Нефтекамская Епархия | Башкортостанская Митрополия Московский Патриархат

Информационная служба

Эл. почта: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В Архангельской епархии создан центр по изучению и сохранению памяти новомучеников и исповедников Российских. Руководит объединением историк-краевед Н. Суханов.

Центр состоит из музея новомучеников и исповедников Российских, отделов православного краеведения и археолого-поисковой работы, дирекции крестных ходов и паломнической службы.

В задачи объединения входит проведение традиционного крестного хода во имя новомучеников и исповедников Российских от музея деревянного зодчества «Малые Корелы» в с. Лявлю, разработка маршрутов новых крестных ходов к местам расстрелов, обустройство мемориалов на местах массовых захоронений и сбор материалов для комиссии по канонизации.

Центр по изучению и сохранению памяти о новомучениках и исповедниках Российских создан во исполнение определения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2011 года «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших». В соборном определении указывается на необходимость «активно укреплять в обществе памяти о новомучениках как примере стояния в вере», содержится призыв «умножить усилия для распространения в народе почитания святых новомучеников и исповедников».

Архангельская епархия/Патриархия.ru

1 октября 2012 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион принял в ОВЦС группу офицеров Военно-воздушных сил России.

В состав группы вошли генерал-лейтенант Дальней авиации М.М. Опарин, полковники В.В. Петров, В.И. Козлов, В.Н. Белашенко, А.Ю. Яблонских, подполковник С.В. Терехов.

Владыка тепло поздравил гостей со знаменательным юбилеем — 100-летием российской авиации, отмечаемым в нынешнем году.

Глава делегации генерал-лейтенант М.М. Опарин отметил традиционно дружественные отношения с Русской Православной Церковью российских авиаторов, в частности, преподавателей Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина в подмосковном Монино, напомнив, что они имели возможность неоднократно встречаться со Святейшим Патриархом Кириллом в бытность его председателем ОВЦС. По мнению М.М.Опарина, нынешнее посещение Отдела внешних церковных связей продолжает эту добрую традицию.

Гости рассказали о современном положении российской военной авиации. М.М. Опарин вручил митрополиту Илариону памятную медаль «100 лет авиации России», а также преподнес книгу одного из основоположников российского авиастроения И.И. Сикорского «Небо и Небеса».

На память о встрече председатель ОВЦС подарил каждому из гостей свою книгу «Как обрести веру», фильм о Святейшем Патриархе Кирилле и аудиодиски с записями своих музыкальных произведений.

Во встрече также участвовал секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

 

1 октября 2012 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры митрополит Волоколамский Иларион принял директора Государственного архива Российской Федерации, заведующего кафедрой отечественной истории XIX - начала XX вв. Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова профессора С.В. Мироненко.

В ходе беседы, которая прошла в стенах Общецерковной аспирантуры, были затронуты вопросы взаимодействия учебного заведения с архивом, в том числе проблемы подготовки публикаций документов по истории Русской Православной Церкви и династии Романовых.

Митрополит Иларион поблагодарил гостя учебного заведения за содействие в организации курсов подготовки церковных архивистов, которые пройдут в ближайшее время в Общецерковной аспирантуре и в Российском государственном гуманитарном университете.

С.В. Мироненко и митрополит Иларион подписали соглашения о сотрудничестве Общецерковной аспирантуры и Государственного архива Российской Федерации.

На встрече присутствовал секретарь Ученого совета Общецерковной аспирантуры и докторантуры А.И. Мраморнов, ответственный за взаимодействие учебного заведения с архивными учреждениями.

Общецерковная аспирантура и докторантура/Патриархия.ru

30 сентября 2012 года, в неделю по Воздвижении и день памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, в Эшо под Страсбургом была совершена Божественная литургия, а также впервые прошел крестный ход с частицей Креста Господня и частицей мощей мученицы Софии.

Праздничные богослужения возглавили архиепископ Берлинский и Германский Феофан иархиепископ Бориспольский Антоний, управляющий делами Украинской Православной Церкви, прибывший во Францию для участия в торжествах по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира. Также в богослужении приняли участие около двадцати священнослужителей, прибывших из разных городов Европы.

Организатором торжеств в честь святых мучениц в Страсбурге и Эшо выступило представительство Московского Патриархата при Совете Европы и ставропигиальный приход Всех святых в Страсбурге.

Праздничная служба прошла на церковнославянском, а также частично французском и немецком языках. Богослужение сопровождалось пением хора «Благозвонница» Заиконоспасского мужского монастыря города Москвы, а также хора Киевской духовной академии.

Впервые торжества в Эшо собрали около тысячи человек, которые приехали из России, Украины, Франции, Германии, Швейцарии и других европейских стран. На Литургии причастилось около 400 человек.

В качестве почетных гостей на богослужении присутствовали постоянный представитель России при Совете Европы А.Ю. Алексеев и мэр Эшо Жан Луи Фрейд, который от имени жителей города поприветствовал всех собравшихся на праздник и выразил искреннее удивление и радость, увидев такое количество паломников.

В свою очередь архиепископ Феофан поблагодарил власти и жителей города за гостеприимство, пожелав всем помощи Божией. «Очень важно, что присутствующие на торжествах местные жители увидели красоту православного богослужения и смогли почувствовать, насколько почитаемы в русской православной традиции Вера, Надежда, Любовь — добродетели, которые делают нас христианами», — отметил владыка Феофан.

По окончании Божественной литургии в Эшо впервые был совершен крестный ход с частицей Креста Господня и частицей мощей мученицы Софии, хранящимися в церкви святого Трофима. Праздничное шествие началось с выноса большой иконы мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии, постоянно находящейся в церкви Всех святых г. Страсбурга.

По завершении крестного хода к паломникам обратился архиепископ Феофан: «Сегодняшний праздник — это великое торжество нашей веры и дар Божий. Многие проехали тысячи километров, чтобы побывать на празднике в Эшо. Любое паломничество — это посвящение жизни Богу. Мы совершаем большие труды не для того, чтобы просто материально прикоснуться к святыне — важно отдать часть нашей жизни, нашего времени».

Архиепископ Антоний поздравил всех собравшихся в храме святого Трофима и произнес проповедь на воскресное Евангелие о несении Креста в жизни каждого христианина. При этом он подчеркнул высоту подвига любви юных мучениц к Господу. Обращаясь к настоятелю храма Всех святых г. Страсбурга игумену Филиппу (Рябых), владыка Антоний поблагодарил его за духовное окормление православных украинцев, проживающих в Страсбурге, а также преподнес в дар приходу Всех святых города Страсбурга Киево-Печерскую икону Божией Матери с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием и священническое облачение.

Праздничные торжества продолжились вечером в кафедральном соборе Божией Матери города Страсбурга, где выступил с концертом хор Заиконоспасского мужского монастыря «Благозвонница», совершающий паломническую поездку к православным святыням Западной Европы. Хор исполнил духовные песнопения, военные песни русской армии, песни Великой Отечественной войны, русские народные песни. Выступление московского хора собрало около 1600 жителей Страсбурга.

***

Память святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии с древних времен почитают христиане из разных стран, особенно в Русской Православной Церкви. Имена этих святых носят многие православные женщины. Традиция давать эти имена напоминает о важнейших христианских добродетелях — вере, надежде, любви и мудрости. Святым мученицам молятся о воспитании детей, о мире и согласии между супругами, родителями и детьми.

Мощи святых мучениц с 777 года находились в женском монастыре в местечке Эшо, собирая к молитве многочисленных верующих. По просьбе епископа Страсбурга Ремигия они были перенесены из Рима для укрепления христианства на эльзасских землях. Во время революционных событий во Франции в конце XVIII века мощи исчезли. Предположительно, они до сих пор пребывают сокрытыми где-то в пределах Эшо. В настоящее время в храме святого Трофима находится исторический саркофаг, в котором хранились мощи на протяжении 400 лет, и частица мощей святой мученицы Софии. Здесь же находится другая христианская святыня — частица Животворящего Креста Господня. Эти две святыни пребывают вместе, так как память святых мучениц всегда совпадает с попразднством Воздвижения Креста Господня. Поэтому за богослужением неотделимо друг от друга звучат песнопения Животворящему Кресту и римским мученицам.

В 2012 году исполняется 1875 лет со дня кончины святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, произошедшей около 137 года. Уже на протяжении нескольких лет праздничное богослужение в день их памяти, организуемое представительством Московского Патриархата в Страсбурге, объединяет русскую православную диаспору Западной Европы и верующих из православных стран. Кроме того, на богослужении традиционно присутствуют местные жители, которые имеют возможность познакомиться с живой православной традицией.

Представительство Русской Православной Церкви в Страсбурге/Патриархия.ru

1 октября 2012 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя открылся XVI Всемирный русский народный собор «Рубежи истории — рубежи России». Церемонию открытия и первое планарное заседание возглавил глава ВРНС Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

В президиуме Собора присутствовали: В.И. Матвиенко, председатель Совета Федерации ФС РФ; В.Р. Мединский, министр культуры РФ; А.Д. Беглов, Полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе; митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналиймитрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентиймитрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, заместитель главы ВРНС; В.Н. Ганичев, председатель правления Союза писателей России, заместитель главы ВРНС; Н.Б. Жукова, председатель региональной общественной организации «Клуб "Реалисты"», член бюро президиума ВРНС; С.П. Карпов, декан исторического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова; М.Н. Белогубова, начальник Департамента аппарата Полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе по работе с органами власти субъектов РФ и общественными организациями, член бюро президиума ВРНС; Н.П. Бурляев, президент Международного кинофорума славянских и православных народов «Золотой Витязь», народный артист России; А.Е. Карпов, президент Международной ассоциации фондов мира; Зиновий Коган, председатель Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России; О.А. Костин, член бюро президиума ВРНС, руководитель секретариата ВРНС; С.И. Котькало, член бюро президиума ВРНС, секретарь правления Союза писателей России; М.И. Ножкин, народный артист России; Т.Ю. Петрова, заслуженная артистка России; В.М. Сидоров, почетный председатель Союза художников России, народный художник России; Р.А. Силантьев, исполнительный директор правозащитного центра ВРНС; Талгат Таджуддин, председатель Центрального духовного управления мусульман России; В.Я. Шатохин, первый вице-президент Объединения высших офицеров России, член бюро президиума ВРНС; О.В. Ефимов, координатор Общественного совета Межфракционной депутатской группы в Государственной Думе ФС РФ в защиту христианских ценностей; С.А. Анисимова, старший преподаватель Института повышения квалификации социальных работников при Правительстве Москвы, член бюро президиума ВРНС; С.В. Перевезенцев, сопредседатель правления Союза писателей России; В.Н. Крупин, сопредседатель правления Союза писателей России.

Среди участников Собора — иерархи и духовенство Русской Православной Церкви, представители традиционных религий — ислама, буддизма, иудаизма. В мероприятиях Всемирного русского народного собора принимают участие руководители законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, представители научного и бизнес-сообщества, военнослужащие, сотрудники силовых структур, казаки, преподаватели и студенты государственных образовательных учреждений.

После пения молитвы «Царю Небесный» заместитель главы ВРНС В.Н. Ганичев произнес вступительное слово и объявил XVI Всемирный русский народный собор открытым. Прозвучал государственный гимн Российской Федерации.

К собравшимся обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Руководитель Администрации Президента РФ С.Б. Иванов огласил приветствие Президента РФ В.В. Путина и поделился своими мыслями по теме Собора.

Участников Собора приветствовала председатель Совета Федерации ФС РФ В.И. Матвиенко.

Затем состоялось выступление министра культуры РФ В.Р. Мединского с оглашением приветствия председателя Правительства РФ Д.А. Медведева.

С докладами на первом пленарном заседании Собора также выступили Полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов и декан исторического факультета МГУ С.П. Карпов.

В ходе второго пленарного заседания В.Н. Ганичев огласил приветствия председателя Государственной Думы ФС РФ С.Е. Нарышкина и министра образования и науки РФ Д.В. Ливанова. Руководитель Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями г. Москвы Ю.В. Артюх зачитал приветствие мэра столицыС.С. Собянина.

В программу Собора входят пленарные заседания, а также работа в секциях и конференциях по темам:

  • Современная литература в контексте отечественной истории;
  • Преподобный Сергий — объединитель русских земель;
  • История России — история отчизнолюбия. Проблемы патриотизма в современной Росси;
  • Женская святость на Руси: прошлое и настоящее;
  • Н.Я. Данилевский — основоположник цивилизационного метода в исследовании истории;
  • Роль культурно-духовных традиций в социальной сплоченности общества;
  • Духовный подвиг святых равноапостольных Константина и Елены — начало и торжество христианского мира в истории человечества;
  • Фантастическая литература и компьютерные игры как средства патриотического воспитания;
  • Ожившая история: взгляд в будущее.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

 

Православные паломники из города Бирска поклонились святыням Екатеринбургской митрополии. Поездка проходила с 23 по 25 сентября. Сопровождал паломников священник Даниил Евдокимов, клирик Казанско-Святительского храма города Бирска.

 За время паломничества, верующие посетили главные храмы Екатеринбурга, такие как, Новомученников и Исповедников Российских (Храм на Крови), Свято-Троицкий Кафедральный собор.

 Посетили мужской монастырь Святых Царственных Страстотерпцев города Екатеринбурга; Ново-Тихвинский женский монастырь города Екатеринбурга; женскую обитель во имя  иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» города Среднеуральска; Свято-Николаевский мужской монастырь и женский монастырь во имя Покрова Пресвятой Богородицы города Верхотурья.

30 сентября 2012 года, в неделю 17-ю по Пятидесятнице,Преосвященнейший Амвросий, епископ Нефтекамский и Белебеевский, совершил Божественную литургию в храме святых Германа, Гурия и Варсонофия, святителей Казанских, города Бирска.

Его Преосвященству сослужили: протоиерей Геннадий Плохов, благочинный Белебеевского округа; протоиерей Сергий Рыжаков, благочинный Бирского округа; иерей Сергей Попонин, благочинный Октябрьского округа и духовенство Бирского благочиния.Диаконский чин возглавили: архидиакон Мелетий (Сопотян), клирик Кафедрального Никольского собора города Белебей и протодиакон Георгий Заварский, благочинный Кафедрального собора апостолов Петра и Павла города Нефтекамска.

За богослужением пели хоры Казанско-Святительского храма под руководством регентов: Тимофеевой Ф.А. и Глуховой К.В.

На малом входе, Преосвященным епископом Амвросием, священник Михаил Васильковский, клирика Казанско-Святительского храма, был удостоен правом ношения набедренника.

По окончании богослужения, Владыка обратился к верующим с поучительным словом, поздравив всех, как с Воскресным днем, так и с памятью святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, которых Святая Церковь воспоминает и чтит в этот день. Правящий архиерей поздравил матушку Веру, супругу протоиерея Сергия Рыжакова, и всех прихожан, кто носит имена святых мучениц, пожелав Многого лета, заступничества и ходатайства перед Богом святыми подвижницами.

 

Накануне Международного дня пожилого человека, Преосвященный епископ Амвросий также поздравил старшее поколение с наступающим праздником, пожелал им помощи Всеблагого Бога, здоровья, крепости духа и долгих лет жизни.

 

После, Преосвященный Амвросий ознакомился со строительно-ремонтными работами при храме.

 

 

Житие святых мучениц

 

 

Святые мученицы Вера, Надежда и Любовь родились в Италии. Их мать, святая София, была благочестивой вдовой-христианкой. Назвав своих дочерей именами трех христианских добродетелей, София воспитывала их в любви ко Господу Иисусу Христу.

Святая София и дочери ее не скрывали своей веры во Христа и открыто исповедовали ее перед всеми. Наместник Антиох донес об этом императору Адриану (117 - 138), и тот велел привести их в Рим. Понимая, зачем их ведут к императору, святые девы горячо молились Господу Иисусу Христу, прося, чтобы Он послал им силы не устрашиться предстоящих мук и смерти. Когда же святые девы с матерью предстали перед императором, все присутствовавшие изумились их спокойствию: казалось, что они были званы на светлое торжество, а не на истязания. Призывая по очереди сестер, Адриан убеждал их принести жертву богине Артемиде. Юные девы (Вере было 12, Надежде - 10 и Любови - 9 лет) оставались непреклонны. Тогда император приказал жестоко истязать их: святых девиц жгли на железной решетке, бросали в раскаленную печь и в котел с кипящей смолой, но Господь Своей Невидимой Силой хранил их. Младшую, Любовь, привязали к колесу и били палками, пока тело ее не превратилось в сплошную кровавую рану. Перенося невиданные муки, святые девы прославляли своего Небесного Жениха и оставались непоколебимыми в вере. Святую Софию подвергли иной, тяжелейшей, пытке: мать была вынуждена смотреть на страдания своих дочерей. Но она проявила необыкновенное мужество и все время убеждала девиц вытерпеть мучения во Имя Небесного Жениха. Все три девицы с радостью встречали свою мученическую кончину. Они были обезглавлены.

Чтобы продлить душевные страдания святой Софии, император разрешил ей взять тела дочерей. София положила останки их в ковчег и отвезла с почестями на колеснице за город и похоронила на высоком месте. Три дня святая София, не отходя, сидела у могилы дочерей и, наконец, предала там свою душу Господу. Верующие погребли тело ее на том же месте. Мощи святых мучениц с 777 года покоятся в Эльзасе, в церкви Эшо.

 

 

30 сентября 2012 Преосвященный епископ Нефтекамский и Белебеевский Амвросий с рабочим визитом посетил строящийся храм в честь Рождества Иоанна Предтечи села Кутерем.

Правящий архиерей ознакомился с ходом строительных работ храма. Пообщался с рабочими, поблагодарил их за труд во славу Божию, пожелал им душевных и физических сил в этом Богоугодном деле. 

30 сентября 2012 года, во второй половине дня, под председательством Преосвященнейшего Амвросия, епископа Нефтекамского и Белебеевского состоялось совещание директоров и учителей воскресных школ Нефтекамской епархии.

На встречу собрались руководители и преподаватели Воскресных школ городов: Бирска, Белебея, Дюртюлей, Янаула и других населённых пунктов Нефтекамской епархии.

Это первая подобная встреча после образования Нефтекамской и Белебеевской епархии. Основной целью было знакомство представителей школ друг с другом и ознакомление с планом мероприятий на предстоящее полугодие.


В своем приветственном слове к участникам совещания епископ Амвросий отметил: «К сожалению, не удалось в школах нашей республики ввести урок «Основ православной культуры», поэтому весь груз православного воспитания ложится на воскресные школы, они остаются единственной возможностью приведения детей к Богу».

Этот вопрос настолько серьезно рассматривается в епархии, что была введена должность советника епископа по проблемам воспитания детей воскресных школ и религиозного образования.

Владыка обратил особое внимание на введение в программы воскресных школ не только изучения Закона Божия, но и создания в них различных кружков для выявления талантов у детей и привлечения в школы подростков.

Активно обсуждались вопросы о нехватке кадров в воскресных школах, об отсутствии  помещений для занятий, о создании летних православных лагерей в Нефтекамской епархии и сборов на школьных каникулах.

Также был, затронут и вопрос о создании в будущем воскресных школ для взрослых.

В конце встречи в неформальной обстановке представители школ поделились своими достижениями и опытом в привлечении в школы детей разных возрастов и обменялись контактами.

Наталья Левчук.

29 сентября 2012 года гостем программы «Церковь и мир», выходящей на телеканале «Россия 24», стал историк, писатель и телеведущий Ф.В. Разумовский. С ним беседовал председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион.

Митрополит Иларион: Здравствуйте, Феликс!

Ф.В. Разумовский: Здравствуйте, владыка. Сегодня наша страна имеет уникальную возможность обратиться мыслью и памятью к событиям 1812 года. Мы размышляем об этих победах, о героях, о том, что тогда происходило, и вообще, об очень многом размышляем в связи с событиями 1812 года. В частности, есть такая тема, которую, насколько я понимаю, затрагивают редко: кем были наши противники, что они из себя представляли, в частности, в культурном и духовном плане?

Под знаменами Наполеона к нам пришла Европа. И что же мы видим? Как вела себя Великая армия в Москве? Мы видим, что ее солдаты творили совершенно невозможное кощунство и святотатство: грабили храмы, устраивали в них жилье и даже конюшни, на престолах и жертвенниках проводили какие-то пьяные оргии. А в Успенском соборе Кремля был поставлен плавильный горн, в котором переплавлялись сдираемые с икон, иконостаса серебряные ризы, отломанные куски саркофагов русских святителей. При этом на столпе записывалось количество серебра и золота. Я хочу здесь просто напомнить, что в Московский Кремль в тот момент допускалась только французская гвардия и там жил император Наполеон. Значит, просто на глазах у императора лучшая часть французского общества творила такие беззакония! Я уже не говорю о попытках взрыва всех московских святынь после ухода Наполеона из Москвы. Как можно себе это сегодня объяснить? Неужели этот мир, который пришел к нам с войной, ничего общего не имел с христианской культурой, с христианской цивилизацией, неужели это были совершенно другие люди?

Митрополит Иларион: Мне кажется, для того, чтобы понять мотивацию тех людей, мы должны обратиться, прежде всего, к опыту Французской революции. Революция надломила Францию, она стала водоразделом между историей старой, католической Франции и той новой историей, которая, по сути дела, продолжается до сих пор. И хотя Наполеон в значительной степени, в политическом отношении, отошел от идеалов Французской революции, та идеология, на которой он был воспитан, в нем сохранялась.

Интересно его отношение вообще к религии — ведь Наполеон не испытывал к ней того воинствующего неприятия, которое было характерно для Французской революции, для ее основных деятелей. Его отношению был, скорее, свойственен прагматизм, то есть религия представлялась Наполеону полезной в том случае, если она помогала в достижении каких-то государственных целей.

Когда Наполеон шел в Россию, он мотивировал этот поход (как, впрочем, и все остальные свои военные походы) тем, что несет свободу и просвещение. Просвещение, понимаемое, прежде всего, в духе Французской революции. И это означало, по сути дела, отказ от религиозных идеалов, отказ от святынь и от должного к ним отношения.

Захватчики не воспринимали Россию как Святую Русь, не видели в наших православных храмах места поклонения Богу — все это воспринималось как объект разграбления, объект надругательства.

И вот здесь столкнулись две очень разные идеологии, потому что и наш народ, и наше дворянство, наши офицеры были верующими, даже если некоторые из них лучше говорили по-французски, чем по-русски, даже если некоторые из них были проникнуты идеями Французской революции. В нашей народной душе сохранялась глубокая вера. И когда люди собирали ополчение против Наполеона, выступали в битву, они призывали помощь Божию и осознавали себя защитниками не только своих очагов, не только своего земного отечества, но и своих святынь.

Может быть, именно это и предопределило в конечном итоге поражение французов и победу русского оружия, потому что силой одного только оружия, одними военными силами было невозможно достичь такой победы.

Ф.В. Разумовский: Хочу напомнить, что когда русская армия в составе союзных сил вошла в Париж в марте 1814 года, ничего подобного во французской столице не было.

Митрополит Иларион: Никакого мародерства.

Ф.В. Разумовский: Более того: когда государь Александр I узнал, что роялисты (то есть французские монархисты) собираются сбросить с Вандомской колонны статую Наполеона, то он приставил караул, чтобы этого не произошло.

А сейчас, владыка, я бы хотел обратиться к другому аспекту этой безграничной темы — темы войны 1812 года, и поговорить о том, что в этой критической ситуации в России появился национальный вождь. Я, конечно, имею в виду Михаила Илларионовича Кутузова. Несмотря на наличие армии, генералов, офицеров, требовалась фигура совершенно другого характера — был нужен не военный, не управленец, а человек, который мог бы объединить армию и народ и повести их на борьбу с завоевателем. Необходимость этой фигуры была совершенно понятна всем, и именно поэтому был назначен Кутузов. Как Вам кажется, нужен ли сегодня, если можно так выразиться, «институт национального вождя», или эта страница перевернута и, в общем, у нас сегодня совершенно другие заботы и ощущения?

Митрополит Иларион: Я думаю, что нет и не может быть «института национального вождя». Вождь или есть, или его нет. Эту фигуру невозможно институционализировать. Ведь если мы скажем: вот институт национального вождя — то мы будем должны подобрать на это место какую-то фигуру. Так не бывает. Эта фигура либо приходит, либо нет, либо появляется, либо нет. Это как пророки. Ведь невозможно сказать: «Нам нужен пророк, давайте сейчас где-то найдем человека и назовем его пророком». Пророк — это человек, которого Господь призывает в нужный момент. И я верю, что такие исторические личности, как Кутузов, — это люди, которых призывает именно Господь для спасения того или иного народа в тот или иной исторический момент.

Величайшая заслуга Кутузова состояла в том, что, в отличие от очень многих полководцев, от того же Наполеона, он достигал цели с наименьшими потерями. Для него было важно сохранить армию, сохранить людей, для него было важно, чтобы как можно меньше крови пролилось. Поэтому он позволил Наполеону войти в Москву. Для Наполеона это была красивая победа, которая досталась дорогой ценой. Но этот печальный лозунг «мы за ценой не постоим», который повторялся в другую уже Отечественную войну, в войну, которую помнят наши родители, наши бабушки и дедушки, не был характерен для Кутузова. То есть, когда для достижения той или иной политической цели, для завоевания того или иного города или рубежа имеется готовность использовать любые способы и пойти на любые потери, то возникает вопрос о нравственной ответственности полководца.

У Кутузова чувство нравственной ответственности было очень сильно. Таким же был Суворов, таким же был Ушаков. Это были люди, которые, прежде всего, заботились об отечестве, но не только как о территории, а как о населении, людях. И они берегли людей, и им удавалось добиваться выдающихся побед с минимальными потерями.

Но давайте вернемся к теме, которую Вы затронули, к теме национального вождя. Конечно, национальный вождь нужен. Он бывает необходим в какие-то моменты истории, как правило, в переломные. От этого человека, от его нравственных качеств очень многое зависит. Иногда судьба целых народов зависела от одного человека. В этом — риск любого национального вождя, но в этом и тот вызов, который положение национального вождя ставит перед ним самим и перед его народом.

Ф.В. Разумовский: Я хочу напомнить, что удалось сделать с помощью Кутузова именно как вождя — ведь в тогдашней России, в тот момент, когда туда вошел Наполеон, было много проблем. Не нужно думать, что это было общество процветающее и свободное от всяких противоречий. И одно из противоречий имело для истории России просто роковое значение — это раскол, причем, раскол не классовый, как это пытались представить потом большевики, а культурный раскол между, как тогда говорили, белой и черной костью, между мужиком и барином. И когда Великая армия только вторглась в пределы России, у многих крестьян появилось ощущение, что сейчас они получат свободу, что они изгонят из деревни помещиков и что начнется совершенно другая жизнь. Кстати, Наполеон хотел использовать эти настроения, но не решился. Так вот, в какой-то момент, мне кажется, именно с появлением Кутузова, этот раскол был забыт — по крайней мере, на время борьбы с врагом.

Митрополит Иларион: Но интересно, что именно в культурном отношении наш высший класс, наша аристократия были гораздо ближе к завоевателям, чем к народу. Ведь говорили даже между собой по-французски. Эта ситуация замечательно описана у Толстого в «Войне и мире». Читая эту книгу, мы ощущаем эту культурную пропасть между нашей франкоговорящей аристократией и простым народом. И в то же время, когда встает опасность для Отечества, когда люди понимают, что они рискуют потерять свою Родину, эти культурные различия оказываются вторичными, а чувство причастности к общему делу защиты Родины и святынь становится превалирующим, главным. И я думаю, что эта великая победа в нашей первой Отечественной войне во многом стала возможна благодаря тому, что сумели сплотиться все классы нашего общества — и простой народ, говоривший по-русски, и аристократия, говорившая по-французски. Пожалуй, это и есть самый главный урок Отечественной войны 1812 года.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Вы здесь: Главная События Епархиальные новости Информационная служба

Популярные статьи