвросий поздравил владыку Николая с памятной датой в его жизни и преподнёс памятный подарок Крест и Панагию.

После, митрополитом Никоном был совершён чин освящения нового, построенного здания Епархиального управления на котором помолились епископы: Салаватский Николай и Нефтекамский Амвросий.

Во время поездки Его Преосвященство владыку Амвросия сопровождал протоиерей Алексий Тихонов, секретарь епархиального управления.

26 сентября 2012 года состоялось Всенощное бдение в Кафедральном Князь-Димитриевском соборе города Салавата накануне праздника Воздвижения Креста Господня. По приглашению епископа Салаватского Николая, который на следующий день отмечает годовщину своей архиерейской хиротонии, епископ Нефтекамский Амвросий сослужил его Преосвященству на Всенощном бдении.

После богослужения преосвященный епископ Амвросий в сопровождении правящего архиерея Салаватской епархии епископа Николая, посетил новое, отстроенное здание Епархиального управления.

Во время поездки в Салаватскую и Кумертаускую епархию, по случаю торжеств дня архиерейской хиротонии епископа Николая, Преосвященного епископа Нефтекамского и Белебеевского Амвросия сопровождал протоиерей Алексий Тихонов, секретарь епархиального управления.

 

25 сентября 2012 года город Бирск посетили участники Воскресенского православного братства города Москвы.

Приезд в город имел определенную цель – исполнили просьбу своего друга Архангельского А. И. Передать биографические данные и фотографии его прадеда – священника Вячеслава Николаевича Архангельского, бывшего настоятелем Михаило-Архангельского храма г. Бирска в 1921-1922 гг. и в дальнейшем пострадавшего за веру.

Благочинный Бирского округа протоиерей Сергий Рыжаков провел для паломников экскурсию по храмам и центральной исторической части города. В конце дня гости присутствовали на вечернем богослужении.

 Провожая паломников, отец Сергий благословил их в дорогу и пригласил в гости на 350-летие города Бирск.

 

Наталья Левчук.

26 сентября 2012 года, благочинный Бирского округа протоиерей Сергий Рыжаков совершил рабочую поездку в село Печенкино Бирского района в восстанавливающийся храм Рождества Христова. Отец Сергий отслужил молебен с чтением акафиста святителю Николаю Чудотворцу.

 После богослужения батюшка обсудил с местными жителями дальнейшие планы по реконструкции храма. На сегодняшний день в храме вставлены пластиковые окна, установлен иконостас. В планах перекрытие крыши над алтарем и в храмовой части, строительство колокольни.

  На восстановлении храма трудятся сами жители села Печенкино. Мужчины бесплатно трудятся на стройке, женщины поддерживают порядок и чистоту в церкви, занимаются поисками и закупкой строительного материала. Силами благодетеля Белова Георгия Алексеевича был залит фундамент. Омпелева Анна Михайловна пожертвовала кирпич на алтарь.

 

Наталья Левчук.

 

Тема дня

Предстоятель Русской Церкви возглавил хиротонию архимандрита Митрофана (Еврокатова) во епископа Нефтекамского

02 Март 2024

1 марта 2024 года, в день памяти священномученика Ермогена, Патриарха…

Вы здесь: Главная События Анонсы и объявления Информационная служба

Популярные статьи

Случайные статьи

Публикации